Автор: Корепина Валентина Васильевна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Образовательная организация : бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области  ?Тотемский политехнический      колледж? ( филиал г. Никольск)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ
          Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации, стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств. Национальная безопасность не может выстраиваться без проникновения патриотических идей в сознании миллионов россиян. Основные задачи патриотического воспитания молодого поколения предусматривают, что конечным результатом должны стать формирование гражданско-патриотического сознания у молодого поколения ?и обеспечение ?благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе в целом. [1].
Современные условия делают выполнение данной задачи очень сложной. ?Ведь в реальной жизни молодых людей  окружает непривлекательная действительность: СМИ и интернет переполнены сценами насилия; безработица, пьянство, наркомания также оказывают свое негативное влияние. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного идти на жертвы ради Родины. 
Первым шагом к воспитанию такого человека может стать знакомство обучающихся с историей родного города, края. ?Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, потому что родной край - живая, деятельная частица всей страны. У молодого поколения должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину, за свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. [1].
Поэтому основным принципом моей работы является взаимосвязь истории родного края с историей страны.Включение краеведческого материала в систему изучения истории нашей Родины   способствует формированию доступного понимания и знаний об основных этапах развития страны у наших учащихся. Практика показала, что использование местного материала на уроках значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания более глубокими. Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого   с   современностью. 
     История  России   содержит   большие возможности для воспитания молодого поколения. В ее учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала, конечно, оправдано. Учащиеся анализируют документы и материалы, знакомятся с воспоминаниями очевидцев исторических событий, изучают достоверные факты. [2].
     Наибольший интерес вызывают темы: ?Великая Отечественная война Советского Союза?, ?Коллективизация?, ?Гражданская война? , а также темы , связанные с организацией быта и досуга людей в разные исторические периоды , особенно в период ?оттепели? и ?перестройки? Обучающиеся  на занятиях  делают сообщения о мужественных героях –никольчанах  и вологжанах, которые были непосредственными участниками велики исторических событий. [3].
     Уроки мужества, уроки памяти, внеклассные мероприятия, экскурсии в музей, просмотр учебных фильмов, написание индивидуальных проектов- формы работы педагога.
            При составление тематического планирования уроков  в каждом разделе предусмотрено использование краеведческого материала.  При изучении раздела ?Россия в Первой мировой войне. Мир накануне и в годы Первой мировой войны? включена тема урока ?Культура повседневности и стратегия выживания в годы великих потрясений?. Наш край в 1914-1922годы (профессионально- ориентированное содержание). На данном занятии используются факты, анализируются документальные источники, готовятся сообщения о жизни населения  никольского района  в важные  исторические моменты.( война, революция) .  В разделе 2. ?СССР в 1920-1930 годы . Межвоенный период (1918-1939)? включены темы: ?Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа?, ?Наш край в 1920-1930гг? и темы профессионально- ориентированной направленности: ? Работники сельскохозяйственной отрасли и отрасли общественного питания  в годы великих свершений?  был использован материал   о никольском  районе в начале 20 века.  При изучении раздела 3.  ?Вторая мировая война и Великая Отечественная война ..? при изучении темы ? Человек и культура в годы Великой Отечественной войны? использован материал индивидуального проекта студента  по теме ?Роль никольчан в тылу в годы Великой Отечественной войны?. И так при изучении каждого раздела,  на обобщающих и практических занятиях используется материалы по истории родного края.
          Практика показывает, что только целенаправленная работа помогает воспитывать чувства патриотизма, показывая обучающимся любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование предков, раскрывая их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родного края в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. [4].
          Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях нашего филиала , многие обучающиеся встанут на путь исправления и станут достойными гражданами нашей страны.
            Для того чтобы, патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание молодых людей строить на примерах истории родного края, а через неё?- и всей Родины, осуществлять приобщение учащихся к опыту предшествующих поколений. 
   Воспитание патриотизма через краеведение?- это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в жизни.. Это очень важно для наших студентов, попавших в трудную жизненную ситуацию и часто социально - дезадаптированных. 
            Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю.   И тогда малая родина откроет  массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной [4].
               Список литературы:
1.Концепция преподавания  учебного курса ?История России? в образовательных организация РФ ,реализующих основные общеобразовательные программы ( утв. решением  Минпросвещения  РФ от 23.10.2020г.)
2.Методика преподавания общеобразовательной дисциплины ?История? -М : ФГБОУ ДПО  ИРПО, 2022.
3.Е.А.Скупинова ?Герои Вологодчины?: учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений, Департамент образования ВО, ВИРО – Вологда , 2024.
4.Провинциальные истории : краеведческий  сборник ,Никольск, 2021г.








4