УДК 372.881.111.1
Государственное профессиональное образовательное учреждение  ?Снежнянский горный техникум?
State professional educational institution ?Snezhnoe mining technical school?

Преподаватель английского языка высшей категории, заместитель директора по воспитательной работе
English teacher of the highest category, deputy director for educational work,

Доцено И. Н.
Dotsenko I. N.

Донецкая Народная Республика, г.?Снежное, тел. +38(071)310-24-86
Donetsk People’s Republic, Snezhnoe, tel. +38(071)310-24-86

e-mail:irdots@mail.ru
e-mail:irdots@mail.ru


Доценко Ирина Николаевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ INTERNET-ТЕХНОЛОГИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Рассмотрены современные методы преподавания английского языка для обучающихся муниципальных образовательных учреждений, учреждений средне-профессионального образования, а также студентов учреждений высшего профессионального образования. В статье представлены альтернативные подходы к организации преподавания английского языка с использованием современного визуального оборудования и самостоятельного обучения на дому. Рассмотрены методики преподавания с применением общедидактического принципа в изучении гуманитарных дисциплин, изучаемые отечественными учёными. В основной части работы раскрыта теория использования общедидактического принципа в организации учебного процесса, как комплексная форма эффективного восприятия новой информации обучающимся. Для повышения эффективности восприятия теоретического материала оформлена графическая схема структурных составляющих общедидактического принципа обучения. В рамках поставленной цели исследования, дана трактовка структурных составляющих общедидактического метода преподавания и изучения иностранного языка. Предложены способы повышения эффективности самостоятельного изучения и закрепления изученного материала, с применением специализированных Internet-ресурсов как Quizlet.com, Padlet.com и Voice of America Learning English.com, дополняющих комплексное, непрерывное обучение английскому языку, основанного на общедидактическом принципе. Рекомендованы различные формы интеграции традиционного преподавания английского языка с современными средствами коммуникации типа смарт-устройств: смартфон, планшетный компьютер, персональный компьютер с предустановленными мессенджерами и приложениями, обеспечивающими упрощённый доступ к электронной почте обучающегося, на примере WhatsApp, Viber для повышения эффективности непрерывного изучения английского языка. Рассмотрены варианты использования мультимедийных презентаций во время проведения аудиторных занятий, с использования проектора для задействования основных видов памяти обучающихся: зрительная, механическая, слуховая.          
Ключевые слова: общедидактический принцип, Internet-ресурс, комплексное обучение, непрерывное обучение.   







Dotsenko Irina Nikolaevna

INTERNET-TECHNOLOGY ADAPTATION IN THE COMMON DIDACTIC PRINCIPLE OF THE ENGLISH TEACHING 

It is reviewed modern methods of teaching English in municipal educational institutions, secondary vocational education and institutions of higher vocational education for the pupil and students. There are alternative approaches for the English teaching with visual equipment. Author studied native methods of teaching based on general didactic principles of learning humanities. Taking into account foreign practice, it is studied modern methods of the teaching modernization. In the main part, it is viewed the theory of using general didactic principle in teaching organization being the complex form of effective informational perception by the students. To increase the effectiveness for the informational perception, author build the graphical scheme with the structural elements of the general didactic principle in teaching. Within the article purpose author gave the explanation of the structural elements for the general didactic principle in teaching and learning. 
Author suggests methods to improve the effectiveness of the self-study and consolidation for the learned material with help of supportive Internet-resources such as Quizlet.com, Padlet.com and Voice of America Learning English.com to complete continuous learning English, based on common didactic principle. It is recommended different ways of traditional English teaching integrated with modern communication tools like: smartphone, tablet, PC with installed messengers like Viber, WhatsApp and applications which allow to have simple access to e-mail of the student in order to increase effectiveness of continuous learning English. It is represented the adaptive variant of multimedia presentation in the auditory lessons to engage the main types of human memory: visual, mechanical, aural.                 
Key words: common didactic principle, Internet-resource, comprehensive learning, continuous learning.     

