Берникова Лариса Сергеевна

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №3» г.о. Самара

Использование мягкого модульного конструктора в предметно – пространственной среде для развития детей дошкольного возраста

Динамично развивающиеся технологические процессы, происходящие в мире каждому из нас очевидны. Всего лишь за последнее десятилетие мы с вами познакомились со смартфонами, компьютерами, интернетом, новейшими технологиями. Мир меняется не ежегодно, не ежедневно, а ежечасно. Для организации жизни в этом динамичном и интересном мире обществу любой страны необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию и созиданию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации работы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию.

Формирование мотивации для обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения, создание особой образовательной среды. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Современный взгляд науки на развитие ребенка говорит нам о важности развития технического творчества у детей, уже с 4 летнего возраста. Для этого необходим определенный набор умений, который должен закладываться с более раннего возраста. Это умение ребенка ориентироваться в пространстве, гибко менять его при желании, создавать предметы в дальнейшем и целые сюжеты. Мы задали себе вопрос: «Как в условиях стандартной групповой комнаты, в условиях фиксированного и ограниченного финансирования можно организовать сюжетное пространство для развития игрового замысла детей?» Эти задачи хорошо решаются при использовании современного оборудования, в частности мы хотим поговорить о мягком модульном конструкторе. 

Опыт использования мягкого модульного конструктора в разных группах от 2 до 7 лет показал, что конструктор имеет большое количество преимуществ при создании игрового познавательного пространства.

Начать все же необходимо с вопроса о технических преимуществах. Конструктор изготовлен из невесомого противоаллергенного материала – ткани из кожзаменителя и поролона, все детали прочно прошиты со всех сторон, сверху и снизу вшита фиксирующая липучка. Экологически безопасен, легок в обработке путем обычной стирки в стиральной машинке.

Какие преимущества в решении образовательных задач дает сюжетное моделирование из данного конструктора:

Во– первых, дети получает возможность трансформировать среду самостоятельно. Постройки можно создавать в любом месте групповой комнаты, липучки позволяют сохранить задуманный предмет и играть с ним сколько пожелает.

Во – вторых, развивает объемное мышление. Дети строят конкретные необходимые предметы для собственного игрового сюжета. Это диван, крепость, тоннель, дом, дерево, роботов, лабиринты, кровати, мягкий ковер для отдыха, транспорт (машина, корабль и много другое). Эти постройки способны создать атмосферу правдивости в играх, так как их размеры соответствуют росту ребенка. На диване можно по - настоящему сидеть и лежать, в домике можно играть, в тоннеле удобно передвигаться, на большом ковре отдыхать и т. д. Большое пространство побуждает к большим игровым возможностям.

В – третьих, развивает моторику рук, логику, зрительную память, навыки строительства, двигательную активность, техническую пытливость мышления, аналитический ум. Во время работы с детьми изучается цвет, свойства и форма деталей. Липучки имеют жесткую и мягкую стороны, учат детей различию свойств и признаков.

В – четвертых, использование постройки в течение дня поможет решать воспитателю любое программное содержание: в развитии основных движений по физической культуре, речевом развитии, ФЭМП, трудовой деятельности.

Разворачивание игрового сюжета на основе моделирования – это еще один важный компонент образования дошкольников.

В – пятых, самым главным и основным критерием построения любого занятия для детей – является интерес!

Практика нашей работы показала, что сюжетное моделирование с помощью мягкого конструктора вызывает устойчивый интерес детей, эмоциональную отзывчивость на задания педагога, желание создавать новые предметы, получая удовольствие от занятий.

В заключении хотелось подчеркнуть исключительную значимость создания детьми мобильной трансформируемой, меняющейся среды для развития их мотивации к обучению, творческой познавательной деятельности, развития геометрического видения, и технического творчества в дальнейшем. Это не только наше желание, это современные требования ФГОС ДО.