Использование инновационных технологий на занятиях по физической культуре в дошкольной образовательной организации

В современном информационном обществе, где цифровые средства передачи информации и компьютеризация проникают во все сферы нашей жизни, особую значимость приобретает проблема физической активности детей. Недостаточное двигательное поведение влечет за собой повышенный риск разнообразных заболеваний и негативное воздействие на психофизическое здоровье. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают цели, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, а также на формирование общей культуры личности, включая ценности здорового образа жизни. Для достижения этих целей особое внимание уделяется физическому воспитанию, являющемуся ключевым аспектом всестороннего развития детей в этом возрасте. Организованные физкультурные занятия и игровая активность способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, а также стимулируют обмен веществ в организме. Чем больше разнообразных движений освоит ребенок, тем шире возможности для развития его ощущений, восприятия и других психических процессов, что способствует его полноценному развитию.

Актуальность данной темы подтверждается практикой, где физкультурные занятия остаются источником радости для детей. Учитывая, что игра является основной формой деятельности детей дошкольного возраста, на занятиях наиболее эффективно используются игровые методы и подходы, способствующие привлечению внимания детей, вызывающие положительные эмоции и позволяющие объединить физическое развитие с углубленными знаниями о здоровье и здоровом образе жизни. Для решения этой задачи одним из направлений является целенаправленное применение новых технологий в физическом воспитании дошкольников, адаптированных к их возрастным особенностям.

Специальное внимание следует уделять физическому развитию в формировании личности ребенка. Это играет ключевую роль в полноценном воспитании детей дошкольного возраста. Основной задачей педагогов в дошкольных образовательных учреждениях является забота о здоровье детей, развитие их физических способностей. Физические упражнения для детей должны быть доступными и понятными. Желательно, чтобы каждое упражнение было оформлено в виде игры, стимулирующей интерес и приносящей пользу детям. Использование предметов во время физических упражнений позволяет детям взаимодействовать с окружающим миром. Использование нестандартного оборудования также способствует активизации двигательной активности, приносит эмоциональное удовольствие и расширяет знания о здоровом образе жизни.

Среди педагогических методов, применяемых в занятиях физической культурой с детьми дошкольного возраста, можно выделить здоровьесберегающие методы, игровые методы, методы проектной работы, методы исследовательской деятельности и информационно-коммуникативные методы.

Здоровьесберегающие методы – это неотъемлемая часть всей системы образования, так как они представляют собой основу для создания педагогической стратегии, направленной на сохранение здоровья детей. Профессор Н.К. Смирнов рассматривает здоровьесберегающие методы как набор методов, приемов и принципов, дополняющих традиционные подходы задачами здоровьесбережения. Он утверждает, что термин "здоровьесберегающий" описывает качественную сторону любого педагогического метода, который обеспечивает сохранение здоровья всех участников образовательного процесса, будь то дети или педагоги. Главной целью здоровьесберегающих методов является предоставление ребенку возможности сохранить свое здоровье, приобрести знания, умения и навыки для здорового образа жизни. Основные характеристики здоровьесберегающих методов – это результативность, применимость, повторяемость и оптимальность. Результатом внедрения таких методов становятся изменения в развитии и воспитании ребенка, которые произошли благодаря их использованию в течение определенного времени.

Игровая технология в образовании подразумевает организацию учебного процесса через разнообразные педагогические игры, которые имеют четко определенные цели и исходные результаты. Главной задачей игровой технологии является создание эффективной мотивационной основы для формирования навыков и умений, учитывая специфику дошкольных учреждений и уровень развития детей. Её целью является стимулирование высокой степени мотивации и осознанной потребности в овладении знаниями и умениями через активное участие ребёнка. Эта технология ориентирована на воспитание и обучение, учитывая методику игровой деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей, а также профессиональные навыки педагога. Её использование может быть как самостоятельным методом освоения определенной темы или материала, а также включаться в образовательную программу детского дошкольного учреждения.

Проектная деятельность как педагогическая технология – это комплекс методов, приемов и этапов, которые педагог использует последовательно для решения определенной задачи через исследование, поиск решений и практическое воплощение в конечном продукте. Иными словами, это организация процесса от начального замысла до конечного результата через последовательность этапов. Основная цель проектной деятельности – обеспечить детям возможность самостоятельно усваивать знания при решении практических задач и проблем, требующих использования знаний из разных областей.

Внедрение игровых, здоровьесберегающих и проектных технологий в работу инструктора по физической культуре улучшит эффективность образовательного процесса и способствует формированию ценностных ориентаций, направленных на поддержание и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, как взрослых, так и детей. Важно, чтобы каждая из этих технологий служила оздоровлению.

