УДК

УДК

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ СКАЗКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Познавательная активность старших дошкольников является основой способности детей познавать и изменять окружающую действительность и самого себя. Одним из дидактических средств формирования познавательного опыта и развития познавательной активности является использование русской народной сказки. В статье описано значение русской народной сказки для образовательной деятельности дошкольников и развития их познавательной активности.

Ключевые слова: познавательная активность, познавательный опыт, русская народная сказка, дошкольный возраст.

Annotation. The cognitive activity of older preschoolers is the basis of children's ability to learn and change the surrounding reality and themselves. One of the didactic means of forming cognitive experience and developing cognitive activity is the use of a Russian folk tale. The article describes the importance of the Russian folk tale for the educational activities of preschoolers and the development of their cognitive activity. Keywords: cognitive activity, cognitive experience, Russian folk tale, preschool age.

Как указывают ученые В.Т. Кудрявцев, В.А. Петровский, Р.М. Чумичева и др., дошкольное детство – это сложное социально-культурное, психологическое и педагогическое явление, обладающее самоценностью и собственной логикой развития. Дошкольный возраст – это уникальный, единственный в своем роде возраст. В нем происходит наиболее стремительное, бурное психическое и физическое развитие ребенка, закладываются основы личности. В настоящее время ребенок предстает перед нами как индивидуальность, как самобытная суверенная личность, достойная любви и уважения, являющаяся не объектом, а субъектом воспитательного процесса, а общество вправе надеяться на успех всестороннего развития каждого ребенка, на выявление и развитие творческих способностей, которые являются основой воспитания и обучения детей. Обновление подходов к организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в современной педагогической науке и практике связано с изменением процесса развития детей под руководством взрослого в процессе их саморазвития. В данном процессе регулирующую роль играет познавательная активность ребенка, выступающая основой его способности познавать и изменять окружающую действительность и самого себя.

Невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития дошкольника и формирования его личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями умениями и навыками, содействовать воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств дошкольников, развивать их познавательную сферу, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес), выявлять и реализовать потенциальные возможности детей, приобщать их к поисковой и творческой деятельности. Проблема развития познавательной активности в научной литературе не является новой. Познавательная активность рассматривается как свойство человека, которое проявляется в позитивном отношении к содержанию и процессу обучения, к фактическому приобретению знаний и методов деятельности в оптимальный момент, в мобилизации нравственных и волевых усилий, направленных на достижение познавательной цели. В своих работах Г.И. Щукина определяет познавательную активность как ценное личностное образование. Принимая во внимание особенности развития детей дошкольного возраста, С.А. Козлова отмечает, что «познавательная активность» – это деятельность, которая происходит в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в стремлении прояснить и углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его к другому материалу [5, с. 56]. В свою очередь В.С. Ильин считает, что развитие познавательной активности основано на преодолении ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями для их удовлетворения, которые он имеет в данный момент [4, c. 8]. По мнению Т.И. Шамовой, познавательная (когнитивная) активность – это активное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к субъекту и процессу познавательной деятельности [4, c. 9].

Необходимо отметить, однозначной трактовки понятия «познавательная активность» до сих пор нет, каждый автор подходит к определению и пониманию структуры познавательной активности по-своему. Изучение познавательной активности детей дошкольного возраста проводится в русле личностного, деятельностного и коммуникативного подходов. Личностный подход в развитии познавательной активности связан с активностью ребенка, воспитателя, насыщенностью образовательной среды. Деятельностный подход определяет структурные изменения в личности ребенка, выбор им адекватных видов и форм деятельности, преобразования деятельности в соответствии с личностным развитием, связанный с сенситивными периодами развития ребенка, сменой типов ведущей деятельности; ориентирован на оказание помощи воспитаннику в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности. Динамика овладения деятельностью ребенком (А.А. Люблинская, Л.А. Венгер, Н. И. Непомнящая, Н. Н. Поддъяков) лежит в основе отечественной педагогики. Основными показателями при характеристике уровней развития авторы выделяют разную степень самостоятельности и инициативы детей в освоении разных видов деятельности. Именно эти показатели определяют уровень познавательной активности ребенка дошкольного возраста и соотносятся с целевыми ориентирами дошкольного образования. Коммуникативный подход предполагает разные типы межличностного взаимодействия со сверстниками и с педагогом. О развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, – считают Т. А. Куликова и А. Ю. Кузина, – свидетельсвуют: наличие интереса к познаваемому (устойчивость, широта, глубина, избирательность), эмоциональная отзывчивость (удивление, эмоционально окрашенная речь, жестикуляция, движения), мыслительные и преобразующие действия. Мы пришли к выводу, что «познавательная активность» – это интегративное качество, свойство личности ребенка, проявляющееся в отношении к познавательной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, способов деятельности, накопленных человечеством, мобилизации нравственно-волевых сил на достижение учебно-познавательной цели [4, c. 11]. Общими показателями познавательной активности ребенка являются сосредоточенность, концентрация внимания, мотивация, инициатива, положительные эмоциональные переживания и проявления. На начальном этапе ребенок проявляет непосредственный интерес к новым фактам, явлениям, сопровождаемым позитивным эмоциональным переживанием, связанным с получением новой информации. Важное условие – насыщенность информационной среды ребенка, возможность практической деятельности в ней, обогащение его чувственно-практического опыта. В педагогике, на сегодняшний день, существует множество дидактических средств, которые облегчают им непосредственное и косвенное познание мира. Они выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступают средством побуждения познавательной активности детей. Одним из таких дидактических средств развития познавательного опыта и развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является использование русской народной сказки в образовательной деятельности дошкольников. Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки.

