Использование современной педагогической технологии на занятиях с детьми Квест игры

В настоящее время у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

               Таких технологий , которые формируют умения самостоятельно добывать знания,  существует множество, однако мы остановим наше внимание на технологии квеста, как одной из разновидности игровой технологии.

Что такое квест?

Квест  - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.

Задачами технологии  квеста  являются развитие критического  мышления; раскрытие творческого потенциала;  формирование навыков рационального использования учебного времени; стимулирование  познавательной мотивации. По всем своим признакам технология  квестов может  являться педагогической технологией, потому что открывает возможность изучения учебных  предметов в новом образовательном формате, широко используя межпредметные связи.

Квест-технология имеет ряд особенностей:

образовательная задача осуществляется  через игровую деятельность и носит поисковый характер;

самовыражению ребенка способствует внедрение новых технических средств обучения;

целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребенка.

 Образовательный процесс может быть организован  в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так  и коллективным.

Благодаря использованию технологии квеста в образовательном процессе обучающиеся  получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать  полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения для получения  нужного

результата, постигать элементы научно-практической работы.

Квест - это игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.

Все квесты можно разделить на 2 вида:

«живые» квесты проводятся, как правило, на определенной, специально подготовленной территории.

виртуальные могут проводиться в классе, для их прохождения достаточно наличия интернета.  

По структуре образовательные квесты классифицируются на:

последовательные квесты, в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;

квесты-проекты, позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме;

квесты-бродилки, где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.

Структура образовательного квеста может содержать введение, в котором прописываются сюжет и роли, задания, список информационных ресурсов, порядок выполнения, оценки.

По назначению основной деятельности участников:

Веб-квест

- это проблемное задание

c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Тематический образовательный квест. 

Данная форма предполагает организацию квеста по определенной изучаемой теме.

Смешанный квест

 интегрирует в себе признаки отдельных

форм  квеста

 для максимального выполнения поставленных задач в учебном процессе.

Творческий квест 

требует от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация, проект и так далее)

.

По форме построения сюжета квесты делятся на 3 группы:

линейные, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

штурмовые, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

кольцевые, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными. 

По продолжительности классифицируются как  

кратковременные  (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия);

длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний обучающихся, рассчитаны на длительный срок

Образовательный квест позволяет решить следующие задачи:

- образовательную - вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс

- развивающую - развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;

- воспитательную - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории,

краеведению,  к

здоровьесбережению.

Урок, к какому бы типу он не относился, имеет определённую, довольно строгую структуру, сравнимую с композицией литературного произведения.

      Урок - квест также имеет точные правила построения. К ним относятся: наличие задания, обязательный наблюдатель, временные рамки, оговорённое количество этапов.

Продемонстрирую в таблице этапы структуры урока-квеста.

Этапы урока

Деятельность учащихся

Объявление темы урока

Учащиеся формулируют тему с помощью различных подсказок  

Мотивация и постановка целей.

Сообщение целей и задач

Учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока-игры на основе информационных сообщений напрямую от наблюдателя (учителя) или же подготовленных заранее.

Планирование

В зависимости от темы и цели урока-игры учащиеся самостоятельно выстраивают ход действий для достижения необходимого результата.

Учитель-наблюдатель помогает, контролирует)

Практическая деятельность учащихся

В ходе игры учащиеся выполняют ряд заданий, подготовленных заранее. Решения по поиску ключей принимаются командно. Учитель-наблюдатель консультирует.

Осуществление контроля

По правилам квест-игры при неверном решении одного задания, переход к следующему блокируется.

Таким образом, закрытый доступ к очередному заданию автоматически указывает учащимся на ошибку на предыдущем этапе. Осуществляется форма самоконтроля.

Осуществление коррекции

Учащиеся возвращаются к предыдущему заданию, вносят корректировку и успешно двигаются дальше.

Оценивание учащихся

Учащиеся комментируют результаты игры, даётся оценка действий всей команды в целом, а также оценивается индивидуальная работа.

Итог урока

Проводится рефлексия:

Подведение итогов игры, повторение запомнившейся информации, полученной во время поиска «ключей».

Таблица ярко демонстрирует, какие виды деятельности учащихся проявляются на каждом этапе урока-поиска.

Таким образом, урок-квест отвечает требованиям к структуре урока.

    Как уже было отмечено, у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Урок - квест содержит  этапы, благоприятные для формирования УУД.

      В течение урока формируются следующие УУД:

Регулятивные:

самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;

действовать по плану;

контролировать процесс и результаты деятельности;

осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;

уметь распределять своё время;

умение осуществлять самоконтроль;

уметь выделять необходимую информацию.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний;

осознавать познавательную задачу;

читать и слушать, извлекая нужную информацию;

делать обобщения, выводы;

Коммуникативные:

умение работать в группе;

уметь слушать и вступать в диалог с учителем или другими учащимися;

уметь формулировать вопросы;

уметь отвечать на вопросы других;

уметь высказывать и давать обоснование собственной точки зрения.

Таким образом, с помощью технологии «квест» на уроке появится возможность уйти от привычных стереотипов организации урока. Преимуществом использования квеста является то, что на уроке наиболее полно раскрывается интеллектуальный и творческий потенциал учеников, эта технология повышает познавательный интерес к предмету, поисковую активность, мотивацию к обучению.