Штода Инна Владимировна,
старший воспитатель
ГКДОУ ?ДЕТСКИЙ САД № 29 Г.О.ДОНЕЦК? ДНР

?Использование коррекционных упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия 
в физкультурно – оздоровительной работе 
с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата?

Забота о здоровье – важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, крепость знаний, вера в свои силы. 
                              В. Сухомлинский
Актуальность проблемы профилактики и исправления нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.  В настоящее время родителей и педагогов тревожит то, что уже в дошкольном возрасте дети имеют нарушения опорно – двигательного аппарата, приводящие к развитию разных патологий. На современном этапе проблема профилактики нарушений осанки и стопы у детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. По медицинской статистике к двум годам у 24% детей наблюдается плоскостопие, к четырем годам — у 32%, к шести годам — у 40%, а к двенадцати годам каждому второму подростку ставят диагноз плоскостопие. (В. Г. Стрелец, П.В. Подгорный, 1991; Е.В. Брянгина, 1997; А.А. Потапчук, М.Д. Дидур,2001идр.). Среди причин столь плачевного положения выделяют родовые травмы, нарушения экологии, не сбалансированное питание, информационные перегрузки, снижение двигательной активности и т.д. Однако главной и основной причиной нарушения осанки является, по данным многих авторов (Я.Ю. Попелянский, 1974, 1983; И.П. Антонов, Г.Г. Шанько, 1989; В.Г. Стрелец, П.В. Подгорный, 1991; А.А. Потапчук, М.Д. Дидур, 2001 и др.), слабость мышечно-связочного аппарата, возникающая вследствие недостаточной двигательной активности.
В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность профилактических мероприятий. Педагоги образовательных учреждений должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, осанки и стопы в частности. Как отмечает М.Д. Маханева, необходимо помнить, что у детей обычно эти нарушения развивается медленно, поэтому с целью предупреждения развития более тяжелых отклонений рекомендуется применять своевременные меры профилактики.
Основанием для разработки данной проблемы послужили следующие причины: 
- проблема активизации двигательного режима в группе дошкольного учреждения и внедрения здоровьесберегающих технологий в процесс оздоровления детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Основные задачи:
Оздоровительные задачи:
- содействовать правильному и своевременному формированию изгибов позвоночника и свода стопы;
- оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
- укреплять связочно – суставной аппарат, мышцы спины и брюшного пресса, как необходимое условие для профилактики наушения осанки и плоскостопия;
- обучать правильной постановке стоп при ходьбе.
Развивающие задачи: 
- развивать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость, ловкость);
- двигательные способности детей (функции равновесия, координации движений);
- дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни.
Воспитательные задачи:
- воспитывать и закреплять навык правильной осанки и стереотипа правильной походки;
- корректировать проявление эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
В результате реализации данного опыта работы к концу периода обучения могут быть достигнуты следующие результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- положительная динамика развития физических качеств;
- скоординированность действий педагога и специалистов в физкультурно – оздоровительной работе с детьми;
- повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей. 
2. Научные основы разработки проблемы профилактики нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников.
Методологической основой данного педагогического опыта являются работы В.Г. Алямовской, Л.Д. Глазыриной, Б.Б. Егорова, Ю.Ф. Змановского, М.Д. Маханевой, М.Л Асташиной, О.Н. Моргуновой, Л.Ф. Асачевой, О.В. Горбуновой, Ю.А. Кирилловой, Е.И. Подольской, С.Б. Шармановой, А.И. Федорова, Н. В. Жданкиной и др. о профилактике нарушений физического развития у детей дошкольного возраста.
По мнению М.Кузнецовой, специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы. Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы. Автор также подчеркивает, что здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольных учреждениях. И. Сергееня, кандидат педагогических наук, предлагает специальные упражнения для укрепления мышц и связок стопы, которые рекомендует включать в утреннюю гимнастику (по 2-3 упражнения), в физкультурное занятие (по 3-4 упражнения), в комплексы для специальных занятий с детьми, имеющими плоскостопие (по 8-10 упражнений), а также использовать во время прогулок. Причем наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком. Т. Сулимцев, кандидат медицинских наук, Т.Шанина, предлагают, в работе с детьми, у которых выявлены нарушения рессорного аппарата стопы, использовать задания типа: "Кто быстрее пальцами ног соберет пуговицы", "Перейти через ручеек по палке", "Пройти на носочках", "Косолапый мишка", "Не урони мяч" и т.д. Для предупреждения и коррекции плоскостопия и косолапости у дошкольников А. Саркисян, Г.Овакимян предлагают упражнения, которые проводятся в определенной последовательности в три этапа.
3.Применение средств профилактической направленности в условиях дошкольного образовательного учреждения.
