Использование игровых форм работы на уроках английского языка
Цель обучения иностранному языку – это формирование иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся. Однако достичь ее, не находясь среди носителей языка, очень трудно. Поэтому важной задачей учителя является создание на уроке иностранного языка реальных и воображаемых ситуаций общения, используя для этого различные приемы работы. Одним из таких приемов является игра. Игра – простой и естественный способ познания человеком окружающей действительности, наиболее доступный путь к овладению знаниями, умениями, навыками.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению английского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, то есть усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Существуют различные типы игр.
Грамматические игры.
Цели:
· научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
· создать естественную ситуацию для употребления, данного речевого образца;
· развить речевую активность и самостоятельность учащихся. Игры включают наиболее важный грамматический материал - глаголы be, have, may, can, конструкцию there is, временные глагольные формы группы Simple, Perfect, косвенную речь и т. д.
Например, глагол to have хорошо усваивается в игре “Button”. Все ученики держат ладони лодочкой. Ведущий кладет пуговицу в руки одного из них, а другой ведущий должен угадать, у кого она находится. Второй ведущий обращается к ученику: “Button, button! Have you a button? “No”, слышит он в ответ и обращается с этим же вопросом к другому ученику. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не угадает, у кого в руках пуговица; при этом он может задать только три вопроса. Эта игра готовит учащихся к диалогической речи. Или, для отработки более сложных фраз с глаголом to have может быть использована игра “Скорый поезд”. Предлагаю умеренный темп проговаривания фразы, например: “I have a book in my hand”. Через некоторое время предупреждаю, что “поезд” набирает скорость и ускоряет темп проговаривания фразы. Все учащиеся спешат проговорить фразу, чтобы “не отстать от поезда”.
Лексические игры.
Цели:
· тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
· активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
· развивать речевую реакцию учащихся.
Пример лексической игры. Чтобы закрепить в речи лексику по теме “Утро школьника”, проводится игра “Пантомима”. Ведущий выходит из класса, а группа ребят располагается у доски. Каждый жестами и мимикой изображает одно из действий по заданной теме. Учитель говорит ведущему: Guess what every pupil is doing. Примерные ответы: This boy is doing morning exercise. That girl is washing her face. И т.д.
Фонетические игры.
Цели:
· тренировать учащихся в произнесение английских звуков;
· научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения.
Фонетическая игра: Какой звук я задумал? (Игра-загадка). Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку. Другой пример игры:
Назови слово. (Игра с предметом ). Ведущий бросает участникам по очереди мяч, называя слово в котором этот звук слышится
Орфографические игры.
Цель:
упражнение в написании английских слов. Например: “A Spelling Stair”. И.т.д.
Игра как средство развития интереса учащихся, их способностей, мышления и активности в процессе обучения и восприятия привлекает внимание учителей иностранного языка. Тщательно продуманная и хорошо проведенная игра облегчает введение и закрепление языкового материала (лексики, грамматики, фонетики) и способствует формированию соответствующих умений и навыков. Игра является также эффективным средством при обучении различным видам речевой деятельности (слушанию, говорению, чтению, письму). Учащиеся при достижении определенных результатов испытывают радость, удовольствие и удовлетворение. Игры можно использовать на всех этапах обучения. Учитывая психологические особенности развития младших школьников, необходимо отметить, что игра способствует непроизвольному запоминанию. Таким образом, использование различных видов игр является успешным и результативным методом при обучении иностранному языку. Одним из удачных вариантов игры в младших классах являются игры с игрушками. Игра “Have you (got) ... ?” Целью этой игры является тренировка учащихся в употреблении лексики (животные) и общих вопросов со структурой Have got. Ученикам предлагается внимательно посмотреть на игрушки и запомнить их. Затем ученики отворачиваются, а ведущий берет со стола игрушку и прячет за спиной. Остальные игрушки закрываются. Ученики поворачиваются и задают вопросы: “Have you got a fox?”, “Have you got a rabbit?” и т.д. до тех пор, пока кто-либо из учеников не отгадает. Он и занимает место ведущего.
На среднем и старшем этапах содержание языкового материала и характер заданий предлагаемых игр должны быть направлены не на простое восприятие и воспроизведение материала, а на развитие у учащихся умения выявлять, сопоставлять и сравнивать явления и факты; анализировать и синтезировать; выделять существенное от второстепенного; делать правильные выводы.
Если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир незнакомого языка.
Одним из этих подходов и является игра, сильнейший фактор психологической адаптации ребёнка в новом языковом пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрения ребёнка в мир языка.
Таким образом, игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Место игр на уроке и отводимое им время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т. д. Индивидуальные и тихие игры можно выполнить в любой момент урока. Коллективные желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности и т. д. Что касается фиксации ошибок во время игры, то желательно, чтобы учитель делал это, не отвлекая учащихся, осуществляя анализ после окончания игры. Подбадривание учащихся, поощрение их деятельности необходимы для устного протекания игры, создания правильных межличностных отношений в коллективе.
Тюменская область, г. Заводоуковск, МАОУ «СОШ №4»
Учитель английского языка Благинина Ю.Н.