* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;}

«Использование малых форм фольклора в режимных моментах».

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

В.А. Сухомлинский

Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная с колыбельных песенок, пестушек, потешек, закличек и т.д. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональное общение с ребёнком. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме, малые формы фольклора таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому, мы стараемся подобрать такие Потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию, к пока еще, незнакомому человеку – воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период в своей работе использую такие потешки как, например:

«Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. Будем вместе мастерить Веселиться и дружить.»

«Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Димочка – хороший! Димочка – пригожий!» Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с детьми. Находясь в группе целый день, дети устают, бывают ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать: «Не плачь, не плачь детка прискачет к тебе белка».

Малые формы фольклора очень помогают в режимных моментах. Например утреннюю гимнастику начинаем словами: «Каждый день, что мы встречаем, Мы с зарядки начинаем! Малыши, малыши, Дружные ребятки. Малыши, малыши Вышли на зарядку!» И ребята весело шагают на гимнастику.

Содержание, которым должны овладеть малыши, лучше воспринимаются, когда они взаимодействуют, имеют непосредственное зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Так, например, при заучивании потешки «Водичка водичка умой моё личико» учили детей согласовывать свои действия с текстом: «Вытираемся мы чисто, Так опрятны, аккуратны, Всем смотреть на нас приятно». Наступило время завтрака, пора напомнить об аккуратности за столом: «За едой – не сори, Насорил, так убери. Скатерть, платье не марай, Рот салфеткой вытирай». При одевании на прогулку используем следующую потешку: «Шкафчик свой открывай И одежду доставай. Мы сначала одеваем Кофточку, штанишки. Обуваем на ножки Носки и сапожки. Шапку на головку Одеваем ловко. Шарфик не забудем. Вот как мы умеем, Мы большими будем». При укладывание спать приговариваю следующие потешки: «Снял зайчишка тапочки,
Вымыл чисто лапочки,
Съел морковку и в кровать.
Будет зайка крепко спать».

Использование малых форм фольклора имеет огромное значение при проведении продуктивных видов деятельности. Например, при проведении занятий по художественно-эстетическому развитию- лепка на тему «Зернышки». Рассказав детям о птичках, которым зимой очень холодно, голодно, использовали песенку «Птичка»: «Маленькая птичка Прилетела к нам Маленькой птичке Зернышки я дам. Маленькая птичка Зернышки клюет, Маленькая птичка Песенки поет». Вызвав у малышей чувство сострадания, предложила помочь птичке -вылепить из пластилина зернышки.

На изо деятельности на тему «Дождик» использовала потешку:

«Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!»

Под ритм потешки воспитанники кончиком кисти рисуют капельки дождя.

Вызвать интерес к конструированию у детей мне помогла потешка:

«Строим, строим,

Строим дом.

По кирпичику кладем,

С каждым днем все выше дом,

Вот такой уж вырос он».

С помощью таких потешек малыши настраиваются на предстоящую деятельность. В восприятии речи дети проходят несколько этапов: в начале они реагируют на интонацию, затем значимость приобретает для них ритм, и только потом начинают понимать значение слов. Одновременно со слухом развивается речь.

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который я использую в развитие речи детей раннего возраста. Песенки, потешки помогают им учиться говорить, побуждая к подражанию к словам и звукам.