Вся педагогическая деятельность должна начинаться с получения информации о состоянии здоровья и физического развития каждого ребенка. Результативность оздоровительной работы во многом зависит от учета условий и образа жизни семей воспитанников, а также от комплексного подхода к организации, учитывающего профессиональные навыки педагогов. Проведение оздоровительных мероприятий должно включать психолого-педагогический аспект, воспитывая у детей осознанное отношение к здоровью и формируя навыки самозаботы о своем теле.

В нашем детском саду мы разработали программу "Физкультура+игра", объединяющую игровые, здоровьесберегающие и проектные технологии. Эта программа направлена на развитие физических качеств детей, стимулирование интереса к играм и формирование представлений о здоровом образе жизни в процессе занятий физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста. Она полностью соответствует требованиям ФГОС ДО и включает в себя тематический план с учетом возрастных особенностей, игровую деятельность и интегрированные занятия. Дошкольники изучают разнообразные упражнения и движения в игровой форме, а спортивные комплексы помогают закрепить навыки и способствуют развитию инициативы детей. Важно, что каждое занятие включает динамические паузы, дыхательные упражнения и оздоровительные минутки. Игра, сочетаемая с физическими упражнениями, не только привлекает детей, но и приносит радость, успех и помогает формировать позитивное восприятие мира и себя.

В рамках программы основной метод работы заключается в структурированной образовательной деятельности в области физической культуры. Данные занятия проводятся в специально оборудованном физкультурном зале с использованием необходимых спортивных инвентарей и атрибутов. Дети находятся в спортивной одежде, с соблюдением санитарно-гигиенических и методических требований для обеспечения их безопасности и здоровья.

Все уроки организованы в игровой форме с разнообразными видами упражнений и в различных игровых сценариях. Применение тематических сюжетных задач делает физкультурные занятия более эффективными и успешными. В рамках программы были проведены необычные игровые уроки физкультуры, включающие в себя интеграцию новых технологий, таких как игровые и здоровьесберегающие.

Пример 1. Физкультурное занятие "В цирке" проводилось в форме ролевой игры с сюжетом из мира цирка. Дети исполняли роли акробатов, силачей, гимнастов, жонглёров и даже имитировали животных. В ходе занятия проводилась разминка под музыку, а также включались массажи и дыхательные упражнения. Для разнообразия использовались нетрадиционные средства обучения.

Пример 2. Физкультурное занятие "Туристический поход" проходило в форме путешествия с преодолением препятствий. Дети в роли туристов проходили по предопределенному маршруту на карте. В процессе урока проводилась разминка под музыку, основные движения, включая преодоление преград, а также выполнение дыхательных упражнений и самомассаж.

В ходе программы был реализован краткосрочный проект под названием "Мы здоровью скажем – да!". Главная цель: содействие воспитанию и развитию детей с акцентом на физическое и нравственное здоровье; стимулирование интереса к физической культуре и спорту, осознанной потребности в знаниях о методах поддержания здоровья.

Проект позволил детям расширить представления о здоровом образе жизни и понимании его важности. Они получили информацию о правильном питании, его роли для здоровья, различных видах полезных и вредных продуктов, а также научились заботиться о своем здоровье.

Как итог проекта, был создан коллаж из фотографий, объединяющий творчество воспитателей, детей и их родителей под названием "Движение к здоровью".

В процессе проектной работы были использованы здоровьесберегающие и игровые технологии. Это привело к улучшению уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста. Наблюдения показали, что они стали лучше выполнять базовые движения, улучшили быстроту, ловкость и реакцию. Дети проявили интерес к игровым упражнениям и мероприятиям, предложенным в рамках проекта, а также проявили заботу о своем здоровье.

Через игровые методы дети начинают формировать учебные навыки. В играх они соблюдают правила, развивают чувства и соблюдают дисциплину. Через игровой опыт они учатся взаимодействовать с другими, развивают навыки общения и самосознания.

Здоровьесберегающая технология помогает детям узнать о пользе разнообразных физических упражнений и массажей. Игровые деятельности включают в себя физические упражнения и игры, способствующие осознанному развитию двигательных навыков и двигательной активности.

Таким образом, применение игровых, здоровьесберегающих и проектных методов на уроках физической культуры способствует всестороннему развитию и повышению физической активности детей дошкольного возраста. Я считаю, что воспитатели и специалисты, включая инструкторов по физической культуре, должны активно и целенаправленно использовать эти методы в образовательных учреждениях для дошкольников.

Оформите свидетельство
о публикации в СМИ

оформить
Tests