Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми с ТНР

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Дети с нарушениями речи имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико- артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи). Зачастую у таких детей наблюдается нарушение моторной координации, недоразвитие мелкой моторики, что препятствует овладению графомоторными навыками. Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств.

Все перечисленные особенности развития детей с нарушениями речи вносят свои коррективы в известные традиционные методики и требуют поиска новых форм работы и новых решений для успешного коррекционно-образовательного процесса.

В различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми с ТНР в дополнении к традиционным методам. Над этими работами трудились такие авторы как М. А. Поваляева, М. И. Чистякова, Е. А. Пожиленко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко и другие.

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями речи приобретает особую актуальность и значимость. Это связано, прежде всего, с тем, что традиционные технологии не могут в полной мере обеспечить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми. В то время как нетрадиционные технологии вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.

В своей логопедической работе очень часто применяю нетрадиционные методы и приемы.

Один из них камешки Марблс.

Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») — небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик камушек, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач, которые вы видите на экране:

1) формируют правильный захват камешка кистью руки;

2) развивают тактильные ощущения;

3) развивают в ориентировку на плоскости;

4) помогают закрепить названия цветов

5) развивают внимание, память, мышление;

6)помогают развивать фантазию ребенка.

Например, игра «Звуковая дорожка» (автоматизация звуков изолированно, в слогах)

Используется специальный «коврик-картинка» с изображением дорожки. Просим ребенка украсить дорожку камешками, проговаривая при этом поставленный звук или слоги. Повторяем упражнение несколько раз (проговариваем разные слоги).

Игра «Улитка» (автоматизация звуков в словах).

Используем всем знакомую логопедическую улитку. Просим ребенка называть картинки на улитке и закрывать их камешками Марблс. Из камешков также можно конструировать буквы и слоги, что способствует закреплению образа буквы у ребенка.

Настоящей находкой в автоматизации звуков стал для меня музыкальный ксилофон или металлофон, как его еще называют. Он состоит из 8 металлических пластин и молоточка. Пластины разного размера и соответствуют нотам: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Длинные пластины это низкие звуки, с уменьшением длины пластины звуки выше. Детям очень нравится играть с этим музыкальным инструментом. С помощью металлофона можно развивать не только музыкальные способности. Использование данного музыкального инструмента способствует развитию…

чувства темпа и ритма;

высоты, силы, громкости голоса;

интонационной выразительности.

Игра «Песенка звука».

Предлагаем ребенку спеть песенку поставленного звука (пропеть слоги).

Например: «Давай споем песенку звука Л. Ударяй молоточком по пластинкам и пропивай слог «ЛА». На длинной пластинке голос должен быть низкий, как у медведя. Чем пластинка короче, тем голос выше, как у мышки». Для наглядности можно показать пример «пения» (ЛА – ЛАЛА – лалала) и попросить повторить песенку. Можно петь песенки как от низкого диапазона голоса к высокому, так и наоборот.

Использование «Кинезиологических упражнений». Использование кинезиологических упражнений это эффективный метод развития различных психических функций:

межполушарного взаимодействия;

зрительно-моторной координации;

зрительного восприятия;

мелкой моторики;

что в свою очередь положительно влияет на развитие речи.

В своей работе использую «Кинезиологические дорожки». Для каждой дорожки можно подобрать любую игровую ситуацию. Главное условие – использование обеих рук одновременно. Например: «Размешай сахар в кружке чая, произнося звук «Ш», используй пальчики на обеих руках одновременно!» Или «Помоги водителю сдать экзамен по вождению, «объезжая» все конусы, проговаривая при этом звук Р, так работает мотор у машины». Помимо дорожек использую карточки, на которых указано определенное движение рукой и соответствующая картинка или слог. Ребенок называет картинку или слово и воспроизводит соответствующее движение рукой. Также эти карточки могут использоваться для дифференциации звуков.

«Логопедические бродилки» можно использую для закреплении звуков в словах. Логопед задает «программу» движения для ребенка. Например: «Пройди на одну клеточку вправо, спустись на 2 клетки вниз» и т.д. Ребенок передвигает фишку и называет картинку, на которой останавливается, вместо картинок для школьников можно использовать слоги или слова.

«Игры с «Поп-ит»

Помимо автоматизации звуков, Поп-ит можно использовать для выработки воздушной струи. Для этого используется коктейльная трубочка, помпон (или кусочек ваты) и Поп-ит. В продавленную кнопку Поп-ит кладем помпон и просим ребенка подуть на помпон так, чтобы он перемещался на следующие кнопочки Поп-ит.

Игры с фонариком.

Один из интереснейших методов автоматизации звуков «Игры с фонариком», которые в большом количестве представлены у Коняхиной. Идея состоит в том, что ребенок не сможет увидеть картинку, пока не «просветит» ее фонариком. Данная игра очень увлекает детей, а логопед тем временем решает коррекционные задачи: автоматизирует звук, развивает зрительное восприятие, поддерживает интерес к занятию. Вместо картинок для школьников можно использовать спрятанные буквы, слоги и слова.