Использование изобразительных, вещественных источников на уроках истории и обществознания при подготовке к ГИА и ВПР.

История как гуманитарная наука имеет свою специфику. В отличие от наук естественно-математического цикла любое гуманитарное знание постигается не столько благодаря объяснению, сколько путем понимания мира человека прошлого и мира нашего современника.

Оставаясь в границах Государственного стандарта и программ по истории, учитель вправе выбрать любую технологию, форму, методы и приемы работы на уроке. Однако достичь конечного результата – научить учащихся применять полученные знания – можно только в том случае, если ученик становится субъектов деятельности, то есть применяется в процессе обучения и воспитания системно-деятельностный подход.

Не секрет, что в данный момент мы все чаще работаем с письменными источниками, ведь они – главная часть заданий Всероссийской олимпиады школьников, ЕГЭ, ВПР, программы, реже используем изобразительные материалы и очень редко – вещественные источники.

Многие учителя истории полагают, что вещественные источники будут отвлекать от «настоящей работы», и даже могут спровоцировать нарушение дисциплины в классе.

Когда имеется музей в населенном пункте, в школе, проще привести ребят и там показать вещественные источники-экспонаты, но в своем большинстве дети окажутся лишь в роли наблюдателей и слушателей. На уроке же работа с предметами поможет решить многие предметные, метапредметные, личностные, коммуникативные УУД; даст возможность учащимся проявить активность, взаимодействовать; позволит реализовать их потребность в физическом движении (потрогать, повертеть в руках и т.д.)

Школьники могут рассмотреть предметы, определить, какого они цвета, из какого материала изготовлены, как применялись раньше, можно ли пользоваться ими сейчас.

Так, например, при изучении темы «Жизнь первобытных людей»

(5 класс) я раздаю каждому ребенку по два камня. Прошу ребят, используя камни, изготовить орудие труда или охоты в течение 5-7 минут. Каков же результат? Каждый проявляет творчество, смекалку, но самое главное – дети делают вывод: довольно трудно, не имея современных инструментов, смастерить из камня орудие труда; древнейшему человеку это было сделать труднее (ладонь еще недостаточно развита, нехватка знаний).

На изучение темы «Культура, быт города и деревни» (в разные исторические периоды) программа отводит мало учебного времени. Чтобы дети запомнили уроки и извлекли для себя как можно больше полезного, сопровождаю рассказ показом слайдов с изображением вещественных источников: ухват, серп, прялка, веретено, горшок и т.д.

Давая описание древнегреческой вазы, ставлю перед ними ее копию.

Учащиеся самостоятельно делают вывод: чтобы изготовить эту вазу, нужно много времени, поэтому на другую работу времени не хватало – так постепенно ремесло отделялось от сельского хозяйства.

Знакомя учащихся с историей какого-либо государства, обязательно, спрашиваю, существует ли оно сейчас, где находится, какие имеет государственные символы, герб, флаг, деньги. Поскольку сама увлекаюсь нумизматикой, обязательно приношу на урок личную коллекцию. Дети получают возможность увидеть монеты и бумажные купюры разных стран, сравнить их. Это развивает внимательность, живой интерес к изучаемому объекту, расширяет кругозор учащихся.

В старших классах при изучении темы «Возникновение многопартийной системы» предоставляю старшеклассникам возможность поработать с главным печатным изданием социал-демократов – газетой «Искра». Школьники могут не только воочию увидеть, какая информация помещена в газете, но и сравнить газету с современными изданиями. В результате учащиеся делают вывод: основной материал, опубликованный в газете – политического содержания, в отличие от современных печатных изданий.

Важнейшим обучающим средством считаю использование изобразительных источников (картины, рисунки, карикатуры, плакаты, фотографии). Все они в учебной деятельности выступают носителями исторических знаний. Если дети, читая параграф учебника, выступают в роли неких «поглотителей» информации, то работая с изобразительными источниками, становятся исследователями.

Активное включение изобразительных материалов в процесс обучения обеспечивают современные компьютерные технологии, доступ в Интернет.

Обучающиеся самостоятельно создают презентации по темам.

Хотелось бы остановиться на использовании плакатов в изучении истории. Плакаты, как правило, играют агитационную и воспитательную роль. Для этого воспользовалась памяткой, разработанной моими коллегами:

Памятка для работы с историческими плакатами.

1) Определите, к какому виду изобразительного искусства относится это произведение?

2) Определите время его создания?

3) Что послужило поводом для его создания?

4) Опишите, что изобразил художник?

5) Как вы думает, что автор хотел сказать своим произведением?

6) Что вы узнали, изучая это изображение? В чем его ценность?

При изучении темы «Духовная жизнь СССР в 1920-ые годы», дети отвечают на вопросы:

1) Какая обстановка в доме, кто изображен?

2) Что вы можете сказать о социальном положении изображенных героев и их взаимоотношениях?

3) Какие различия между героями вы заметили?

4) Каково назначение плаката? (разъяснение необходимости посещать школы ликбеза)

5) С кем из героев солидарен автор? (с дочерью как символом стремления к грамоте)

Использую при изучении школьных курсов истории (в основном нового и новейшего времени) карикатуры.

Как правило, ими иллюстрируют учебные материалы по истории быта и культуры. Обычно я демонстрирую их на уроке, предлагаю как задание на составление диалогов между персонажами карикатуры.

Однако возможности карикатуры в качестве источников исторической информации многократно увеличиваются в тех случаях, когда школьники получают задания исследовать изображение.

При использовании карикатур в 10-11 классах, ребята должны ответить на вопросы:

1) Что (кто) изображено?

2) Какова главная идея карикатуры?

3) Что высмеивается данной карикатурой?

4) Унижает ли карикатура достоинство изображенных на ней лиц?

5) Какая политическая идеология симпатична автору? Свой ответ аргументируйте.

6) Выразите свое отношение к главной идее данной карикатуры.

7) С какой целью была создана эта карикатура? (обидеть изображенного на ней политика, указать на его существенные ошибки, пробудить общественное недовольство).

Пример карикатура «Слон и черепаха» (тема по обществознанию «Рыночная экономика» 9-11 класс)

Дети отвечают на вопросы:

1) Что вы видите на карикатуре?

2) Что означают надписи на спинах слона и черепахи?

3) Какова главная идея карикатуры?

4) Почему изображены именно эти животные – слон и черепаха?

5) Какую полезную информацию вы извлекли для себя, чтобы использовать ее в будущем?

Таким образом, работа с источниками на уроке направлена на повышение его эффективности и качества и, следовательно, способствует развитию монологической речи, успешной сдаче ГИА.