Статья
На тему:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ »
Выполнила:
Панферова Ольга Ивановна
Содержание:
Введение
1.Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в школе
1.1 Виды наглядных пособий
1.2 Принципы использования наглядных пособий
2. Современные требования к наглядным пособиям по русскому языку
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. Правильное использование наглядности на уроках русского языка способствует формированию чётких представлений о понятиях, развивает логическое мышление и речь. Роль наглядности в преподавании русского языка общепризнанна.
В современном обучении наглядные пособия играют большую роль. В обучении русского языка особую роль играет принцип наглядности.
Школа в целом сама выбирает, какой методике отдать предпочтение, какой автор больше других подходит к их разработанной системе обучения русского языка. Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки, картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются, при составлении предложений и текстов различных типов.
Наглядные методы повышают эффективность обучения, особенно для детей с более выраженным наглядно-образным мышлением, пробуждают интерес к учению, повышают работоспособность обучаемых.
Неоспорима также роль практических методов обучения, особенно в формировании практических умений и навыков. Но вместе с тем эти методы также не могут решить всего круга задач обучения. Учитывая сказанное, наибольшей эффективностью обладают различные сочетания методов, в зависимости от задач урока, особенностей детей, ситуации, условий.
Цель данной работы: изучить современные требования к изготовлению наглядных пособий по русскому языку.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть виды наглядных пособий.
2. Изучить принципы использования наглядных пособий на уроках русского языка.
3. Проанализировать современные проблемы в культуре изготовления наглядных
пособий.
Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в школе
1.1 Виды наглядных пособий
Наглядные пособия по русскому языку - учебные пособия, позволяющие опираться на различное восприятие учащихся. Применение различных средств наглядности привлекает внимание детей и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала.
В обучении русскому языку используются различные виды наглядных пособий.
Основные группы наглядности, применяемые в школе:
Натуральные вещественные модели (реальные предметы, геометрические тела, макеты объектов, фотографии.);
Условные графические изображения (чертежи, схемы, графики, географические карты, планы.);
Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, мультфильмы.)
С первых дней пребывания детей в школе при обучении их русскому языку, предметы окружающей" обстановки могут быть использованы в качестве наглядного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с правилами и понятиями.
Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как наглядный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей грамматики, пунктуации, фонетики. К демонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительных приборов и инструментов (часовой циферблат, весы).
Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему значению
таблицы могут быть разделены на группы:
познавательные;
инструктивные;
тренировочные;
справочные.
К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые
сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала.
Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания букв, слов, словосочетаний и предложений, выполнения упражнений и заданий, навыков говорения.
Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для иллюстрации упражнений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать большое количество слов и тем самым облегчают его работу.
Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при выполнении упражнений, так при выполнении практических работ.
Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике
рисунки и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также
планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные
демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. При необходимости иллюстрации к отдельным упражнениям могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов.
Дидактический материал. Для формирования основных понятий, а также для
выработки навыков писания и говорения необходимо использовать разнообразный
дидактический материал. Дидактическим материалом называют учебные пособия для
самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать
процесс обучения. Дидактический материал можно подразделить на:
предметный дидактический материал;
дидактический материал в виде карточек с заданиями
Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.
Дидактический материал в виде карточек с заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. .
В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои знания и навыки по русскому языку. А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда.
1.2 Принципы использования наглядных пособий
Знание видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении. С точки зрения использования наглядные пособия делят на общеклассные и индивидуальные.
В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.
При ознакомлении с новым материалом и особенно при закреплении знаний и умений надо так организовать работу с наглядными пособиями, чтобы учащиеся сами оперировали ими и сопровождали действия пояснениями. Качество усвоения материала в большинстве случаев значительно повышается, так как в работу включаются различные анализаторы (зрительные, двигательные, речевые, слуховые). Учитель должен всячески поощрять детей к использованию наглядных средств, в самостоятельной работе.
На этапе закрепления знаний и умений необходимо широко использовать таблицы, рисунки, схемы. Наглядные пособия иногда используют для проверки знаний и умений учащихся. Используя раздаточный дидактический материал, учитель проверяет умения применять правило на практике.
Важным условием использования наглядных пособий является применение на уроке достаточного и необходимого количества наглядного материала.
2. Современные требования к наглядным пособиям по русскому языку
Требования к оформлению наглядных пособий можно выделить следующие:
1.Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения
полей, должны быть не менее 10 мм.
2.При печати черной краской интервал изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков.
3. Не допускается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных
иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3.
4. Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания, кроме
заголовков.
В пособии всё должно быть на "отлично" от иллюстраций до практических заданий. Нельзя допускать ни грамматических ни смысловых ошибок в учебнике. Содержание учебного материала должно очень хорошо делиться на необходимый материал и второстепенный.
Наглядное пособие не должно содержать ошибок. Должна быть последовательность в изложении учебного материала. Материал пособия должен соответствовать программному материалу.
Самым важным критерием для наглядного пособия начальных классов является его внешняя привлекательность: это красочность. Так же немало важна доступность материала и системность его расположения.
Соответствие наглядных пособий к общим целям обучения русского языка в школе.
Разрабатывая пособия, необходимо ориентировать их на реализацию общих целей обучения русскому языку в профильных классах:
осознание национального своеобразия русского языка;
овладение культурой межнационального общения;
углубление знаний о лингвистике как науке;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций;
Соответствие наглядных пособий общедидактическим требованиям.
Информация, передаваемая во всех компонентах пособий, должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию изучаемой науки. Научный материал должен развертываться с учетом таких принципов дидактики, как систематичность, последовательность, наглядность, сознательность, связь с практикой. Наглядное пособие дополняет практический материал учебников и дает возможность учителю реализовать заложенные методические идеи в полном объеме с учетом задач уровневой дифференциации
Заключение
Принцип наглядности – один из самых известных и ведущих принципов обучения. Средства наглядности используются при изложении учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельности учеников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и учителя, и учеников. Использование принципа наглядности на уроках русского языка при работе над лексическим значением должно проводиться методически правильно и систематично. Исходя из этого, мы можем предложить следующие методические рекомендации:
Использовать многозначные слова, работать над синонимией, антонимией, паронимией. А также наряду с наглядностью использовать несколько способов и приемов толкования значений слов.
Развивать речь ребенка с помощью устного пересказа, рассказа по серии картинок.
Стараться не только показать, но и по возможности услышать и почувствовать тактильно значение слова.
Список использованной литературы
Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения.
Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. Русский язык. З класс: Поурочные разработки к
учебникам Рамзаевой Т.Г. и Поляковой А.В. - М.: ВАКО, 2005. - 416 с.
Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М, 2000.
Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. - СПб, 2002.
Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Просвещение, 2008.
Бабанский Ю.К., Сластенин В. А. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед. ин – тов. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М: Просвещение, 1985. - 176с.