ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Использование Интернет-ресурсов переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение уроков информатики, открывает широкие возможности раскрытия педагогического потенциала преподавателей и творческого подъема учащихся.
Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью информационной культуры человека, поэтому одна из задач совершенствования образования состоит в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками использования современной техники.
Обилие образовательных ресурсов и сервисов сети Интернет вызывает методическую проблему – как учителю эффективно использовать подобные возможности на уроках, в частности по информатике. Для этого мною была проведена исследовательская тематическая курсовая работа.
Цель исследования – обосновать выбор сервисов Интернет и сетевых образовательных ресурсов и показать их применение на уроках информатики для эффективности достижения образовательных целей результатов обучения. Исходя из поставленной цели, были определены задачи исследования:
рассмотреть основные образовательные ресурсы сети интернет и их виды;
проанализировать требования к образовательным ресурсам сети интернет при использовании их на уроках;
охарактеризовать дидактические возможности сетевых образовательных ресурсов по информатике;
привести примеры применения
интернет-сервисов
на уроках информатики.
1.Рассмотрев основные образовательные ресурсы сети интернет и их виды, были сделаны следующие выводы: к электронным образовательным ресурсам относятся учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства – это учебные видеофильмы, звукозаписи, различные цифровые образовательные ресурсы. На уроке можно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. С помощью таблиц дети учатся анализировать информацию, делать выводы и обобщения, схематично представлять изучаемый материал. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. На этапах повторения и закрепления материала используются интерактивные тесты. Электронные учебные модули дают очень большие возможности для развития творческих способностей детей.
2. С 1 сентября 2011 внедрены новые СанПиН 2.4.2.2821-10.Анализ новых санитарных правил показал, что существенно измены условия по использованию компьютеров в процессе учебы и требования к организации образовательного процесса с применением ИКТ. Согласно новым требованиям, более рациональным является такой урок, на котором равномерно распределены различные формы работы. Работа с тетрадью и учебником чередуется с работой за компьютером, работой на интерактивной доске и т.д.
3. Изучив дидактические возможности сетевых образовательных ресурсов по информатике, можно сказать, что существует огромный выбор сетевых ресурсов по Информатике и ИКТ например: а) ЦОР к УМК «Информатика в играх и задачах», 1-4 классы, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. и др.; б) ЦОР к УМК «Информатика», 2 класс, Матвеева Н.В.; в) ЦОР к УМК «Информатика-базовый курс», 8-9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л.; г) Журнал «Наука и жизнь». Подборка статей для дополнительного чтения и обсуждения, а так же:
Порталы, в помощь организации урока
Кроме вышеназванных образовательных порталов учитель может подбирать электронные образовательные ресурсы к своему уроку на любых доступных сайтах сети Интернет, использовать коммерческие электронные издания. При этом он должен выступать в роли эксперта, самостоятельно оценивая найденные им материалы, и использовать на уроке только те из них, которые отвечают основным содержательно-методическим требованиям
Ресурсы сети Интернет, используемые в образовательном процессе можно условно классифицировать на:
поисковые серверы;
поисковые каталоги;
Интернет-порталы
;
веб-сайты.
Приведем несколько примеров использования интернет – сервисов на уроках учителем:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru
Ресурсы коллекции могут использовать все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельной работе, методисты, разработчики учебно-методических материалов, работники органов управления образованием, родители.
Коллекции используются в учебном процессе как самостоятельно, так и в составе комплексных учебно-методических материалов. Коллекция формируется по предметно-тематическому принципу и является совокупностями элементарных информационных источников и источников сложной структуры.
2. Педагогический университет «Первое сентября»
http://www.edu.1september.ru
Ресурс для организации практической работы на уроке. Сюда относятся ресурсы позволяющие использовать интернет и мультимедиа технологии для проведения виртуальных экспериментов, лабораторных и практических работ и т. п. Методическая копилка учителя информатики (URL: http://www.metod-kopilka.ru) – сайт, содержащий набор практических работ, по теме Базы данных.
3. Практическая работа «Основные приемы работы с данными»
Ресурс для самостоятельной работы школьников. Требования, предъявляемые к ресурсам этой категории: простота изложения, учитывающая возрастные особенности контингента; высокая наглядность; соответствие программе обучения; наличие системы контроля знаний. Например, на сайте Северо-западной академии государственной службы при президенте РФ размещен учебный курс «Работа с СУБД MS ACCESS»
4. Учебный курс «Работа с СУБД MS ACCESS»
http://access.szags.ru/
Ресурс для контроля знаний учащихся. Сайты, где можно оценить результатызнаний учащихся. Например, сайт «Klyaksa.net» http://www.klyaksa.net/test_online/, информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ, а также для учащихся, где размещены тестовые задания по теме «Базы данных» в on-line режиме
5. Online- тестирование по теме База данных.
http://www.klyaksa.net/test_online/
Используя информационные ресурсы сети Интернет, педагоги могут более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и качества знаний учащихся, целенаправленно совершенствовать педагогическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к требуемой информации учебного, методического и организационного характера.
