Методическая разработка по теме: ?Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках окружающего мира? Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №19 г. Сургут Устинова Ольга Васильевна г.Сургут 2024 г. Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы. Компьютер является одним из эффективных технических средств, при помощи которого можно существенно разнообразить и активизировать процесс обучения. Предмет ?Окружающий мир? в начальной школе — сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Каждое занятие, проводимое с помощью ИКТ вызывает у детей эмоциональный подъем, побуждает интерес к работе. Это средство обучения привлекательно и для учителей: компьютер помогает лучше оценить способности и знания учеников, находить новые формы и методы обучения, проявлять творческие способности. Оно позволяет изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление. При этом ИКТ базируется на методе проектов, так как метод проектов формирует умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. То, что не мог сделать один ученик, в совместной деятельности оказывается вполне достижимым, причем на основе собственных, самостоятельных усилий. С другой стороны, метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. Оно может проводиться учащимися как индивидуально, так и в парах, группах в течение определенного отрезка времени. Возможность использования ИКТ на уроках окружающего мира позволяет демонстрировать на уроке: фотографии животных, растений, памятников и др.; отсканированные карты, иллюстрации и др.; схемы, таблицы; тесты, кроссворды для проверки знаний; видеоматериалы; аудиозаписи. Визуальное и аудио - восприятие способствует лучшему запоминанию и усвоению детьми материала. Главная задача учителя начальных классов состоит в постепенном переводе сознания детей о назначении компьютера не как игрового автомата, а как средства получения знаний. Методика использования мультимедиа технологий предполагает совершенствование системы управления обучения на разных этапах урока, повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий, демонстрацию возможностей компьютера не только как средства для игры. Использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет: усилить образовательный эффект; повысить качество усвоения материала; совершенствовать систему управления обучением на разных этапах урока; усилить мотивацию учения; сформировать навыки самоконтроля. Для сохранения здоровья детей при использовании ИКТ я стараюсь соблюдать следующие правила: учитываю возрастные особенности и интересы детей; контролирую непрерывное время работы с мультимедиапроектором и экраном (2 класс-10 минут, 3 класс- 15 минут, 4 класс- 20 минут); чередую виды и формы работы; слежу за темпом работы; исключаю всякое принуждение и подавление желаний ребенка. Целесообразно использовать ИКТ на следующих этапах урока: этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук); этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация); этап закрепления новых знаний (вопросы, тесты, кроссворды). Внедрение ИКТ мною было осуществлено по следующим направлениям: - использование готовых обучающих программ; - создание презентаций к урокам; - метод проектов в сочетании с ИКТ; - работа с ресурсами Интернет. Каждое занятие, проводимое с помощью ИКТ вызывает у детей эмоциональный подъем, побуждает интерес к работе. Это средство обучения привлекательно и для учителей: компьютер помогает лучше оценить способности и знания учеников, находить новые формы и методы обучения, проявлять творческие способности. Информационно-коммуникационные технологии открывают широчайший диапазон для совершенствования учебного процесса. Приведу варианты использования ИКТ на уроках ?Окружающего мира? в начальной школе. I. Использование мультимедийных презентаций. Тематические презентации, созданные в Microsoft Power Point, могут представлять собой электронное сопровождение к текстам учебника. Они значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников. По некоторым темам ?Окружающего мира? у меня созданы целые комплексы презентаций. Презентации я создаю так, чтобы их было удобно использовать, чтобы они стали помощниками в моей работе. Одной из целей их создания я вижу в оказании помощи учителю в объяснении нового материала, закреплении и повторении. Преимущества презентаций на уроках ?Окружающего мира?: огромное количество наглядного материала: фотографий, рисунков, схем позволяет реализовать не только принцип наглядности в обучении, но заинтересовать учащихся и активизировать их внимание. Ведь недаром говорят – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать; весь материал на слайдах уроков расположен в логической последовательности, что не упускает цепочку мыслей учителя, а также не позволит о чём-то позабыть; уроки-презентации насыщены множеством вопросов и заданий, заранее подобранных из разных источников, что позволяет учителю вести активный диалог с учащимися, имея гору вопросов и задач под рукой, не теряя время на листание книг и поиска в них заданий; стало возможным интересно проводить нестандартные уроки с использованием видеофрагментов, музыкальных слайд-шоу, электронного дидактического материала: кроссвордов, игр, конкурсов и т.д. Использование обучающих программ. Еще одно из направлений применения ИКТ на уроках — использование готовых программных продуктов. Мультимедийный учебник ?Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир? (для начальных классов) включает тематические уроки, анимированные интерактивные задания. В уроки включены игровые тестовые задания, загадки, видеофрагменты, занимательные факты. Материал, представленный в доступной форме, способствует развитию познавательного интереса школьников. Электронное пособие ?