Обобщение опыта по теме: Использование математических знаний и умений в повседневной жизни у детей 5-6 лет.
МОАУ «СОШ 11 г. Орска» воспитатель Склярова И.Ю.
Обучая детей основам математики, одной из главных задач, которую стремлюсь решить это, чтобы к началу обучения в школе они имели определенный запас знания и могли им пользоваться в повседневной жизни. Необходимо поддержать в ребенке желание применить свои умения и навыки в повседневной жизни. Чем мы и занимаемся с ребятами в режимных моментах в нашей группе.
- как известно утро начинается с зарядки, прошу ребят: Сегодня, мы построимся в колонну так, чтобы первым стоял самый высокий из вас. Дальше по росту до самого низкого или наоборот. Ребята используют знания о величине, применяя навык зрительного сравнения по росту, состыковка друг с другом спинами.
- При сервировке стола к приему пищи, мною используются поручения или индивидуальные задания конкретному ребенку, где решаются задачи по закреплению отсчета предметов: разложить хлеб по хлебницам по количеству сидящих за столом ребят, расставить бокалы, тарелки, ложки посмотрев на числовую карточку; разложить ложки, вилки к тарелкам (ориентировка в пространстве левая, правая сторона), взять столько салфетниц, сколько столов будет использовано для приема пищи. Игровое упражнение «Что из чего будем кушать?» (Воспитатель: «сегодня на завтрак каша». Дети: «нужна мелкая тарелка»), так же объясняют выбор размера ложки в зависимости от названного блюда.
- подготовка оборудования к занятиям (дежурство): посчитай, сколько сегодня ребят участвует в занятии, и приготовь столько коробок краски, пачек карандашей и тп. Раскладывание счетного материала, бумаги для аппликации, по тарелкам используя образец; выбор размера кисти (толстая, средняя, тонкая) для определенного вида работ с её использованием (кисть для клей, для тонировки, рисования)
Игровые задания «Выбери себе лист», «как лежит лист, если я рисую…» применяемое на занятиях по рисованию помогают закрепить форму, размер листа и расположение его на плоскости (вертикально, либо горизонтально). В дидактических играх «Сложи открытку», «Сложи узор» закрепляем умение ориентироваться на листе, умение выкладывать узор, используя определенную схему.
- на прогулке мы с ребятами решаем вопросы выбора рабочего инструмента: какой лопатой удобнее взрыхлить песок, с коротким или длинным черенком? Какую коробку по размеру выбрать для сухих веток, и для листьев? Почему? В какое время суток удобнее и интереснее гулять летом? Зимой? Почему? Игровые упражнения «Беги к самому высокому (низкому) дереву» «Найди самый широкий (узкий) лист»
«Сравним, кто нашел самую длинную (короткую) палочку» Дидактические игры «Когда это бывает?», «Что не так» в дети не только называют признаки определенного времени года, но и вспоминают названия месяцев каждого времени года.
- сбор на прогулку и выбор игрового материала, оборудования: вместе с ребятами мы обращаем внимание на состояние погоды и только после этого отдаем предпочтение тем или иным игрушкам, спортивному оборудованию (мокрый асфальт, лужи) игры будут под навесом, солнце и сухо - можно взять мячи скакалки. Зимой – капает с крыши, значит снег влажный, лепим снежки и тд. При этом ребята вспоминают название месяца, время года, часть суток. Это ориентировка во времени. Важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира.
Все чем мы с ребятами занимаемся в группе, предлагаю использовать и родителям в домашних условиях:
- Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?». Ведь ему предлагают поиграть, а игра – дело добровольное.
- Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного. По дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и тд.
- Поиграйте в словесные игры «что, какой формы?» (тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые). «Что, на что похоже?» (сумка – прямоугольник, лист –треугольник). Веселые загадки: чего у нас по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя и чего по одному. Поиграйте всей семьей в игру «А сколько у нас?» ( у каждого по 2 руки, а вместе у нас сколько рук? У каждого из нас 1 нос, а вместе у нас сколько носов?)
- Детей с 5 –летнего возраста можно привлечь к приготовлению десерта: раздели 2 яблока на всех членов семьи (8) поровну; Вот тебе 2 банана, как их разделить, чтобы хватило всем шестерым друзьям? Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины.
- По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья, здания (выше-ниже, толще-тоньше, шире -уже).
- Ваш ребенок занимается творчеством: спросите его о длине карандашей; сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий - узкий (шарф, полотенца,), высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Побуждайте детей использовать в речи слова соответствующие названию размера, важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.
- Закрепление цифр. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни: на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. Предложите ребенку вспомнить произведения К. Чуковского «Тараканище», «Телефон» рассмотрите иллюстрации, а затем поиграйте в игру "Кто за кем" эта игра поможет четко ориентироваться в порядковых отношениях. Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Дети учатся ориентироваться в пространстве и времени. Веселая игра для всей семьи «Кто, где спрятался?» ребенок ищет, найдя, он говорит, где находился, найденный им член семьи, используя слова «на», «за», «между», «в». «Когда наступит этот день (месяц)?» Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, день рождения кого - то из семьи обратите на это внимание.
- В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете закрепить с ребенком объем (вместимость сосудов), сравнить по вместимости разные кастрюли и чашки. Измерить условной меркой сыпучие продукты.
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете помочь ребенку запомнить математические понятия, способствовать их лучшему усвоению, поддерживать и развивать интерес к математике. Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни и близкого окружения.