Тематика применения ИР на уроках информатики:
Этап урока (занятия)
Используемый сервис
Проверка домашнего задания
Документ
,
GoogleПрезентация
,
GoogleФорма
(тест)
Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме
Рисунок
(
инфографика
, схемы, графы)
Первичная проверка понимания
Рисунок
,
GoogleДокумент
Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации в ее применении по образцу
Рисунок
,
GoogleДокумент
,
GoogleТаблица
Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Презентация
,
GoogleДокумент
Домашнее задание к следующему уроку
Таблица
,
GoogleФорма
Таким образом, главным дидактическим преимуществом использования облачных технологий в образовательном процессе является организация совместной работы учащихся и преподавателя, и чем раньше педагоги начнут использовать облачные сервисы в своей работе, тем раньше они получат эффективный инструмент для построения индивидуальной траектории обучения, тем эффективнее и интереснее они могут сделать процесс обучения.
Во всех случаях применения образовательных ресурсов сети Интернет педагогам следует сначала решить задачу выбора необходимой учебной информации из образовательных ресурсов и методики ее применения обучающимися.
Достоинств у ЭОРов масса. Главное разумно использовать их с пользой для каждого ученика. А для этого нужно научиться «отделять зёрна от плевел», т.е. критично подходить к отбору ЭОРов, которые в большом количестве предлагаются учителю и на прилавках магазинов, и в сети интернет.
Список используемой литературы
Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе: (о проекте «Информатизация системы образования» и о создании Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов) Народное образование. – 2012. – №1. – С. 176-182.
Бабанский
Ю.К. Оптимизация процесса обучения (
Общедидактический
аспект). – М.: Педагогика, 2012. – 256 с.
Буханцева
Н.В. Электронные ресурсы: технологии разработки и взаимодействия Н.В.
Буханцева
/
М-во
образования и науки Рос. Федерации, Гос.
образоват
. учреждение
высш
. проф. образования. – Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2011. – 402 с.
Газейкина
А.И.,
Кувина
АС. Применение облачных технологий в процессе обучения школьников // Педагогическое образование в России. – 2012. – №6. – С. 55-59.
Гузеев
В.В. Образовательная технология ТОГИС – обучение в глобальных информационных сетях // Школьные технологии, 2014. – №5. – С. 243-248.
Зайнутдинова
Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин). – Астрахань: «ЦНТЭП», 2012. – 364 с.
Заславская
О.Ю. Возможности сервисов
для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов. // Научно-методический журнал. / Информатика и образование. – 2012. – №1 (230). – С. 45-50.
Информатика. Базовый курс / С.В. Симонович и др. – СПб: «Питер», 2013. – 640 с.
Куклев
В.А. Опыт разработки и применения цифровых образовательных ресурсов: от компьютеризированных учебников через
сетевые технологии к мобильному образованию // Компьютерные учеб
.
п
рограммы и инновации. – 2013. – №3. – С. 70-74.
Методическая копилка учителя информатики [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.metod-kopilka.ru/
(дата обращения 15.11.2017).
Опыт разработки и применения цифровых образовательных ресурсов: от компьютеризированных учебников через сетевые технологии к мобильному образованию // Компьютерные учеб
.
п
рограммы и инновации [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.naukapro.ru/ot2012/1_067.htm
(дата обращения 15.11.2017).
Российский общеобразовательный портал по разработке цифровых образовательных ресурсов нового поколения [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http
edu.of.ru/
zaoch
/
default.asp?ob_no
=8845 (дата обращения 15.11.2017).
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб
.:
Питер, 2012. – 702 с.
Сайт «Сеть творческих учителей» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:
school
collection.edu.ru/ (дата обращения: 24.12.2017).
Сейдаметова
З.С.,
Сейтвелиева
С.Н. Облачные сервисы в образовании // Информационные технологии в образовании. – 2012. – №9. – С. 39.
Угринович
Н.Д.,
Босова
Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: Бином. Лаборатория Базовых Знаний, 2013. – 394 c.
Угринович
, Н.Д. информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2014. – 512 c.