* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта.

Автор: Афанасьева Ольга Викторовна

ГБУ «Шадринский детский дом-интернат

для умственно отсталых детей»

Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития у детей с нарушением интеллекта, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений, нарушений мелкой моторики в частности малоподвижна кисть, и дети моей группы не исключение.

Особенно с трудом дети учатся шнуровать, застёгивать пуговицы. Они не могут точно бросить и поймать мяч. Не все дети умеют рисовать кистью и карандашом, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы, в большинстве случаев отсутствует потребность в рисовании. Несформированность графических навыков и умений мешает детям выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывает влияние и нарушение внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально - волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы). Изобразительная деятельность детей нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательные движения в данном направлении были бы невозможными, если не стимулировать развитие познавательных процессов, мелкой моторики, а, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием.

Поэтому был сделан вывод, что совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования. Ведь нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей с нарушением интеллекта думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться и развиваться.

Мотивация успешности при использовании нетрадиционных изобразительных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания. Прежде чем приступить к работе были поставлены задачи и определены формы работы.

Задачи:

1. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.

2. Развивать у детей чувство независимости и свободы в творческих проявлениях, после овладения нетрадиционными техниками.

3. Развивать моторные способности через овладение разнообразными нетрадиционными техниками рисования.

4. Воспитать в детях инициативность, организованность, усидчивость.

Были определены следующие формы работы:

Совместная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Работа с родителями.

Работа была начата с формирования у детей с нарушением интеллекта знаний и умений о нетрадиционных способах рисования. Она проводилась параллельно по двум направлениям.

1.Инфармационно-аналитическое.

Цель: Знакомство воспитанников (родителей) со спецификой работы с нетрадиционной техникой рисования.

Для обогащения знаний о нетрадиционных способах рисования были проведены беседы-консультации: «Как увлечь ребёнка рисованием», «Помогите ребёнку, если ему трудно рисовать» и др., были вручены памятки по использованию нетрадиционной техники рисования «Желающие научиться рисовать должны помнить…».

Воспитание и развитие ребёнка, в том числе и творческое невозможно без участия родителей. Для того, чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития и художественного воспитания своих детей, я пыталась достучаться до родителей, убедить их, что они на многое способны, что нет увлекательнее и благороднее дела, как учиться понимать ребёнка, а поняв его, помочь ему. Убедить их, что в приобщении ребёнка к творчеству главную роль играет терпение, понимание, деликатность, доброта и вера. Воспитывать в родителях чувство искреннего уважения к любым продуктам детской деятельности.

2.Организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса.

Цель: применение родителями и детьми полученных знаний на практике.

Для начала мы совместно с родителями обогатили уголок эстетики материалами для нетрадиционного рисования (собрали пуговки, спичечные коробки, трубочки для коктейлей, пробки, свечки, песок, ватные палочки и др.).

Неравнодушных родителей старались познакомить с нетрадиционной техникой рисования. Предлагались презентации для просмотра дома с детьми, а также методическую литературу, давались практические советы, рекомендации. Приобщая взрослых к творчеству, старались увлечь их, дать помочь приобрести практические умения в рисовании, благодаря которым родители смогли бы вместе с детьми заниматься и творить в домашней обстановке. Всё это способствовало сближению детей и родителей, нахождению общей заинтересованности, оценке возможностей взрослых и способностей детей.

Для систематического проведения занятий был составлен календарный план по годам обучения, производилась подборка материалов, продумывались формы организации занятий и виды детской деятельности. В планах указывались темы, которые могут быть проведены.

В календарном плане были подобраны конспекты занятий по возрасту детей и их индивидуальным возможностям, выделены разные темы: природа, животные, город и др.

В обучении нетрадиционным изобразительным техникам условно выделены три этапа:

1. Ознакомление. Самый важный этап обучения, поскольку происходит «закладка будущего здания». Дети знакомились с различными изобразительными материалами и способами работы с ними. На каждом занятии воспитанников поощряли , и тем самым показывали им, что каждый замечен.

2. Экспериментирование. На этом этапе мы с детьми экспериментировали с материалом и техникой. Дети учились соединять в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа. Здесь педагог не навязывает свою помощь, а дает возможность ребёнку с нарушением интеллекта действовать, так как ему нравится.

3. Творчество. Воспитанники уже владели определёнными знаниями, умениями и навыками и имели практический опыт работы с различными материалами. Теперь было важно было чутко и умело управлять творческим процессом детей.

Была выработана модель творческого процесса, по которой составлялись все занятия с воспитанниками.

Каждое занятие начиналось с организационного момента, где задавался эмоциональный настрой. Здесь использовались игрушки и игровые ситуации, художественное слово, иллюстративно-наглядный материал, презентации.

