Практическая работа: « Метод библиотерапии на логопедических занятиях».

Выполнила:

Учитель-логопед ДОУ №62

Вербицкая

Ксения

Александровна.

Методические рекомендации по внедрению метода библиотрапии.

Проблема использования технологий библиотерапии в процессе формирования познавательной культуры дошкольников привлекает в настоящее время все больше внимания исследователей, стремящихся максимально использовать реабилитационные возможности библиотерапии, что говорит о повышенном научном интересе к заявленной проблематике и подтверждает ее актуальность.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью научного обоснования педагогических условий, а также созданием и реализацией теоретической модели и комплексной педагогической программы по формированию познавательной культуры дошкольников на основе технологий библиотерапии.

Сказка - богатый терапевтический материал, который может быть использован в нескольких аспектах:

Использование сказки, как метафоры (текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личности, личной жизни ребенка)

.

Рисование по мотивам сказки

.

Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа (служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека

.

            

Проигрывание эпизодов сказки (дает возможность ребенку почувствовать эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции

.

Использование   сказки  как  притчи  -  нравоучения   (подсказка  варианта разрешения ситуации

.

Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой

).

Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева разработала курс сказкотерапии, который включает множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.

Основные приемы работы со сказкой.

Анализ сказок.

Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов.

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет.

Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме кА индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.

Рассказывание сказок.

Приемы помогает развитию фантазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагают рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Лисы, Бабы-Яги или Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок.

Переписывание сказок.

Переписывание или дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет поворот событий, ситуаций, конец сказок и т.д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставлял необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения - в этом заключается психокорекционный смысл переписывания сказки.

Постановка сказки с помощью кукол.

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Сочинение сказок.

Ребенок может сочинить сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе взрослой может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способ её решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой человек из волшебного путешествия - это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.