Использование ЭОР на уроках русского языка
Электронные образовательные ресурсы стремительно проникают во все сферы нашей жизни, и образование не является исключением. Внедрение ЭОР в процесс обучения русскому языку открывает новые горизонты для преподавателей и учащихся, предлагая инновационные подходы к изучению предмета. От персонализированного обучения до автоматической проверки заданий – потенциал огромен.
Персонализация обучения
Одной из ключевых преимуществ ЭОР является их способность адаптировать учебный материал под индивидуальные потребности каждого ученика. ИИ-системы могут анализировать успеваемость, выявлять слабые места и предлагать задания, нацеленные на улучшение конкретных навыков. Например, если ученик испытывает трудности с падежами, ИИ может сгенерировать дополнительные упражнения именно на эту тему, используя различные контексты и уровни сложности. Это позволяет создать по-настоящему персонализированную траекторию обучения, что особенно важно для русского языка с его сложной грамматической системой. Индивидуальный подход позволяет оптимизировать процесс обучения и позволяет каждому обучающемуся быть вовлеченным в процесс.
Улучшение произношения и понимания речи
ЭОР могут быть неоценимым инструментом для развития навыков говорения и аудирования. Приложения с функцией распознавания речи позволяют ученикам практиковать произношение, получать мгновенную обратную связь о правильности артикуляции и интонации. Специальные программы могут имитировать диалоги с носителями языка, помогая ученикам преодолеть языковой барьер и улучшить свои коммуникативные навыки. Кроме того, можно анализировать аудиозаписи и видео, вычленяя ключевые слова и фразы, что способствует более глубокому пониманию устной речи. Особенно ярко это происходит на уроках литературы. И стандартный вопрос: «Что хотел сказать автор?» не остается без ответа.
Автоматизация рутинных задач
Преподаватели часто тратят много времени на проверку домашних заданий, написание диктантов и тестов. ЭОР могут значительно облегчить эту нагрузку. Системы на базе ИИ способны проверять орфографию, пунктуацию, грамматику и даже стилистику текстов, указывая на ошибки и предлагая исправления. Это освобождает время преподавателя для более важных задач, таких как индивидуальная работа с учениками, разработка креативных заданий и анализ их прогресса. Автоматическая оценка также гарантирует объективность и единообразие в проверке.
Увлеченность предметом
Использование интерактивных игр помогает увлечь обучающихся процессом усвоения знаний. А также помогает отработать усвоенный материал без зубрежки, монотонного изложения и повторения. Знания усваиваются прочно и легко, а разве не об этом мечтают учителя и обучающиеся?
Поиск информации и умение работать с ней
Доступ к обширным ресурсам и интерактивным материалам
ЭОР может выступать в роли мощного поискового инструмента, предоставляя мгновенный доступ к огромному объему информации: от правил русского языка до примеров их использования в литературе и публицистике. Интерактивные платформы на базе ИИ могут предлагать игры, викторины и симуляции, делая процесс обучения более увлекательным и динамичным. Ученики могут исследовать исторические аспекты языка, его развитие, а также погружаться в культурный контекст, что способствует более глубокому пониманию предмета.
Вызовы и перспективы
Несмотря на очевидные преимущества, использование ЭОР в образовании сталкивается и с определенными вызовами. Важно обеспечить качество и надежность ЭОР , а также обучить преподавателей их эффективному использованию. Существует также необходимость в разработке этических норм, регулирующих сбор и использование данных учащихся.
В будущем ЭОР , вероятно, станут неотъемлемой частью образовательного процесса, особенно в изучении языков. Они смогут не только помогать в освоении грамматики и лексики, но и способствовать развитию критического мышления, креативности и межкультурной коммуникации. Использование ЭОР на уроках русского языка – это не замена роли учителя, а мощный инструмент, который позволяет сделать обучение более эффективным, интересным и доступным.
Литература
Анна
Сабадашева
.
Использование нейросетей на уроках русского языка и литературы
Алейникова, Д. В. К проблеме общения человека с искусственным интеллектом / Д. В. Алейникова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и
педагогические науки. – 2023. –
Вып
. 3 (848). – С. 9-15. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-problemeobscheniya-cheloveka-s-iskusstvennym-intellektom (дата обращения: 05.06.202
5
).
Беликова, Е. К. Проблема отнесения искусственного интеллекта к числу современных феноменов культуры / Е. К. Беликова // Общество: философия, история, культура. – 2024. – № 2(118). – С. 60-65. – DOI 10.24158/fik.2024.2.7. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=60785965 (дата обращения: 05.06.202
5
).
Дзялошинский
, И. М. Искусственный интеллект: гуманитарная перспектива / И. М.
Дзялошинский
// Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. – 2022. – Т. 21, № 6. – С. 20-29. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-gumanitarnaya-perspektiva (дата обращения: 05.06.202
5
).
Иванова, И. С. Искусственный интеллект в кино и художественной литературе / И. С. Иванова // Человек в современном мире: искусственный и естественный интеллект: соперничество или соработничество
? :
сб. науч. тр. –
Рагуза :
Издательство «Энциклопедист-Максимум», 2024. – С. 139-150. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=55810625 (дата обращения: 05.06.202
5
).