В основной части занятия дети выполняли задания, где необходимо было проанализировать внешний вид объектов, выделяли их характерные признаки. Происходило знакомство с изобразительным материалом и техникой рисования.

В практической части занятия дети выполняли задание, в котором педагог при необходимости помогает советом и проводит индивидуальную работу (найти нужное решение, подобрать необходимый материал для создания выразительного образа и сюжета).

В заключительной части подводится итог занятия, и вместе с детьми анализируются работы. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского изобразительного творчества, хотя детям с нарушением интеллекта это даётся очень тяжело. Как правило, они выделяют только свою работу и не могут аргументировать, объяснить свой выбор.

При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству» использовались следующие техники изображения, которые распределились по годам обучения:

10-12лет:

рисование пальчиками; рисование ладошками; оттиск печатками; рисование ватными палочками; рисование поролоновым карандашом; печатание листьями.

12-13лет:

тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; рисование мятой бумагой; рисование манной крупой; печать по трафарету.

13-14:

рисование песком; рисование мыльными пузырями; кляксография обычная; кляксография с трубочкой; монотипия предметная; монотипия пейзажная; волшебные веревочки; пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяло воспитанникам чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивало воображение, давало полную свободу для самовыражения.

В работе с детьми использовались разные средства для рисования (коктейльные трубочки; поролоновые губки и карандаши; зубные щетки; ватные палочки и др.) и способы нетрадиционной техники рисования, и все пришлись детям по душе. Ребята были в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые желтые цыплята или утята. А когда после небольшой физкультминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисовывали недостающие детали и перед глазами представала целая картина - радости не было предела. Забавляло детей и то, когда им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след, в итоге оказалось, что этот след похож на сказочную птицу или солнышко, загадочного животного, цветок или дерево. Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники - художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это очень воодушевляло и подбадривало детей в их фантазиях.

Известно, что развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе воспитанников, поэтому на занятиях используется не образец для подражания, а приём показа нескольких способов изображения, оставляя за ребёнком право выбора. Важно, чтобы выполняя то или иное задание, ребёнок нашёл свой уникальный вариант его решения и создал свой неповторимый образ, а рисунки были своеобразными и отличались друг от друга. Одним из условий развития детского творчества на занятиях изобразительной деятельности является использование различных изобразительных материалов, которые обогащают художественный опыт детей с нарушением интеллекта и позволяют им испытывать радость от результатов своего труда.

Параллельно с занятиями у детей было время для самостоятельной деятельности, где дети играли, наблюдали, рисовали по замыслу, рассматривали картины, иллюстрации о природе, проводили игры-эксперименты, показывали пальчиковый театр и выполняли игровые упражнения, которые способствовали развитию мелкой моторики и обогащению знаний и представлений у детей в изодеятельности: «Подбери по цвету», «Цветная сказка» (были направлены на закрепление и уточнение названий основных цветов); «Маленькие художники», «Сказочные путешествия кисточки» (на совершенствование цветовосприятия и цветоразличения); «Заюшкины игры» и др.

Для развития мелкой моторики перед практической деятельностью проводились пальчиковые игры. Перед игрой с детьми обсуждалось содержание, сразу отрабатывались жесты. Это позволяло подготовить детей к правильному выполнению упражнения. Упражнение выполнялось совместно с детьми. Постепенно текст разучивали наизусть. Наиболее понравившиеся игры повторялись с детьми по их желанию.

Дети группы нуждались в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность. Воображение служит хорошим помощником для расслабления. Дети любили выполнять такие упражнения («Ходики», «Холодно — жарко» и др.)

С целью выявления у детей уровня овладения умениями и навыками был проведён сравнительный анализ за два года. Прослеживалась положительная динамика овладения умениями и навыками.

Таким образом, использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения как автономно, так и в комплексе с традиционными художественными техниками способствует более полному раскрытию творческих возможностей детей с нарушением интеллекта, позволяет им познакомиться с материалами и изобразительно-выразительными средствами, освоить разнообразные приёмы и способы изображения и конечно же развитию мелкой моторики. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Дети с нарушением интеллекта раскрывают свои способности и испытывают радость, которую доставляло им творчество. Необходимо хвалить юного художника, бережно относиться к плодам его творчества, ценить самобытность и индивидуальность его работ. «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Литература.

Белошистая

А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3- 5 лет: Пособие для занятий с детьми. - М.:

Аркти

, 2008. - 32с.

Белошистая

А.В., Жукова О.Г., Дьяченко И.И. Волшебные ладошки. АРКТИ.

., 2008.-32с.

Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом

тычка

с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. - М.: «Издательство Гном и Д», 2008. - 64 с.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать.

осква «

Росмэн

», 2008. -96с.

Одинокова

Г. Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006. - 15с.

Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008. - 32с.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 96с.

Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие. - М.: - Классике Стиль, 2004. -72с.