Природа, человек, общество? обеспечивает поддержку образовательного процесса. Дополняет содержание и методику обучения материалом, который увеличивает возможность обогащения чувственного опыта обучающегося (демонстрации, анимации), обеспечивают условия для индивидуализации процесса обучения (упражнения, тесты, игровые сюжеты). Разгадывание кроссвордов. При обобщении знаний очень полезным бывает разгадывание кроссвордов по различным темам предмета ?Окружающий мир?. Особый интерес вызывают у ребят кроссворды, сделанные на компьютере. Они с удовольствием отгадывают слова, сами того не замечая, что им не раз пришлось перелистать странички книги и ещё раз прочитать некоторые темы. Конечно же, все это способствует систематизации и обобщению знаний учащихся. Тест на компьютере. Для проверки знаний я часто использую тестирование на компьютере. Это помогает экономить время как на уроке, так и после него, так как дети за выполненную работу сразу получают оценку. После чего можно посмотреть свои ошибки и тут же проанализировать результаты всего класса. Это я делаю ещё и для того, чтобы дети учились работать с тестами, так как это особый вид деятельности, требующий определённых навыков при ответе на вопросы. Использование раздаточного материала. Использование компьютера позволило готовить для уроков ?Окружающего мира? огромное количество дидактических материалов, карточек для проверки знаний и самостоятельных работ. Появилась возможность дифференцированного подхода в обучении: каждому учащемуся есть возможность дать задание по силам. Викторины. Викторину очень полезно проводить на уроках обобщения знаний, особенно перед контрольными работами. Игровая форма заинтересовывает ребят, полностью, и душой, и мозгом окуная в научный мир. Набранные в игре баллы зажигают команды. Дети, сами того не замечая, мыслят, запоминают, повторяют. Им интересно и скучать некогда. Игры. При проведении уроков закрепления и обобщения пройденного можно использовать известные учащимся виды игр из телевизионных программ. Ведь дети всегда мечтают об участии в такой игре. А использование проектора позволяет сделать игру реальной, настоящей, насыщенной фотографиями, рисунками и видеосюжетами. Следует отметить, что многие дети очень быстро втянулись в работу, интерес не пропадал ни у кого. Дети самостоятельно подбирали иллюстрации к работе, находили дополнительный материал в библиотеке, в ресурсах Интернет, самостоятельно печатали находки в текстовом редакторе. Когда материал по выбранной теме был полностью собран, в индивидуальном порядке шло редактирование. При сборе и обработке информации дети часто обращаются за помощью к учителю и родителям. Очень важно привлечь родителей учащихся к использованию средств ИКТ в обучении, воспитании и развитии детей. Особое значение в этом плане имеет совместное с родителями выполнение проектов различной сложности с применением электронных средств. Совместная с родителями проектная деятельность, активное участие в решении творческой задачи более опытного и компетентного в использовании ИКТ взрослого, позволяет школьникам справляться с заданиями более осмысленно, воспринимать эти учебные задания не как учебные поручения, а как возможность проявить свои творческие силы. Учебные задания становятся интересными и важными лично для ученика, если в его исполнении принимают участие родители или другие старшие, а может быть и младшие члены семьи. Так дети не только успешно осваивают модели учебной деятельности, но и приобретают конкретные технические навыки в использовании ИКТ, а также получают представления о широком спектре технических решений оборудования и информационных ресурсов. Уровень качества знаний учащихся по предметам постоянно растет, а особенно по окружающему миру по следующим причинам: - информация предлагается в виде наглядных образов, что облегчает восприятие; - применение ИКТ оказывает воздействие не только на слуховой канал, но и зрительный; - повышается интерес детей к получению знаний через работу с компьютером. Отслеживание результатов я провожу через систематическую диагностику качества образования учащихся: На основе мониторинга выстраиваю стратегию и тактику учебной деятельности (от целей до результата), создаю комфортные условия для активизации учебной деятельности учащихся; Применяемые диагностики позволяют мне управлять процессом обучения с учетом индивидуальных возможностей и способностей младших школьников; Диагностика дает мне информацию и о качестве процесса обучения через применяемые технологии, методы и приемы организации учебного занятия; Мониторинг позволяет отслеживать результаты, сравнивать их, устанавливать динамику, находить причины повышения или снижения качества знаний, вновь ставить цель и идти к результату. При планировании уроков с применением ИКТ, соблюдаю следующий алгоритм: на организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. на этапе актуализации знаний учитель формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрируется в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя. проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии при воспроизведении знаний при тестировании. изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель. систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах. При проведении уроков окружающего мира можно использовать следующие методы и приемы на базе информационно-коммуникационных технологий: Методика использования обучающее - контролирующих программ на уроке. В обучающих программах звуковое и графическое оформление позволяет детям воспринимать их как ?