3.1. Создание условий для реабилитации детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Раннее применение средств профилактической направленности в условиях дошкольного учреждения дает возможность снизить риск возникновения нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников, а своевременное выявление и лечение таких нарушений – предотвратить неприятные последствия. Именно поэтому на базе нашего дошкольного учреждения функционирует  специализированная группа для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, воспитатетелем которой я являюсь. Эту группу посещают дети с такими диагнозами: 
- плоскостопие, плоско - вальгусная постановка стоп;
- сколиозная осанка, кифосколиозная осанка, физиологический кифоз, сутулость.
Чтобы реабилитация детей в условиях дошкольного учреждения приобрела системный характер, мы построили свою работу на основе тесного сотрудничества педагогов, медиков и родителей. До оформления ребенка в дошкольное учреждение его осматривают квалифицированные врачи: педиатр, хирург – ортопед, логопед, психоневролог. Они оценивают состояние физического и психического развития ребенка и дают рекомендации по его реабилитации. На основании этих рекомендаций медико – педагогический персонал дошкольного учреждения разрабатывает индивидуальные программы реабилитации для каждого ребенка. В соответствии с ними мы проводим комплексную, целенаправленную работу, к которой привлекаем родителей. 
Реализовать индивидуальные программы реабилитации наших воспитанников можно только при наличии соответствующих условий. Поэтому в дошкольном учреждении создан блок реабилитации, в который входят: 
- спортивный зал;
- кабинет массажа;
- физиотерапевтический кабинет;
- спортивные центры в группах.
Блок реабилитации оснащен необходимым оборудованием, в том числе и нетрадиционным. Он является неотъемлемой составляющей предметно – пространственной среды дошкольного учреждения, которая дает возможность детям с нарушениями опорно – двигательного аппарата всесторонне гармонично развиваться и при этом получать полный курс лечения и профилактики.
3.2. Корригирующая направленность игр и упражнений, используемых в работе с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Своевременное воздействие на формирующуюся осанку в период дошкольного возраста очень важно. Чем раньше начнутся профилактика и коррекция различных видов нарушений осанки, плоскостопия, косолапости, тем больше вероятности того, что у ребенка не возникнет проблем со здоровьем. Вот почему важно, чтобы в дошкольном учреждении был создан стойкий барьер отклонениям опорно-двигательного аппарата у будущих школьников. При этом практически все специалисты считают наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки физические упражнения.
Для предотвращения и исправления отклонений в формировании правильной осанки, профилактике и коррекции плоскостопия, я разработала систему игр и упражнений. Работу провожу со всеми детьми, начиная со второй младшей группы. Упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки и плоскостопия включаю во все части физкультурного занятия, в комплексы утренней гимнастики,  при проведении физкультминуток, гимнастики после сна с закаливающими процедурами, на прогулке. 
Свою работу веду в тесном контакте с воспитателями, родителями, медицинским работником,  инструктором по физкультуре. С родителями провожу индивидуальные консультации с практическим показом специальных упражнений.
Применение корригирующих упражнений основано на следующих принципах: 
Системный подход - то есть воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач физического развития возможно только при объединении усилий дошкольного учреждения и родителей. 
Деятельностный подход. Культура оздоровления осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми. 
Принцип ?Не навреди?. Предусматривает использование в профилактической работе только безопасных приемов оздоровления. 
Принцип гуманизма. Признается самоценность личности ребенка. 
Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями культуры здоровья. 
Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
Эффективные средства для профилактики нарушения осанки:
- движение во всех видах;
- подвижные игры на воздухе;
- утренняя, корригирующая гимнастики;
- закаливание;
- достаточное освещение и правильно подобранная мебель;
- постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий;
- специальные комплексы упражнений.
Эффективные средства для профилактики плоскостопия:
- профилактический массаж;
- корригирующие упражнения;
- спорт (лучше всего плавание);
- выбор удобной обуви, чтобы стопа при ходьбе не деформировалась;
- лечебные ванны (например, с морской солью).
Создание полноценных условий профилактики нарушений осанки и стопы играет огромную роль для старших дошкольников. Это предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц позвоночника, стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование осанки, сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования свода стопы, специальные тренажеры). Повышению эффективности мер профилактики способствует применение нестандартных приспособлений (тренажеры, гимнастические стенки, ?дорожки? из грубой мешковины с нашитыми пуговицами разного размера, доски с наклеенными вишневыми косточками и покрытые лаком и др.). 
В работе со старшими дошкольниками я применяю не отдельные упражнения, а целые комплексы данных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп. Они могут использоваться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию - в процессе утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком. 
