Использование мячей Су Джок в коррекционной работе

с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

В современном мире каждому второму ребёнку нужна помощь логопеда. Наряду с пальчиковыми и словесными играми, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедической работе можно и нужно использовать Су Джок терапию, которая позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребёнка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность, развивает мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. В коррекционной работе используется массажный шарик Су Джок, в который входит массажный шар-ёжик (каштан) и два металлических массажных эластичных кольца. Часто логопеды используют Су Джок в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в коррекционной работе.


1. Массаж шариком Су Джок

Массировать этим мячиком можно руки, ноги, спину и даже голову. Благодаря «колючей» поверхности такого мячика происходит воздействие на кожу, мышцы и нервные окончания, стимулируя различные точки на теле ребенка.

На ладонях находится множество биологически активных точек, поэтому эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком с шипами. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Примеры упражнений:
«Дорожка»
Шарик положить между ладонями, пальцы прижать друг к другу. Делать массажные движения, катая шарик вперёд-назад. 
«Шарик»
Шарик положить между ладонями, пальцы прижать друг к другу. Делать круговые движения, катая шарик по ладоням.
«Клубок» 
Держать шарик подушечками пальцев, делать вращательные движения вперёд или назад. 
«Кнопочки»
Держать шарик подушечками пальцев, с усилием надавить ими на мяч (4—6 раз). 
«Прятки»
Зажать шарик в одном кулаке, затем в другом.


2. Массажные шарики можно использовать в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения


Автоматизация звуков в чистоговорках:
Сасаса – длинная коса. (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Ши – ши – ши – новые карандаши. (Катить шарик по каждому пальцу). 
Шашаша – я катаю малыша. (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Ил - ил – ил – дятел дерево долбил. (Держать шарик подушечками пальцев, с усилием надавить ими на мяч).
Рырыры – катаемся с горы. (Вращать шарик подушечками пальцев вперед).
Ра – ра – ра – высокая гора. (Катить шарик круговыми движениями по ладоням). 
Руруру – листья соберу. (Нажать шариком на каждый палец).
Руруру – скачет кенгуру. (Прыгать по ладошке шаром).
Рырыры – в руках у нас шары. (Зажать шарик в одном кулаке, затем в другом).
Автоматизация звуков в стихах:

Варит сам самовар, (Катить шарик круговыми движениями по ладоням в одну сторону).
Катит сам самокат, (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Ходит сам самоход, (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Сам летает самолёт. (Подкинуть шарик двумя руками вверх и поймать его).

По дорожке шла матрешка, (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Шла матрешка не спеша. (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Шишечку нашла матрешка… (Вращать шарик подушечками пальцев вперед).
Очень шишка хороша! (Перекладывать шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп).

Лягушка – попрыгушка, (Прыгать по ладошке шаром).
Глазки на макушке. (Перекладывать шарик из одной ладони в другую)
Прячьтесь от лягушки (Зажать шарик в одном кулаке)
Комары и мушки! (Зажать шарик в другом кулаке).


3. Массаж эластичным кольцом


Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, то эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. Можно использовать речевой материал по лексическим темам, например:


«Игрушки»
У Павлуши есть игрушки:
Вот веселая лягушка. (Надеть массажное кольцо на большой палец). 
Вот железная машина. (Надеть массажное кольцо на указательный палец).
Это мяч. Он из резины. (Надеть массажное кольцо на средний палец).
Разноцветная матрешка (Надеть массажное кольцо на безымянный палец).
И с хвостом пушистым кошка. (Надеть массажное кольцо на мизинец).


«Овощи»
Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох
– Урожай у нас не плох.
(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение).


«Домашние животные»
Здравствуй, котенок! (Надеть массажное кольцо на большой палец).
Здравствуй, козленок! (указательный палец).
Здравствуй, теленок! (средний палец).
Здравствуй, ягненок! (безымянный палец).
Здравствуй, веселый, смешной
поросенок! (мизинец).

4. Массаж стоп в домашних условиях


Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами, массажным мячиком и т.д.

Правила выполнения массажа с использованием массажных шариков:
1. Воздействие должно быть приятным и не вызывать негативной реакции у ребенка.
2. Массаж проводить до появления слегка розового цвета кожи и ощущения тепла.
3. Проводить массаж, если ребенок хорошо себя чувствует, у него нет температуры, сыпи и других проявлений кожных или инфекционных заболеваний.
4. Не оставлять надолго эластичное кольцо на пальцах в одном положении, чтобы не нарушить кровоснабжение.
5. Избегать интенсивных движений, чтобы не травмировать нежную кожу ребенка.


Таким образом, достоинствами Су Джок терапии являются:

1. Высокая эффективность. При правильном применении наступает выраженный эффект.
2. Абсолютная безопасность. Су Джок терапия совершенно безвредна, не имеет побочных эффектов и осложнений. Неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
3. Универсальность. Су Джок терапию могут использовать узкие специалисты, учителя, воспитатели в своей работе и родители в домашних условиях.
4. Простота применения. Су Джок шарики, массажные колечки свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.


В результате использования Су Джок терапии осуществляется благоприятное воздействие на весь организм, стимулируются речевые зоны коры головного мозга, развивается координация движений и мелкая моторика, развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Использование Су Джок терапии в логопедической практике позволяет сократить сроки и повысить качество коррекционной работы.