Использование Q - код технологии в патриотическом воспитании дошкольников
Станько А.М.
МБДОУ «Детский сад №7» г. Красноярск
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами инновационных технологий Q код - технология, воспитания у дошкольников чувства любви и уважения к родному краю с применением информационных и коммуникационных технологий и использованием игровых технологий в образовательной деятельности.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, Q - код технологии, дошкольники.
Цифровизация дошкольного образования развивается в последние годы ускоренными темпами. Это связано в первую очередь с реализацией в России Федерального национального проекта «Цифровая образовательная среда» [4].
Основными задачами выступают оснащение развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации современным оборудованием, развитие образовательных материалов и пособий, которые помогают детям получать знания и повышать качество и доступность образовательного процесса. Наряду с внедрением цифровой образовательной среды остаётся весьма актуальной проблема патриотического воспитания детей в эпоху цифровизации.
Проблема патриотического воспитания давно привлекает к себе внимание исследователей. Но в настоящее время вопросы патриотического воспитания активно переосмысливаются и приобретают новое значение в условиях модернизации системы отечественного образования и вызовов современности. А. К. Быков проблему патриотического воспитания рассматривает в контексте патриотически-воспитывающего обучения. [1]
Обучение носит воспитывающий характер и постепенно оказывает влияние на личность. В процессе обучения ребенок не просто усваивает знания, приобретает умения и навыки, но и внутренне принимает положения, требования, нормы, а, следовательно, делает их собственными убеждениями, вырабатывает позицию, которая впоследствии проявляется в поведении ребенка.
Одним из самых важных и высоких моральных чувств, формируемых у дошкольников, является чувство патриотизма. Это чувство является одним из самых существенных показателей нравственности личности. Наиболее благоприятным для воспитания патриотических чувств является дошкольный возраст, когда активизируется интерес ребенка к социальному миру, общественным явлениям.
Современное общество в условиях информатизации ставит перед гражданами новые задачи. Эта ситуация, безусловно, влияет на обучение и воспитание подрастающего поколения. [2]
Информационно–компьютерные технологии все глубже проникают в нашу жизнь и становятся неотъемлемой ее частью. Нарастающие тенденции развития информационных технологий внесли определенный вклад в уровень развития личности современных детей, исходя из этого, уже многие педагоги начинают пересматривать методы и средства воспитания и обучения.
Важной особенностью нового поколения является приоритет инновационных технологий. Представители поколения Z активно используют гаджеты, VR и 3D-реальность. Очень часто термин «поколение Z» выступает в качестве синонима термина «цифровой человек». У представителей поколения Z вызывают интерес наука и высокие технологии (например, инженерно-технические вопросы, нейросети, прототипирование, биомедицина, робототехника), а также искусство. Одна из важных особенностей представителей нового поколения состоит в том, что виртуальное общение они предпочитают вербальному. [4]
Одной из инновационных форм – является технология QR – кодов.
Широчайшие возможности QR – кодов, используемые современной молодежью, очевидно, помогают раскрыть более детально всю интересующую их информацию о выдающихся исторических событиях и людях, пробудить чувство сопричастности к судьбе своей родной страны и этноса, чувство любви и гордости за величие Родины. С помощью QR – код технологии любой человек способен прикоснутся к истории своей семьи, своего общества и народа, наконец, к своей национальной и самобытной культуре.
Воспитатели совместно с дошкольниками могут проводить экскурсии по городу с использованием технологии QR-кодирования. Технология QR - кодирования, QR-код (англ. Quick Response, быстрый отклик) – матричный код. В штрих коде можно закодировать разнообразную информацию, которая состоит из символов: адрес сайта, телефон, географические координаты и многое другое.
Считывать информацию с QR-кодов быстро и удобно – достаточно скачать специальную программу-сканер на смартфон. Потом необходимо навести камеру на QR-код, и программа сама перекинет на нужный файл или ссылку. Принцип действия QR-технологии: информация о достопримечательностях города зашифрована в QR-код, который выводится на дисплей РоботУли.
Квест-игра «По дорогам памяти». Суть игры заключается в разработке маршрута по улицам родного города для дошкольников, которые, разбившись на две команды, по выданной им карте собирают QR-коды, в каждом из которых содержится информация об истории культурного объекта, улицы или судьбе человека, в честь которого она названа, а также имеется отсылка к другому адресу кода. Дорога начинается от детского сада, проходит через семь основных точек маршрута и завершается в Музее Истории.
Дети не только узнают историю города, но и отрабатывают навыки ориентирования в городе и следования по маршруту вместе с воспитателем.
Игра направлена на решение следующих задач: воспитание чувства ответственности перед товарищами; чувства патриотизма и гражданственности; развитие навыков коммуникации между участниками; изучение выдающихся фактов о городе, в котором они проживают. Все это заставляет более тонко сопереживать и внимательно относится к прошлому, к своим историческим корням.
Такой проект может быть широко растиражирован и ориентирован не только на изучение истории родного края, может применяться в соревновательной форме между группами дошкольников.
Также проект может быть направлен не только на изучение истории, а, например, экологии (в QR-кодах может быть информация об экологическом состоянии объекта и способах защиты окружающей среды). [5]
В рамках образовательной программы дошкольного образования при формировании цифровых компетенций педагогов необходимо опираться на следующие основные направления: качество цифровых образовательных ресурсов, методика их применения в образовательном процессе, разработка новых цифровых технологий силами педагога и их использование в профессиональной деятельности, в том числе в рамках патриотического воспитания дошкольников.
Делая вывод, следует отметить, что данная технология повышает интерес детей к совместной деятельности. Готовит детей к овладению новых навыков в цифровую эпоху, формирует познавательный интерес, эффективно влияет на все сферы жизни общества и на процесс формирования сознания современных детей. Соответственно, система патриотического воспитания в детском саду должна модернизироваться исходя из современных форм воспитательной работы.
Список использованной литературы
1.Акинина Е.И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е.И. Акинина, С.И. Ростовщикова, Ю.А. Акинина // Вестник научных конференций. – 2019. – №3–3 (43). – С. 13–14.
2. Белозерова Л. А. Социокультурные особенности поколения Z: опыт эмпирического исследования / Л. А. Белозерова, С. Д. Поляков, О. О. Жидяева // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 3 (25). С. 16-23
3.Белоногова Л.Н. и др. Игрофикация как механизм патриотического воспитания. / Л.Н. Белоногова // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 49-55.
4.Муракаева Л.В. и др. Использование информационных технологий в патриотическом воспитании дошкольников. / Л.В. Муракаева // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2019. № 5 (13). С. 13-16.
5.Чертова Е.Н. Игровая технология как средство патриотического воспитания дошкольников. / Е.Н. Чертова // В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». Чебоксары, 2023. С. 41-43.