игры?. Множество игровых ситуаций и занимательных заданий делают процесс обучения максимально увлекательным. Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности и учителю и ученикам, т.к. содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить и углубить свои знания. Эти программы я использую для работы со всем классом. Они предполагают возможность соучастия детей в процессе обучения. Учитель работает за клавиатурой, а дети совместно обсуждают выводимый на экран материал. Учащиеся делятся на группы для совместной работы, а я после обсуждения ответов в каждой группе, ввожу результат в компьютер. Методика использования творческих заданий на уроках окружающего мира с использованием средств Microsoft Office Power Point -создание презентаций. При создании презентаций я соблюдала такую последовательность: поиск наглядности, соответствующей теме урока; знакомство с содержанием урока и построение материалов в нужной последовательности в программе Power Point; вставка текстовой информации, таблиц, схем; оформление слайдов, анимация. Создание презентаций позволяет учителю: наглядно представлять материал; интенсифицировать процесс объяснения нового материала; регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации; повышать познавательную активность учащихся. Создание презентаций позволяет ученику: наглядно представить учебный материал; быть заинтересованным на уроке; воспринимать новый материал на основе богатой наглядности и звука. Метод проектов в сочетании с технологией ИКТ. Метод проектов - это одна из личностно - ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Суть метода проектов - ?стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления?. (Полат Е.С. Метод проектов). Другими словами смысл метода проектов состоит в самостоятельном освоении учащимися учебного материала и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. (мультимедийной презентации). При работе по методу проектов вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; проведение сбора данных; анализ полученных данных; оформление конечных результатов; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода ?мозгового штурма?, ?круглого стола?, творческих отчетов, просмотров и т. п.)?. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может инициативно выдвигаться учителем по данному предмету с учетом интересов и способностей учащихся. В другом случае - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственный опыт. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, т.к. учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, и поискового, творческого характера. Каковы же возможности применения ИКТ? компьютер обладает достаточно широкими возможностями в создании благоприятных условий для учителя и учащихся; использование ИКТ позволяет сочетать новые и традиционные технологии; использование ИКТ на уроках дает возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повышает творческий потенциал личности; использование мультимедийного проектора позволяет эффективно работать над текстом; ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку, используя различные источники; использование текстовых заданий не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность детям самим оценить свои знания; применение ИКТ позволяет учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме; систематичное использование ИКТ на уроках приводит к повышению интереса, а значит и влияет на качество обучения. В заключении хочется отметить, что использование информационно – коммуникационных технологий необходимо, так как отвечает велению нашего времени, это – наше будущее. Но, как и в любом деле, всегда должна быть мера: не превращать урок только в развлекательно- созерцательную форму обучения. И здесь многое зависит от самого учителя, от его компетентности и профессионализма, с одной стороны, творческого потенциала – с другой. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий на уроках ?Окружающего мира? даёт мне возможность сделать следующие выводы. У детей сразу повысился интерес к урокам окружающего мира. Знания учащихся – глубже. Учащиеся стали говорить правильно и давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос. Использование тестов на уроке дисциплинирует учеников, они тщательно готовятся к урокам, стремясь к тому, чтобы получить большее количество баллов. Мои ученики уже не представляют уроки окружающего мира без компьютеров, презентаций, тестирования и интересных фильмов. Компьютерные средства, обладающие способностью откликаться на действия ученика, способствуют более широкому вовлечению ученика в учебный процесс Литература: 1.Байденко В.И. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса.-М.: Просвещение, 2001г. 2.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников.- М.: Просвещение, 1994 г. 3.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.-М.: Издательский центр?Академия?,2003 г. 4.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г. 5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. Народное образование, 1998 г. 6.Смирнова Н.К. ?Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе? 7.Елагина Л.В. ?ИКТ в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста". Информатика и образование, 2008 г. 8.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 2006г. 9.Крутецкий В.А. ?Психология?. М.: Просвещение,1980 г. 10.Люблинская А.А. ?Учителю о психологии младшего школьника?. М. ?Просвещение?, 1977г. 11.?Возрастная и педагогическая психология?. Под редакцией Гамезо М.В., Матюхиной М.В., Михальчик Т.С. М., Просвещение, 1984г. 12. Материалы ресурса Интернет. HYPER13PAGE HYPER15 6
Использование информационно–коммуникационных технологий на уроках окружающего мира