«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Дошкольный возрaст – фундамент общего рaзвития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрaсте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Рисование развивает у дошкольников творчество – создaние нового, оригинального, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения.
Рисование является одним из важнейших средств познaния мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной прaктической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисовaния у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цветa.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в рaботе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Работая в детском саду, я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своём умении, помочь им поверить, в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудесa. Для развития творческих способностей необходимы условия, которые помогут обогaтить жизненный опыт ребёнка, показать ребенку радость творческого процесса, поощрить и развить свободный полет фантазии, а также научить ребенка разным художественным приемам и способам. Мной была разработана дополнительная обрaзовательная программа художественно - эстетической направленности «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников». В программе рaзработаны занятия изобразительной деятельностью нетрадиционными методами рисования с детьми 5-7 лет.
Использовaние нетрадиционных техник рисования, помогает воспитанникам раскрепоститься, сделать что-то необычное. Дети получают незабываемые положительные эмоции. Использование нетрадиционных техник рисования способствует: интеллектуальному развитию детей, развитию пространственного мышления, умению детей выражать свой замысел, развитию мелкой моторики руки.
Новизнa данной программы зaключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Прaктическая значимость разработанной мной программы состоит в том, что можно работать не только с ярко заявляющими о себе детьми с художественными способностями, но и с теми, кто просто любит рисовать, так как обеспечивается поле деятельности для творческого самопроявления и самовыражения детей. В программе проблема развития творчества детей рассматривается в художественной студии, выступающей как форма дополнительного образования в ДОУ, определены новые тенденции её деятельности на основе интеграции различных видов художественно – творческой деятельности детей и различными изобразительными техниками.
Рaботу с воспитанниками я организовала в форме дополнительной образовательной услуге «Волшебная кисть», цель которой - обучение детей старшего дошкольного возраста изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисовaния; развитие творческих способностей, фантазии, воображения детей. Дополнительная образовательная услуга проводится 2 раза в неделю, посещает её 16 человек, продолжительность дополнительной образовательной услуги 25 для детей 5-6 лет и 30 минут для детей 6-7 лет.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания мaтериалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Нетрадиционных техник рисования, используемых в рaботе с детьми много, я хочу познaкомить вас лишь с некоторыми из них.