Использование современной педагогической технологии на занятиях с детьми Квест игры
В настоящее время у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Таких технологий , которые формируют умения самостоятельно добывать знания, существует множество, однако мы остановим наше внимание на технологии квеста, как одной из разновидности игровой технологии.
Что такое квест?
Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.
Задачами технологии квеста являются развитие критического мышления; раскрытие творческого потенциала; формирование навыков рационального использования учебного времени; стимулирование познавательной мотивации. По всем своим признакам технология квестов может являться педагогической технологией, потому что открывает возможность изучения учебных предметов в новом образовательном формате, широко используя межпредметные связи.
Квест-технология имеет ряд особенностей:
образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;
самовыражению ребенка способствует внедрение новых технических средств обучения;
целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребенка.
Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так и коллективным.
Благодаря использованию технологии квеста в образовательном процессе обучающиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения для получения нужного
результата, постигать элементы научно-практической работы.
Квест - это игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.
Все квесты можно разделить на 2 вида:
«живые» квесты проводятся, как правило, на определенной, специально подготовленной территории.
виртуальные могут проводиться в классе, для их прохождения достаточно наличия интернета.
По структуре образовательные квесты классифицируются на:
последовательные квесты, в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;
квесты-проекты, позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме;
квесты-бродилки, где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.
Структура образовательного квеста может содержать введение, в котором прописываются сюжет и роли, задания, список информационных ресурсов, порядок выполнения, оценки.
По назначению основной деятельности участников:
Веб-квест
- это проблемное задание
c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Тематический образовательный квест.
Данная форма предполагает организацию квеста по определенной изучаемой теме.
Смешанный квест
интегрирует в себе признаки отдельных
форм квеста
для максимального выполнения поставленных задач в учебном процессе.
Творческий квест
требует от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация, проект и так далее)
.
По форме построения сюжета квесты делятся на 3 группы:
линейные, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
штурмовые, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
кольцевые, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
По продолжительности классифицируются как
кратковременные (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия);
длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний обучающихся, рассчитаны на длительный срок
Образовательный квест позволяет решить следующие задачи:
- образовательную - вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс
- развивающую - развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;
- воспитательную - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории,
краеведению, к
здоровьесбережению.
Урок, к какому бы типу он не относился, имеет определённую, довольно строгую структуру, сравнимую с композицией литературного произведения.
Урок - квест также имеет точные правила построения. К ним относятся: наличие задания, обязательный наблюдатель, временные рамки, оговорённое количество этапов.
Продемонстрирую в таблице этапы структуры урока-квеста.
Этапы урока
Деятельность учащихся
Объявление темы урока
Учащиеся формулируют тему с помощью различных подсказок
Мотивация и постановка целей.
Сообщение целей и задач
Учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока-игры на основе информационных сообщений напрямую от наблюдателя (учителя) или же подготовленных заранее.
Планирование
В зависимости от темы и цели урока-игры учащиеся самостоятельно выстраивают ход действий для достижения необходимого результата.
Учитель-наблюдатель помогает, контролирует)
Практическая деятельность учащихся
В ходе игры учащиеся выполняют ряд заданий, подготовленных заранее. Решения по поиску ключей принимаются командно. Учитель-наблюдатель консультирует.
Осуществление контроля
По правилам квест-игры при неверном решении одного задания, переход к следующему блокируется.
Таким образом, закрытый доступ к очередному заданию автоматически указывает учащимся на ошибку на предыдущем этапе. Осуществляется форма самоконтроля.
Осуществление коррекции
Учащиеся возвращаются к предыдущему заданию, вносят корректировку и успешно двигаются дальше.
Оценивание учащихся
Учащиеся комментируют результаты игры, даётся оценка действий всей команды в целом, а также оценивается индивидуальная работа.
Итог урока
Проводится рефлексия:
Подведение итогов игры, повторение запомнившейся информации, полученной во время поиска «ключей».
Таблица ярко демонстрирует, какие виды деятельности учащихся проявляются на каждом этапе урока-поиска.
Таким образом, урок-квест отвечает требованиям к структуре урока.
Как уже было отмечено, у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Урок - квест содержит этапы, благоприятные для формирования УУД.
В течение урока формируются следующие УУД:
Регулятивные:
самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;
действовать по плану;
контролировать процесс и результаты деятельности;
осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;
уметь распределять своё время;
умение осуществлять самоконтроль;
уметь выделять необходимую информацию.
Познавательные:
умение ориентироваться в своей системе знаний;
осознавать познавательную задачу;
читать и слушать, извлекая нужную информацию;
делать обобщения, выводы;
Коммуникативные:
умение работать в группе;
уметь слушать и вступать в диалог с учителем или другими учащимися;
уметь формулировать вопросы;
уметь отвечать на вопросы других;
уметь высказывать и давать обоснование собственной точки зрения.
Таким образом, с помощью технологии «квест» на уроке появится возможность уйти от привычных стереотипов организации урока. Преимуществом использования квеста является то, что на уроке наиболее полно раскрывается интеллектуальный и творческий потенциал учеников, эта технология повышает познавательный интерес к предмету, поисковую активность, мотивацию к обучению.