Динамически меняющийся Мир, а также прогрессивно развивающиеся технологии диктуют новые условия для формирования жизненного уклада персоналии в современном обществе. Помимо политики, экономики, сфера образования не осталась в стороне. Существующие новшества повышают эффективность изучения как гуманитарных, так и точных дисциплин, что сказывается на необходимости своевременной реакции со стороны преподавателей на переформатирование всего учебного процесса, ориентируясь на высокие требования к организации аудиторного и самостоятельного обучения.  Молодое поколение, растущее в современных условиях, требует новых, подходов к организации образовательного процесса, ориентированного на бесконечные возможности сети Internet, персональных компьютеров и производительных мобильных устройств – более знакомых инструментов познаний, имеющихся в доступе у каждого подростка. Однако существует дилемма, которая заключается в сохранении чёткой грани между доступным множеством технологических нововведений и используемых традиционных методик изучения дисциплины, не только повышающих эффективность обучения, но и не усложняющих процесс восприятия новой, незнакомой информации, транслируемой преподавателем через современные вспомогательные устройства.                 
Цель данной работы заключается в разработке комплексной методики в преподавании английского языка, основывающейся на использовании общедидактического принципа в обучении, дополненного возможностями современных технических устройств, коммуникационных технологий и Internet-ресурсов, обеспечивающих непрерывное комплексное изучение дисциплины самостоятельно дома, в аудитории как учениками, так и студентами. 
Развитием методик преподавания с применением общедидактического принципа в изучении гуманитарных дисциплин занимались такие отечественные учёные как: Брыксина?И. Е., Усачева О. В., Гынин В. И., Кучеренко И. А. [1, 2, 3].
Среди зарубежных учёных-филологов изучением вопросов модернизации, изучения и преподавания дисциплин, используя дидактический принцип, занимались Кансанен П., Мери?М., Шрив М. В., Кристи Г. [4, 5, 6].                 
Общедидактический принцип отечественной науки отражает подход к преподаванию и обучению, который практикуется во время изучения любого предмета обучающимися. В качестве структурных составляющих можно назвать: принцип сознательности, активности, развивающего обучения (систематичности), наглядности, прочности, доступности и другие. Графическая структура общедидактического принцип обучения представлена на рис. 1.
 










