О.Е. Тимофеева,
старший воспитатель МДОУ «Амитхашинский детский сад «Булак», Агинский район
«Использование приемов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"
(Г.С. Альтшуллер).
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление не литературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Работая по традиционной методики обучения речи, отмечается, что речь и рассказы детей бедны, не выразительны, лексический запас слов мал. Но
главной трудностью является то, что ребенок не сам строит рассказ, а чаще повторяет услышанное за детьми или взрослым, этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, дети начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу необходимо побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но и на занятиях. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с детьми по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
Доминирующая образовательная область – речевое развитие, которое интегрируется с такими образовательными областями как: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий. Призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.
Применение ТРИЗ приведёт к динамике развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. У детей не просто развивается фантазия, они учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста, такие как:
Метод маленьких человечков (ММЧ)
Метод «мозговой штурм» (МШ)
Метод фокальных объектов (МФО)
Фантазирование
Системный оператор (надсистема, подсистема)
Страна загадок
Противоречия и другие
Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:
Принцип свободы выбора
— в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости
– нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
Принцип деятельности
— в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
Принцип обратной связи
— воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности
— творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Элементы ТРИЗ - технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.
Работу по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии ведется поэтапно:
1. Подводим детей к проблеме многофункционального использования объекта.
Например: Как можно использовать предмет – стул? (как стол, как лестницу, чтобы что-то достать и т. п.)
2. Выявление и разрешение противоречий. Далее с детьми выявляем противоречия в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых задач. Например, как узнать, глубокая лужа или нет, если вода в ней мутная? Дети выдвигают разные версии, совместно с ними приходим к одному, а может быть и нескольким, подходящим решениям проблемы.
3. Сочинение загадок.
4. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ.
5. На последнем этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой ситуации.
Применяя технологию ТРИЗ, мы стремимся создать условия, направленные на максимальное напряжение сил ребенком. Так мы считаем, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребенок добирается «до потолка своих возможностей» и постепенно поднимает потолок все выше и выше.
За основу мы взяли результаты эксперимента Белорусской Ассоциацией ТРИЗ и Лаборатории образовательных технологий А. А. Гина, проводимого на протяжении четырех лет в ряде детских садов города Гомеля. Кроме того, мы использовали методику ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы Т. В. Владимировой «Шаг в неизвестность», методическое пособие А. В. Корзун «Веселая дидактика», а так же труды ведущих специалистов в области ТРИЗ-педагогики С. И. Гин, Т. А. Сидорчук, А. А. Нестеренко, И. Н. Мурашковской, Н. Н. Хоменко.
Используемая литература :
Альтшуллер
, Г.С.,
Верткин
, И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. [Текст]
\
Г.С.Альтшуллер
,
И.М.
Верткин
— Минск: «Беларусь», 2001
.
Березина ,
В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. [Текст]\
В.Г.Березина
,
И.Л.Викентьев
,
С.Ю.Модестов
— Санкт-
Петербург: Изд. Буковского, 2003
.
Викентьев, И.Л., Кайков, И.К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. [Текст]\
И.Л.Викентьев
,
И.К.Кайков
,—
Новосибирск, 2001
.
Гин
, А.А. Задачки-сказки от кота
Потряскина
. [Текст]\
А.А.Гин
— М.: «Вита-Пресс», 2002.
Гин
, С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов. [Текст]\
А.А.Гин
— М.: «Вита-Пресс», 2002.
Гин
, С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов. [Текст]\
А.А.Гин
— М.: «Вита-Пресс», 2001.
Клеймихина
, Т.В.,
Крейнина
, С.А. От Незнайки до.... [Текст]\
Т.В.Клеймихина
,
С.А.Крейникова
— С
анкт-Петербург: «
Акцидент
», 2006
.
Мурашковская
, И.Н.,
Валюмс
, Н.П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. [Текст]\
И.Н.Мурашковская
,
Н.П.Валюмс
— Санкт-
Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 2005
.
Нестеренко, А.А. Страна загадок. [Текст]\
А.А.Нестерен
ко
— Ростовский университет, 2003
.
Трифонов, Д.Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. [Текст]\
Д.Н.Трифонов
— Санкт
-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 200
5.
Чернихович
, Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. [Текст]\
Е.Чернихович
— Гомель: «
Сож
», 200
5.
Шустерман
, З.Г. "Новые приключения Колобка
".[
Текст]\
З.Г.Шустерм
ан
— М.: «Педагогика-Пресс»,200
3.