Тема: «Использование дидактических игр в профилактике оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста»
Дисграфия – это частичное специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.
Дисграфия выражается в специфических и повторяющихся ошибках на письме, не связанных с незнанием правил правописания, и допускаются эти «странные» ошибки там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений. В связи с ростом процента детей, страдающих дисграфией, возрастает актуальность профилактики этого расстройства до начала школьного обучения.
Оптическая дисграфия связана с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв. Часто смешивание букв по оптическому сходству принимают за обыкновенные «описки», но это не так – эти ошибки не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии.
Одной из причин сложности усвоения ребенком зрительных образов букв является несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте. Так, если ребенок не научился в свое время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет сложно заметить, что у письменной буквы «П» палочка короткая, а у буквы «Р» - длинная; если не усвоил, что предметы могут располагаться справа и слева друг от друга и т.п., то ему будет сложно понять, что овал у буквы «Ю» располагается справа, а не слева.
Также, у детей, страдающих оптической дисграфией, отмечается недоразвитие зрительно-моторной координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти.
Проявления оптической дисграфии заключаются в следующем: 1. Замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов (письменные И-Ш,Ц-Щ,П-Т, Л-М) или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов (письменные строчные В-Д, Б-Д, Ш-Т).
2. Недописывание элементов букв.
3. «Зеркальное» изображение букв.
В основу дидактических игр, направленные на профилактику оптической дисграфии положены следующие приёмы: - развитие зрительных представлений в целом (форма, размер, расположение в пространстве); -узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и т.д.); - узнавание букв, наложенных друг на друга; - узнавание букв по верхней или нижней половине; - обводка контуров букв; - вылепливание смешиваемых букв из пластилина, «письмо» их в воздухе (опора на более сохранный, например, зрительный (у детей с нормальным зрением) или двигательный анализатор) и т.д.
Целями и задачами дидактических игр, направленных на профилактику оптической дисграфии, является следующее: - формирование у детей правильного зрительного образа буквы; - развитие зрительного внимания; - развитие зрительного восприятия; - ориентировка в пространстве и на листе бумаги; - формирование понятий вверху, внизу, справа, слева, в центре; - развитие мелкой моторики
В старшей группе используются:
1. «Смотри, не ошибись» (показать части тела по словесной инструкции)
2. «Чудесный мешочек»
3. Игра «Найди отличия».
4. «Отгадай, в какую сторону едет машинка, плывет рыбка и т.д.»
6. «Дорисуй вторую половинку»
7. Игра «Что перепутал художник»
8. «Найди одинаковый предмет»
9. «Красный, желтый, зеленый»(выбираются предметы одного цвета)
10. «Найди предмет такой же формы»
11. Игра «Большой – маленький»
12. «Разложи вещи» и другие игры с предлогами
13. «Разложи фигурки» (ориентировка на листе бумаги – верхний правый, нижний левый, центр и т.д.)
14. «Где звучало?» ( с закрытыми глазами определить, где звучит погремушка: сверху, сзади и т.д.)
15. «Найди приз» (хождение по словесной инструкции)
16. «Геометрическое лото»(набор карточек с изображением предметов, в которых видна геометрическая фигура)
17. «Разрезные картинки»
18. «Поставь нужный кружок» (На предмете белый кружок. Ребенку предлагают его закрыть походящим кружком)
19. «Что изменилось?»
20. «Чего не стало?»
21. «Что купили?»
22. «Посмотри, запомни, назови»
23. «Отгадай, кого загадали?» (этот ребенок стоит за…, перед…., последним, между …., около …, первым)
В подготовительной группе добавляются:
1. Игра «Веселые картинки».
В игру входят картинки, составленные из разных комбинаций букв. Например, «Домик», «Девочка» и другие, по разным лексическим темам.
Ребенку предлагается: - найти и назвать буквы, из которых состоит изображение на картинке; - показать, какие из этих букв изображены правильно, а какие нет (написаны зеркально, перевернуты и т.д.);
- сказать, на какой предмет похожа буква по форме; - сказать, где находится буква по отношению ко всему изображению в целом (справа, слева, внизу, вверху, в центре)
2. Игра «Волшебная рамка».
Игра представляет собой набор парных карт. На одной карте написаны три варианта одного и того же слова. Один вариант правильный, а в остальных допущены ошибки (зеркально написанные буквы, перевернутые и т.д.). Слова разной степени сложности. Самые простые состоят из трёх букв, сложные из шести. На другой карте вырезано правильно написанное слово (это и есть «волшебная рамка»).
Ребенку сначала предлагается найти правильно написанное слово. Затем взрослый дает ему вторую карту и предлагает проверить, правильный ли выбор ребенок сделал. Если задание выполнено верно, то в «окошечках» станут видны буквы («слово в рамочке»). Если неверно, то не все «окошечки» окажутся закрытыми полностью.)
3. Игра «Буквы-половинки».
Игра состоит из 64 карточек. На 32-х изображена верхняя часть букв алфавита, на оставшихся 32-х – нижняя. Буквы, обозначающие гласные звуки, написаны красным цветом, согласные – черным.
Ребенку предлагается собрать букву. В игре может принимать участие один или несколько детей (например, «Кто больше букв соберет?»).
4. «Хитрый трафарет».
Игра состоит из 32-х трафаретов (формата А4), выполненных из плотного картона, с правильно и неправильно изображенными буквами (зеркально написанными, перевернутыми и т.д.).
Ребенку нужно обвести только те буквы на трафарете, которые, на его взгляд, изображены верно. Можно дать дополнительное задание: раскрасить или заштриховать обведенные буквы. В игре может принимать участие один ребенок или небольшая группа детей.
5. Графические диктанты, буквенные диктанты
6. Игра «Шифровка»: расшифруй слова, записав вместо цифры букву (н-р, п-2: 2алка – палка)
7. «Пекари»( Слепи из пластилина)
8.Выкладывание букв из: пуговиц, палочек, шнурков, фасоли и т.д.
9. «Обведи по точкам и угадай предмет»
10. «Зеркало» (Найди, где буква, а где её отражение)
11. «Буквы спрятались» (Нахождение буквы в слове)
12. «Вышивай, запоминай» (Шнуровка букв)
13. «Ластик» (Стереть с буквы лишние элементы)
14. «Отгадай букву» (По тактильному ощущению)
Профилактика оптической дисграфии в дошкольном возрасте позволяет избежать появления или минимизировать проявления данного нарушения письменной речи у детей во время школьного обучения.