Рабочие листы на уроках русского языка литературы

Внедренные ФГОС нового поколения ставят перед учителями задачи формирования ключевых компетенций: учебно- познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, общекультурной и др.

ФГОС нового поколения изменил подход в преподавании учебных предметов. Требуется включение множества заданий, ориентированных на жизненный опыт учащихся, на их самостоятельность, на их умения добывать новые знания и умения, применять их в практической деятельности. Все это требует от педагога инновационного подхода в проведении уроков.

Уроки русского языка и литературы решают важнейшие задачи по развитию читательской и коммуникативной грамотности. Изучая произведения школьной программы по литературе у учащихся формируются учебно-познавательные, личностно-ориентированные и ценностно-смысловые компетенции.

Формирование нравственных ценностей и ориентиров учащихся происходит на уроках литературы. Урок литературы – это именно то пространство, где учащиеся могут обсудить прочитанный ими текст, высказать собственное мнение , выслушать мнения одноклассников, критиков и учителя.

Перед педагогом стоит задача: как же добиться того, чтобы ученик хотел учиться и хотел получать новые знания? Современные педагогические технологии приходят на помощь учителю.

Я на уроках литературы и русского языка использую рабочие листы.

Рабочий лист – это дидактический материал на печатной основе, для включения в индивидуальную, парную, групповуюй или коллективную работу, которая позволяет организовать деятельность обучающихся на уроке. Данный лист может состоять из вопросов, элементов схем (схемы), таблиц (таблицы), рисунков, графиков, иллюстраций, кроссвордов с полями для ответов

Как на уроке можно работать с рабочим листом? Все зависит от места урока в системе уроков, от возрастных особенностей учащихся, от целей и задач урока.

При

изучени

и нового материала, знакомстве

с художественными особенностями произведения, целесообразно использовать

рабочие

листы

для совместной работы класса. Учащиеся поэтапно читают вопросы и задания, отвечают устно на них, потом запи

сывают информацию самостоятельно

. Учитель в ходе урока

-

наставник

, помощник, направляющий

Использование рабочих листов

на этапе углубления в текстовой материал, при характе

ристике персонажа произведения также есть в

озможно

сть

выдать

рабочие

листы. 15-20

минут от урока учащиеся заполняют

.

Затем

отвечают на вопросы учителя, им

легче сформулировать свой ответ.

Это позволяет учителю оценить работу всех учащихся, исправить недочеты и поправить ,если дан неправильный ответ. А также послушав друг друга, учащиеся могут внести корректировку в свои ответы. Это также учит школьников слушать ответы своих одноклассников, уважать их мнение.

И

спользовать

рабочие

листы

можно

и при повторении и обобщении изученного материала. Если есть возможность

-

н

е

сколько вариантов

листов

,

которые это позволя

т объективно оценить работу школьников. Во время урока учащиеся самостоятельно работают, отвечают на поставленные вопросы, обращаются к текстовому материалу. Целесообразно включать в такие

листы

проблемные вопросы, которые позволяют учителю увидеть мнения и суждения учеников, их глубину понимания художественного текста.

Можно использовать

Рабочие

листы при работе по группам. Каждая группа получает

рабочий

лист ,

заполняет его.

Можно предложить работать

на

рабочие

листах

и

в парах, где учащиеся имеют возможность с соседом по парте обсудить проблему и прийти к правильному выводу.

Рабочие листы позволяют сэкономить время на урокахчащиеся имеют возможность быстро сориентироваться в ходе урока, а также повышается мотивация школьников, развиваются и познавательные компетенции и формируется речевая активность, умение мыслить и делать публичные выступления.

Для создания и применения рабочего листа на уроке от учителя требуется:

1. Профессионализм.

2. Умение грамотно составить рабочий лист и рассчитать время на его работу и выполнение

3. Обязательное отслеживание учебное движение ученика по данному предмету, фиксирование его результатов по предмету.