УДК 373.2
Использование квест-технологии в математическом развитии старших дошкольников
Акименко И. Л.
ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет» г. Донецк, Россия. Научный руководитель: Пашкова Н. В. канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет», г. Донецк, Россия.
Аннотация. В статье рассматриваются опыт работы по проблеме использования квест-технологии в математическом развитии старших. Раскрыты новые подходы в математическом развитии старших дошкольников. Содержащиеся в работе научно-методические и практические материалы могут быть использованы в системе дошкольного образования
Ключевые слова: педагог дошкольного образования, квест-технология, математическое развитие, дети старшего дошкольного возраста.
The use of quest technology in the mathematical development of older preschoolers
Akimenko I. L.
Donetsk State University, Donetsk, Russia. Scientific supervisor: Pashkova N. V. Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Donetsk State University, Donetsk, Russia.
Annotation. The article discusses the experience of working on the problem of using quest technology in the mathematical development of seniors. New approaches in the mathematical development of older preschoolers are revealed. The scientific, methodological and practical materials contained in the work can be used in the pre-school education system
Keywords: preschool teacher, quest technology, mathematical development, older preschool children.
Актуальность. Математическое развитие дошкольников сложный процесс, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Часто дети не понимают, зачем нужно считать, измерять, причем не приближенно, а точно. Сегодня все больше обсуждается важность использования современных технологий в образовании, и квест-технология здесь не исключение. Она помогает соединить традиционные методики обучения с современными и интерактивными форматами, что делает обучение более интересным и эффективным.
С использованием квест-технологии в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста можно достичь множества положительных результатов. Эта методика помогает сделать обучение более интересным и увлекательным, что способствует более эффективному усвоению материала. Квест-технология также развивает у детей логическое мышление, умение решать проблемы, развивает коммуникативные навыки и способствует формированию математических представлений. Кроме того, такой подход позволяет стимулировать творческое мышление и развивать умение работать в команде.
Тщательно организованные квест-занятия актуальны в контексте требований федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) [4]. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном учреждении, в ходе которой: дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды; интегрируется содержание различных образовательных областей.
В целом, использование квест-технологии в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста является актуальной и перспективной темой, которая может принести много пользы как педагогам, так и детям.
Анализ последних исследований и публикаций по данной проблеме. Роль математического развития детей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста подчеркивали в своих работах Р.Л. Березина, Н.Г. Белоус, Р.Л. Непомнящая, А.В. Белошистая, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова; проводились исследования в познании детьми количественных и функциональных зависимостей (Л.Н. Бондаренко [4], Р.Л. Непомнящая [18], А.И. Кириллова) [1; 2].
На основе изученной литературы мы сделали вывод о том, что математическое развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема являлось предметом изучения на протяжении длительного периода и остаётся необходимость дальнейшего исследования достаточного круга вопросов по организации процесса обучения математике детей дошкольного возраста, разработке и внедрению инновационных средств и технологий в дошкольное образование.
Цель статьи: познакомить с результатами опыта работы по проблеме использование квест-технологии в математическом развитии старших дошкольников.
Изложение основного материала (исследования). Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Ясли – сад№22 «ЧАЙКА» Общеразвивающего тапа г.Тореза. В исследовательскую группу входило 20 детей старшего дошкольного возраста. Средний возраст детей – 6 лет.
Цель экспериментального исследования: выявить особенности формирования математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством квест-технологии. Эмпирически доказать роль квест-технологии в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации цели, были поставлены следующие задачи:
провести эмпирическое исследование по формированию математического развития, используя квест-технологию с детьми старшего дошкольного возраста.
с
делать выводы и обобщения.
Методы исследования: теоретические методы (изучение литературы по проблеме математического развития детей старшего дошкольного возраста посредством квест-технологии); экспериментальные исследование (диагностика математического развития детей старшего дошкольного возраста); статистическая обработка данных.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс математического развития детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если включить в него систему специально подобранных математических квестов.
В литературе изучены и представлены различные методики диагностики уровня сформированности математического развития детей дошкольного возраста. Мы в своей работе опирались на адаптированная методика Белошистой А.В. Данное методическое пособие содержит инструментарий для комплексной диагностической оценки математического развития детей дошкольного возраста, а также соответствует требованиям ФГОС ДО [4].
В результате сравнительного анализа уровня математического развития детей старшего дошкольного возраста выяснилось, что в контрольной группе и в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследовательской работы приблизительно одинаковый уровень (большинство детей находятся на среднем и низком уровне), и даже в экспериментальной группе чуть ниже, что подтверждает правомерность проведения эксперимента.
В ходе данного эксперимента в экспериментальной группе нами целенаправленно и систематически в ходе воспитательно-образовательного процесса нами была разработана система занятий по использованию квест-технологии в процессе математического развития старших дошкольников.
Для работы с дошкольниками по математическому развитию с использованием квест-технологии, были созданы интересные и увлекательные игры и задания, которые помогали детям развивать математические навыки. Например, организованы квесты в виде приключения, в котором дети решали математические задачи, собирали геометрические фигуры или находили числа на скрытых карточках.
Также были использованы различные материалы и игрушки, чтобы визуализировать математические концепции и помочь детям лучше их понять. Например, использовали счетные палочки, кубики, игрушечные машины и домики для решения задач на сложение и вычитание.
Важно помнить, что материалы и задания должны быть подходящими для возраста детей и быть интересными и увлекательными, чтобы они могли с удовольствием участвовать в квесте и развивать свои математические навыки.
По окончании второго этапа исследования нами была проведена выходная диагностика для проверки того, насколько квест-технология, способствовала эффективной организации работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Полученные данные позволяют сделать следующее выводы: уровень математического развития детей стал значительно отличаться. Применение на практике квест-технологии ведет к математическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Оценка результатов свидетельствует о том, что квесты являются эффективными для математического развития старших дошкольников. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей.
Список литературы:
Белоус, Н. Г. Математические развлечения в детском саду / Н.Г. Белоус- Магнитогорск: Пед. институт, 2003. – 78 с.
Белошистая
, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ.
дошк
. факультетов
высш
. учеб. заведений / А.В.
Белошистая
– Москва:
Гуманит
. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 400 с.
Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А. Столяр и др. – Москва: Просвещение, 2008. – 303
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019)
https://fgos.ru/fgos/fgos-do