Рабочие листы на уроках русского языка литературы
Внедренные ФГОС нового поколения ставят перед учителями задачи формирования ключевых компетенций: учебно- познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, общекультурной и др.
ФГОС нового поколения изменил подход в преподавании учебных предметов. Требуется включение множества заданий, ориентированных на жизненный опыт учащихся, на их самостоятельность, на их умения добывать новые знания и умения, применять их в практической деятельности. Все это требует от педагога инновационного подхода в проведении уроков.
Уроки русского языка и литературы решают важнейшие задачи по развитию читательской и коммуникативной грамотности. Изучая произведения школьной программы по литературе у учащихся формируются учебно-познавательные, личностно-ориентированные и ценностно-смысловые компетенции.
Формирование нравственных ценностей и ориентиров учащихся происходит на уроках литературы. Урок литературы – это именно то пространство, где учащиеся могут обсудить прочитанный ими текст, высказать собственное мнение , выслушать мнения одноклассников, критиков и учителя.
Перед педагогом стоит задача: как же добиться того, чтобы ученик хотел учиться и хотел получать новые знания? Современные педагогические технологии приходят на помощь учителю.
Я на уроках литературы и русского языка использую рабочие листы.
Рабочий лист – это дидактический материал на печатной основе, для включения в индивидуальную, парную, групповуюй или коллективную работу, которая позволяет организовать деятельность обучающихся на уроке. Данный лист может состоять из вопросов, элементов схем (схемы), таблиц (таблицы), рисунков, графиков, иллюстраций, кроссвордов с полями для ответов
Как на уроке можно работать с рабочим листом? Все зависит от места урока в системе уроков, от возрастных особенностей учащихся, от целей и задач урока.
При
изучени
и нового материала, знакомстве
с художественными особенностями произведения, целесообразно использовать
рабочие
листы
для совместной работы класса. Учащиеся поэтапно читают вопросы и задания, отвечают устно на них, потом запи
сывают информацию самостоятельно
. Учитель в ходе урока
-
наставник
, помощник, направляющий
Использование рабочих листов
на этапе углубления в текстовой материал, при характе
ристике персонажа произведения также есть в
озможно
сть
выдать
рабочие
листы. 15-20
минут от урока учащиеся заполняют
.
Затем
отвечают на вопросы учителя, им
легче сформулировать свой ответ.
Это позволяет учителю оценить работу всех учащихся, исправить недочеты и поправить ,если дан неправильный ответ. А также послушав друг друга, учащиеся могут внести корректировку в свои ответы. Это также учит школьников слушать ответы своих одноклассников, уважать их мнение.
И
спользовать
рабочие
листы
можно
и при повторении и обобщении изученного материала. Если есть возможность
-
н
е
сколько вариантов
листов
,
которые это позволя
т объективно оценить работу школьников. Во время урока учащиеся самостоятельно работают, отвечают на поставленные вопросы, обращаются к текстовому материалу. Целесообразно включать в такие
листы
проблемные вопросы, которые позволяют учителю увидеть мнения и суждения учеников, их глубину понимания художественного текста.
Можно использовать
Рабочие
листы при работе по группам. Каждая группа получает
рабочий
лист ,
заполняет его.
Можно предложить работать
на
рабочие
листах
и
в парах, где учащиеся имеют возможность с соседом по парте обсудить проблему и прийти к правильному выводу.
Рабочие листы позволяют сэкономить время на уроках,учащиеся имеют возможность быстро сориентироваться в ходе урока, а также повышается мотивация школьников, развиваются и познавательные компетенции и формируется речевая активность, умение мыслить и делать публичные выступления.
Для создания и применения рабочего листа на уроке от учителя требуется:
1. Профессионализм.
2. Умение грамотно составить рабочий лист и рассчитать время на его работу и выполнение
3. Обязательное отслеживание учебное движение ученика по данному предмету, фиксирование его результатов по предмету.