Рис. 1 – Графическая структура общедидактического принцип обучения

Краткая характеристика составляющих общедидактического принципа, ориентированного на изучение английского (иностранного) языка представлена ниже:
– принцип сознательности заключается в сочетании осознаваемого и неосознаваемого материала, получаемого в процессе обучения;
– принцип активности в изучении неродного языка реализуется в совокупном задействовании интеллектуальной, эмоциональной, речевой активностей, которые в комплексе способны обеспечить благоприятные условия для овладения языком;
– принцип наглядности реализуется за счёт грамотной организации визуального материала для полноценного восприятия, обобщения, осмысления материала обучающимся или студентами;
– принцип развивающего обучения заключается в использовании различных возможностей, обеспечивающих всесторонне развитие личности (соотношение обучения и развития);
– принципы доступности и посильности характеризуется ориентацией образовательного процесса на уровень возможностей обучающихся или студентов, в процессе изучения английского (иностранного) языка;
– принцип прочности сводится к введению в память обучающихся или студентов иностранные слова, словосочетания, идиоматические выражения с целью сохранения и запоминания для того, чтобы всякий раз, при необходимости обучающийся или студент смог ими воспользоваться.
Рассматривая существующие мультимедийные средства, находящиеся в современных аудиториях, а также возможности Internet-технологий, реализуемые при помощи персональных компьютеров, смарт-устройств (смартфон, планшетный компьютер и т.п.), предлагается модернизировать общедидактический принцип преподавания и обучения английскому языку для современного поколения обучающихся и студентов. Способы модернизации структуры общедидактического принципа изучения и преподавания английского языка, с включением мультимедийных устройств, Internet-технологий, используемых благодаря работе преподавателя, студента или обучающегося со смарт-устройствами и персональными компьютерами представлены ниже:
– принцип сознательности строится на психологическом взаимодействии преподавателя с обучающимся, акцентируя внимание на значимости изучения иностранного языка в современном обществе, мотивируя статистикой, обоснованными доводами и фактами как во время аудиторных занятий, так и самостоятельного изучения, закрепления материала обучающимися, передавая данную информацию через электронную почту, социальные сети или распространённые у современного поколения мессенджеры типа WhatsApp, Viber во время дублирования или проверки выполненного домашнего задания;
– принцип активности возможно максимально реализовать с использованием Internet-ресурса ?Voice of America Learning English.com?, используя который преподаватель может комбинировать задания (текстовые, визуальные, звуковые, грамматические) в зависимости от интересов и актуальности имеющегося материала данного ресурса для организации аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся [7]. Непосредственная работа обучающихся с более знакомыми устройствами: персональным компьютером, смарт-устройством при использовании информационный контент ресурса ?Voice of America Learning English.com?, что повышает заинтересованность и эффективность обучения иностранному языку;
– для модернизации принципа развивающего обучения необходимо использовать Internet-ресурс ?Мультимедийная доска Padlet.com? [8]. Благодаря данному ресурсу возможно создавать задания с использованием визуальных иллюстраций, видеоматериала, звуковых файлов, позволяющих всей группе обучающихся взаимодействовать, создавая виртуальные стикеры с ответами на разработанные преподавателем задания, помещая их на общую тематическую доску. При этом преподаватель, интегрируя обучающегося в Internet-среду, развивает креативность личности, учитывая индивидуальные особенности каждого при выполнении заданий в среде ?Padlet.com?, имеет своевременную возможность варьировать тематикой заданий, затрагивая различные сферы познаний, что имеет прямое отношение к комплексному развитию человека;
–   повышать эффективность использования принципов доступности и посильности возможно благодаря Internet-ресурсу ?Виртуальные учебные модули Quizlet.com? [9]. Создавая различные по специфике будущей профессиональной деятельности специалиста, качественной подготовки обучающихся учебные модули. Преподаватель оптимизирует самостоятельную и аудиторную работу, контролируя качество, время выполнения и, по итогу длительного периода работы в данном ресурсе динамику успеваемости обучающегося; 
– улучшение реализации принципа прочности возможно при использовании мультимедийных обучающих презентаций в организации учебного процесса. Даже самые сложные темы можно преподнести так, что обучающиеся будут осваивать материал без труда и с интересом, максимально задействую зрительный, слуховой и механический вид памяти. Мультимедийная презентация со сценарием, в ходе которой преподаватель руководит подачей материала, – это идеальный способ организовать процесс представления информации, особенно на занятиях по изучению дисциплины ?Английский язык?, где просто необходима наглядность.                              
Выводы Комбинируя функционал доступных мультимедийных средств и безграничный потенциал Internet-технологий с использованием общедидактического принципа преподавания и изучения иностранного языка возможно коренным образом превратить рутинный процесс обучения в знакомый обучающимся формат разноплановых, современных и познавательных занятий, нацеленных на всесторонне развитие личности, при изучении различных дисциплин, в том числе и английского языка. 
Литература
Брыксина И. Е., Усачева О. В. Общедидактические и методические принципы обучения иностранным языкам в неязыковом вузе и условия их реализации // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschedidakticheskie-i-metodicheskie-printsipy-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-neyazykovom-vuze-i-usloviya-ih-realizatsii (дата обращения: 10.05.2019).
Гынин В. И. Лингвокультурологическая методология обучения русскому языку как иностранному с учетом системных принципов // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturologicheskaya-metodologiya-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-s-uchetom-sistemnyh-printsipov (дата обращения: 10.05.2019). 
Кучеренко И. А. Общедидактические принципы: сущность и современное переосмысление в аспекте лингводидактики // КНЖ. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschedidakticheskie-printsipy-suschnost-i-sovremennoe-pereosmyslenie-v-aspekte-lingvodidaktiki (дата обращения: 10.05.2019). 
Kansanen P., Meri M. The didactic relation in the teaching-studying-learning process // TNTEE Publications. 1999. 2. P. 107 – 116.
Shreeve M. W. Beyond the didactic classroom: educational models to encourage active student involvement in learning // The Journal of chiropractic education. 2008. 22(1). P. 23 – 28.
Cristea G. Class Management as Methodology of General Didactics // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. 180. P. 150 – 156.
Voice of America Learning English [Electronic resource] // Official site of multimedia source of the information. 2019. URL: https://learningenglish.voanews.com/ (date of access: 10.05.2019).
Padlet. Multimedia board [Electronic resource] // Official site. 2019. URL: https://ru.padlet.com/ (date of access: 10.05.2019).
Quizlet. Виртуальные учебные модули [Электронный ресурс] // Официальный сайт. 2019. URL: https://quizlet.com/ru (дата обращения: 10.05.2019).  
References
Bryksina I. E., Usacheva O. V. Realization of the common didactic and methodical principles of foreign languages studying in non-linguistic university //   Socio-economic phenomena and processes. 2011. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschedidakticheskie-i-metodicheskie-printsipy-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-neyazykovom-vuze-i-usloviya-ih-realizatsii (date of access: 10.05.2019).
Gynin V.I. Linguocultural methodology of Russian learning like foreign language taking into account system principles // Bulletin of RUDN. Series: Russian and foreign languages and their teaching methods. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokulturologicheskaya-metodologiya-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-s-uchetom-sistemnyh-printsipov (date of access: 10.05.2019).
Kucherenko I. A. Common didactic principles: essence and modern rethinking in the aspect of linguodidactics // Karelian scientific journal. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschedidakticheskie-printsipy-suschnost-i-sovremennoe-pereosmyslenie-v-aspekte-lingvodidaktiki (date of access: 10.05.2019).
Kansanen P., Meri M. The didactic relation in the teaching-studying-learning process // TNTEE Publications. 1999. 2. P. 107 – 116.
Shreeve M. W. Beyond the didactic classroom: educational models to encourage active student involvement in learning // The Journal of chiropractic education. 2008. 22(1). P. 23 – 28.
Cristea G. Class Management as Methodology of General Didactics // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. 180. P. 150 – 156.
Voice of America Learning English [Electronic resource] // Official site of multimedia source of the information. 2019. URL: https://learningenglish.voanews.com/ (date of access: 10.05.2019).
Padlet. Multimedia board [Electronic resource] // Official site. 2019. URL: https://ru.padlet.com/ (date of access: 10.05.2019).
Quizlet. Виртуальные учебные модули [Electronic resource] // Official site. 2019. URL: https://quizlet.com/ru (date of access: 10.05.2019).  

Общедидактический принцип преподавания

Принцип развивающего обучения

Принцип сознательности

Принципы доступности и посильности

Принцип активности

Принцип прочности

Принцип наглядности