Использование нейросетей для подготовки заданий по русскому языку и литературе

Одним из наиболее перспективных направлений искусственного интеллекта являются нейросети, в том числе и в системе образования. Такие технологии позволяют открывать новые горизонты. Сегодня нейросети становятся перспективным инструментом в образовательном процессе, позволяя применять инновационные способы работы с информацией.

Искусственный интеллект может создавать различный контент для учебных занятий: тексты, изображения и аудио. Нейросетям можно передавать часть своих задач, тем самым экономить время. Искусственный интеллект помогает делать задания для уроков увлекательными, и при этом тратить мало времени на их создание. Это позволяет создавать индивидуальные образовательные программы, анализировать затруднения каждого обучающегося и генерировать индивидуальные задания. Основным видом информации на уроках русского языка и литературы является текст (загадки, фактчекинг, сюжеты, стилизация текстов и т.д.).

Отечественный сервис «Балабоба» обладает небольшими возможностями генерации текста, но при должном запросе может выдавать достаточно хорошие результаты. Создавать можно совершенно разные тексты для разных предметов. Степень вносимых правок, которые нужно производить, зависит от поставленных целей. Так, например, при создании текстов для развития критического мышления, в котором и должны присутствовать ошибки, правки нужны минимальные. Основное время следует уделить грамотному формулированию вопросов, которые будут даны ученикам для работы с данным текстом.

Можно создавать тексты сценариев, упражнений, игр, загадок и др. В таких случаях правки нужны обязательно. Для минимизации количества правок можно использовать специальную лексику, которая обязательно должна присутствовать в сгенерированном нейросетью тексте. Так текст будет наиболее точным и в полной мере соответствовать образовательным целям.

Пример задания, сгенерированного нейросетью «Балабоба» по запросу «Котопес – животное, гибрид кошки и собаки»:

Задание: В сгенерированном тексте найдите грамматические и логические ошибки:

Котопес – животное, гибрид кошки и собаки. Появились в результате скрещивания кота с собакой. В Англии и Уэльсе оно было официально признано в 1976 году, а в Шотландии в 1981 году.

В отличие от обычных котят, котопесы имеют шерсть и хвост, как у собаки, а уши как у кота. Котопес выглядит как собака, но он не может лаять, рычать и кусаться. Чаще всего встречаются светло-коричневые котопесы и черные. А вот рыжих нет. Котопесы очень похожи на кошек, но, в отличие от последних, не могут лазать по деревьям и бегать за бабочками. Они прекрасно лазают по стенам, умеют плавать и делать подкоп.

Котопес может стать хорошим товарищем для людей, которые любят животных.

Пример задания, сгенерированного нейросетью «Балабоба» по запросу «Котопес – хитренькое животное» в стиле «Народные мудрости»:

Котопес – хитренькое животное, которое ходит на четырёх лапах, бегает на двух и умеет даже летать и говорить, если захочет.

Вопросы:

Встречаются ли в тексте средства выразительности?

Присутствует ли подражание сказкам?

Есть ли в тексте оценочная лексика?

Одним из наиболее удобных и качественных сервисов для создания текстов является ChatGPT. Данный сервис является англоязычным, но неплохо понимает русский язык.

Пример задания, созданного нейросетью ChatGPT.

Бот GPT, основанный на искусственном интеллекте, сочинил продолжение драмы А.Н. Островского «Гроза». Но, увы, бот-недоучка перепутал персонажей сразу нескольких литературных произведений. Прочитайте созданный ботом «фанфик» и выполните задания.

После грозы наступили ясные и спокойные дни. Паренёк Митрофанушка продолжал жить в местной гостинице вместе со своим слугой Осипом, на берегу Волги, где произошла главная драма. Но он уже не ощущал себя победителем и понимал, что его жизнь была наполнена множеством ошибок и промахов. Аксинья, приёмная дочь Савела Прокофьевича, тоже осознала свои ошибки и попыталась наладить отношения с отцом. Она призналась ему в своей любви к Борису и молила прощения за все свои преступления. Савел Прокофьевич, в свою очередь, понимал, что был слишком жесток с дочерью и принял её обратно в семью. <…>

Вопросы и задания:

Героев скольких литературных произведений бот упомянул в этом тексте?

Героем какого литературного произведения является упомянутый ботом персонаж?

Почти все персонажи, перечисленные ботом, относятся к драматическим произведениям, за исключением одного героя (или героини). Какое это произведение?

Нейросети являются полезным инструментом, который позволяет расширить границы фантазии, найти вдохновение и при этом сэкономить время при создании заданий.

Можно выделить «плюсы» нейросетей для генерации текста:

быстрая генерация нужных текстов;

реализация вариативности заданий;

повышение мотивации и активности учеников через нескучный вовлекающий контент;

развитие функциональной грамотности, в особенности креативного критического мышления.

Среди «минусов» можно выделить:

фактические ошибки в созданном тексте (это может являться и плюсом при создании заданий на поиск ошибок);

не все форматы подходят для постоянного использования;

тексты требуют доработки;

сложности при генерации стихотворений, анаграмм и т.п.

Конечно, нейросети могут быть полезны при создании заданий для уроков русского языка и литературы. Они автоматически генерируют разнообразные типы заданий, такие как вопросы на понимание текста, анализ стихотворений, определение литературных приемов и многое другое.

Нейросети могут быть обучены на большом объеме текстов, чтобы понимать основные правила русского языка. Затем могут использоваться для создания заданий, которые помогут развить навыки чтения, анализа литературных произведений.

Однако важно помнить, что нейросети не заменят роли учителя. Они могут быть полезным инструментом, но не могут полностью заменить живого человека и индивидуальный подход к обучению. Учителя должны оценивать и адаптировать задания, созданные нейросетью, чтобы они соответствовали потребностям и уровню обучающихся.

Таким образом, использование нейросетей для образовательного процесса может быть полезным дополнением к образовательному процессу, но требует внимательного подхода и контроля со стороны учителя.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Некрасов А. Ю. Использование нейронных сетей в образовательных процессах. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2020. № – С. 250-262.

Смирнова М. И., Петрова А. Ю. Влияние использования нейронных сетей в образовании на эффективность обучения. Педагогика. 2018. № – С. 128-140.

Иванов Д. А. Использование нейронных сетей в образовательных технологиях. Информатика и образование. 2019. № – С. 37-46.

Короткий Б. Е. Эффективность применения нейронных сетей в образовательном процессе. Высшее образование сегодня. 2017. № – С. 85-99.

Зайцев В. П., Королев А. С. Применение нейронных сетей в обучении студентов. Вопросы психологии образования. 2018. Т. 27. № 4. – С. 35-48.