Во время применения комплекса упражнений я внимательно наблюдаю за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказываю физическую помощь отдельным детям, делаю указания, подбадриваю. Для детей старшего возраста комплексы могут быть построены на одном образе (птички, бабочки, часики, самолеты и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, воробушки полетели).
Укреплению мышц стопы и голени и формированию сводов стопы способствуют упражнения в лазании по гимнастической стенке, веревочной лестнице, канату, в связи с чем, следует чаще применять их как в процессе занятий по физической культуре, так и в самостоятельной двигательной деятельности детей.
При профилактике плоскостопия необходимо уделять внимание укреплению мышц стопы не только путем варьирования различных вышеперечисленных упражнений, но и путем использования специально подобранных упражнений, часть которых должна выполняться из исходных положений сидя и лежа, при разгрузке стоп. Учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, желательно применять упражнения с образными названиями и упражнения с предметами, что способствует повышению интереса и активности занимающихся. Кроме того, следует отметить, что положительное влияние на формирование сводов стопы и укрепление мышц стопы и голени оказывают различные танцевальные шаги и элементы. 
Для успешного решения задач профилактики нарушений осанки и стопы у старших дошкольников и укрепления у них навыка правильной осанки на занятиях по физкультуре важно придерживаться следующих правил: 
каждое занятие начинается и заканчивается упражнениями на формирование навыков правильной осанки и правильного положения стопы и мышечно-двигательного представления о них; 
во время выполнения физических упражнений надо добиваться от детей сохранения положения правильной осанки;
большое внимание должно уделяться укреплению мышц, участвующих в удержании и сохранении правильной осанки и правильного положения стопы, для чего применяются силовые упражнения для мышц спины и брюшного пресса, как динамического, так и статического характера;
большая часть упражнений силового характера выполняется из положения разгрузки позвоночного столба (лёжа, стоя на четвереньках и т.д.);
силовые упражнения сочетаются с упражнениями на гибкость;
с целью выравнивания сил мышечной тяги, применяются упражнения с гимнастической палкой;
предпочтение отдаётся симметричным упражнениям;
учитывая возрастные психологические и специфические особенности детей, используются образные названия упражнений и сюжеты, применяются игры с принятием положения правильной осанки и правильного положения стопы. 
Эти задания выполняются при совместном действии взрослого и ребенка, по показу, по слуховому восприятию. Эмоциональная стимуляция и смысловая организация этих действий осуществляется с помощью речевых команд.
На каждом занятии создавать положительный эмоциональный фон, чаще предлагать детям игровые задания и вводить музыкальное сопровождение.?Совместная двигательная ?деятельность ?состоит из трех частей. Вначале дается различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия. Далее несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения. В основную часть входят упражнения из положения: лежа на спине, на боку и на животе. Дозировка упражнений зависит от самочувствия детей, от медицинских показаний и от половой принадлежности в среднем 8-12 раз. Заключительная часть состоит из упражнений на расслабление (релаксация).
После дневного сна я провожу с детьми оздоровительную гимнастику, направленную на укрепление мышечного корсета. Основная цель гимнастики — поднять настроение и мышечный тонус детей, а также обеспечить профилактику нарушений осанки. Начинается гимнастика с самомассажа, упражнений в постели, затем следуют упражнения по профилактике плоскостопия и нарушений осанки. Также даются упражнения на укрепление мышц брюшного пресса и формирование нормального свода стопы, комплексы, направленные на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации, оздоровительная ходьба по массажным и ребристым дорожкам, всё заканчивается игрой.
4. Выводы
Анализируя результативность данного опыта работы, можно отметить, что успешное решение поставленных задач профилактики нарушений осанки и стопы возможно лишь при условии комплексного использования всех средств оздоровления и физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания), ознакомление дошкольников с организмом и движение (утренняя гимнастика, корригирующие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).
Правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность дошкольников – основа профилактики нарушения опорно - двигательного аппарата.

5. Литература
Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Педагогический университет ?Первое сентября?, 2005.
Асачева Л.Ф., Горбунова О.В. Система занятий по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. – М.: Детство – Пресс, 2013.
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. – М.: Сфера, 2009.
Жданкина, Н.В. Корригирующая гимнастика в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста / Н.В.Жданкина,- Екатеринбург: УГТУ, 2006.
Змановский Ю.Ф., Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник: социально – оздоровительная технология XXI века. – М.: АРКТИ, 2001.
Кириллова Ю.А. О здоровье всерьез. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников. – М.: Детство – пресс, 2010.
Подольская Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. – М.: Скрипторий, 2010.
Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. – М.: Сфера, 2009.
Саркисян А., Овакимян Г. Детское плоскостопие и косолапость //Д/В.-1991.-№7.-с.19-25.
Сергееня И. Профилактика плоскостопия // Д/В.-1985.-№6.-с.58-60.