На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту [1, c. 927].

Трудно переоценить роль детских сказок в развитии детейСказки являются неотъемлемым элементом в воспитании ребенка, развивая фантазию, знакомя малыша с удивительным миром, в котором есть свои правила, законы, свои отношения. Именно в сказке доступным для ребенка языком легче всего объяснить малышу, где добро, а где зло. Ведь дети гораздо легче воспринимают язык сказки, чем взрослые нотации.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих качеств из поколения в поколение.

Именно через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа.

Сказки позволяют ребенку реализовать свои потребности в познавательной активности, независимости. Равняясь на героев, которые всегда в действии, стремятся к цели, преодолевая препятствия на своем пути, дети учатся понимать, что успеха можно добиться, лишь приложив усилия, волю, проявив настойчивость и целеустремленность. Герои сказок по сюжету нередко должны узнавать что-то новое, справляться с трудным заданием, что формирует у ребенка познавательную активность и интерес к обучению. Кроме того, поучительный сказочный опыт поневоле откладывается в сознании слушателя. Сказка расширяет и обогащает используемые ребенком способы познания окружающей действительности [3, c.110].

Поэтому, на мой взгляд, следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт [2, c. 3].

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

Через сказку происходит:

- интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

- развивается познавательный интерес; - расширяется представление детей о целостной картине мира посредством введения их в литературную культуру;

- развивается свободное общение с взрослыми и детьми (сказки не только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником, а также помогают развивать логическую связную речь. Очень важно делать речь малыша красивой, образной, эмоциональной - и в этом также может помочь сказка. Помимо всего прочего, во время прочтения сказки у малыша формируется и закрепляется умение задавать вопросы); формируется интерес к книгам и потребность в чтении; воспитывается умение слушать. Таким образом, использование сказок на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста предоставляет шанс создать разные условия воспитания и обучения, направленные на всестороннее развитие ребенка. При правильной организации занятия с детьми старшего дошкольного возраста с учетом использования сказок, зависит успешность приобретения дошкольниками знаний и возникновение у них умений социализироваться с окружающим миром. Мы считаем, что сказка во многом способствует развитию познавательных способностей, формированию детского коллектива и развитию личности каждого ребенка.

Из вышеизложенного следует, что обучения детей дошкольного возраста является сложным психофизиологическим процессом, требующим специально направленной работы педагога.

Библиографический список:

Беляшова

Н.А. Обогащение словаря детей дошкольного возраста средствами фольклора [Текст]/ Н.А.

Беляшова

// Аллея науки. – 2018. – Т. 4, № 6. – С. 927-932.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 Васькова О.Ф.

Сказкотерапия

как средство развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ О.Ф. Васькова

. – М.: Детство-Пресс, 2017. –

22 c.

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Назарова

М.В. Педагогические условия использования сказки как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ М.В. Назарова, Е.М. Мартынова // Образование 2020: актуальные вопросы и современные аспекты. – Пенза: Наука и Просвещение, 2020. – С. 110-114.

 

4.

Насибуллина

М.К. Познавательное развитие дошкольников в контексте ФГОС // Дошкольное образование. 2020. № 1. С. 8-11.

 

 

 

5

.

Чанчикова

А.А. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в проектной деятельности // Социальная педагогика. 2020. № 2. С. 56-68.