Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы г. Зеленокумска Советского района»

Выступление

на районном методическом объединении

по теме:

«Использование разнообразных форм работы

с родителями»

 

Педагог дополнительного образования

Королева Е.Н.

 

г. Зеленокумск 2022 г.

«Использование разнообразных форм работы

с родителями»

Семья – это уникальная структура, дающая ребенку ощущение комфорта, защищенности и поддержки. Семья представляется для человека психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления духовных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях. Семья со своим укладом и системой ценностей является основным средством воспитания личности. Именно в семье ребенок находит примеры поведения и общения, происходит передача опыта, знаний, традиций, создается определенный нравственный климат.

При объединении усилий педагогов дополнительного образования и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный и психологический комфорт, интересная и содержательная жизнь в творческом объединении и дома.

Широкий спектр возможностей для реализации личностного потенциала предоставляются в хореографическом ансамбле «Корольки» МУ ДО ЦВР. Здесь создаются благоприятные условия для гармонизации физического и духовного развития ребенка, куда он приходит в основном по собственному желанию.

В основе взаимодействия семьи и педагога ансамбля «Корольки» лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Родители для педагога могут быть или помощниками, или помехой. Достаточно часто отношение ребенка к занятиям имеет тесную связь с тем, какое отношение к этим занятиям у его родителей. Как правило, родителей воспитанников можно разделить на 3 типа:

1.Лояльные. 2.Занятые. 3.Проблемные. 1. Лояльные - к ним относятся родители, с которыми никогда не возникает никаких проблем. Они все понимают, на 100% доверяют педагогу и его методам работы, поддерживают все его начинания. Часто к этому типу относятся те, кто когда-то танцевал сам и знает всю кухню изнутри, те, кто когда-то мечтал танцевать, но не смог по определенным причинам и сейчас с удовольствием погружается в этот процесс вместе со своим ребенком, а также, если у педагога большой опыт работы. С такими родителями просто общаться, они понимают все с полуслова, они знают правила коллектива, они очень хорошая и мощная поддержка всегда и во всем. Дети лояльных родителей никогда не пропускают занятия без причины, при этом всегда предупреждают заранее о своем отсутствии, на них всегда можно положиться. Это самый хороший тип родителей! 2. Занятые - это родители, которые спокойно сдают деньги на костюмы, на участие в конкурсах, но при этом совершенно не интересуются, чем и как занимаются их дети, какие у них успехи. Они не ходят на собрания, открытые занятия, концерты. Более того, некоторых из родителей педагог никогда не видел в лицо, так как общаться приходилось только по телефону, либо вообще нет никакого личного общения. Все общение происходит только через ребенка. Позиция таких родителей такая, хочешь - ходи на занятия, не хочешь - не ходи. Они не будут заставлять, настаивать. Ответственность полностью ложиться только на ребенка, родители тут не помощники. При этом, у таких родителей тоже бывают очень ответственные дети, которые не пропускают занятия и которые не подведут. Как правило, это те, кто живет танцем и не представляет жизни без него. Но есть и такие дети, которые внезапно пропадают из поля зрения педагога по разным причинам. Обычно передавая педагогу через других детей о своем решении бросить занятия по какой-то не очень убедительной причине. От таких родителей нет проблем, но и поддержки тоже нет! 3. Проблемные - это самый не любимый тип родителей многих педагогов. Как правило, таких родителей видно уже на первом родительском собрании. У них всегда много вопросов, вплоть до мелочей. Они удивляются вслух, почему их ребенок не танцует соло, или почему он стоит в последней линии, почему дети такого же возраста в других коллективах уже танцуют на большой сцене, а наши нет, почему мы должны покупать такую форму, а не такую, как им нравится. Конечно, педагога это не может не раздражать. При этом такие родители бывают очень исполнительными, участвовать везде и во всем (правда это больше похоже на «совать нос» везде и во все), дарить подарки педагогу на все праздники (видимо, чтобы потом легче было разговаривать с педагогом о сольной партии для своего ребенка). Таких родителей обычно не много, на группу 1-3 человека, но этого вполне хватает, чтобы педагог периодически напрягался от, порой, очень глупых и неуместных вопросов. Дети таких родителей бывают разными. Одни прилично себя ведут, работают на уроках и стесняются слишком активного поведения своих родителей, другие не любят работать, хотя могут быть наделены природой не плохими данными, но прячутся за спины своих родителей в надежде на то, что вдруг все-таки перепадет сольная партия, благодаря их натиску, третьи никак себя не проявляют. Как правило, у таких родителей не бывает талантливых, трудолюбивых детей. Из таких детей мало что выходит! Третий тип родителей самый сложный!

Из опыта работы можно сказать что, для установления партнерских, открытых, доверительных отношений с любыми родителями необходимо соблюдать следующие условия:

1.Уважать семейную систему – значит принимать ее такой, какая она есть, без желания переделать, не навязывать свое мнение и чувствовать границы семьи. Важно осознать, что образовательная организация не предлагает себя в качестве альтернативы жизни в родительском доме, а дополняет и обогащает ее.

Родители должны понимать, что педагог не является потенциальным врагом, который хочет указать родителям на «неправильный» образ жизни или плохое воспитание детей. Уважение педагога к семье как системе позволяет ребенку без напряжения чувствовать себя спокойно и уверенно между этими двумя авторитетами и не только поддерживает авторитет родителей, но и

укрепляет авторитет педагога.

2. Гуманизм во взаимодействии с семьей, что предполагает опору на положительные качества родителей и детей; осуществление действий, направленных на укрепление и повышение авторитета родителей; учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.

3. Соблюдение по отношению к родителям, позиция «Мы», которая способствует установлению контакта и сотрудничеству: «Мы вместе помогаем детям».

К сожалению, довольно часто педагог по отношению к родителю занимает позицию давления «сверху», приказывая, навязывая свою точку зрения. Очень важно, чтобы педагог в процессе общения с родителями поддерживал позицию «Взрослый – взрослый». У каждого из партнеров взаимодействия есть право на собственное мнение, к которому необходимо относиться с уважением.

4. Обеспечение эмоциональной безопасности.

Для родителей важно осознавать, что образовательная среда для них комфортна и не способна причинить им вред. Постоянно ведется работа над поддержанием доброжелательного психологического климата на занятиях.

В практике работы хореографического ансамбля «Корольки» определились, закрепились следующие формы взаимодействия с родителями это: открытые занятия, родительские собрания, концерты, поездки, консультации. Открытые занятия.  Открытые занятия проходят в основном для родителей групп 1-3 годов обучения. Это способ удовлетворения интереса к тому, как проходят занятия. Знакомство с содержанием, методами и приемами обучения и воспитания, условиями для проведения занятий хореографией. Для родителей детей 4-го и последующих годов обучения проводятся индивидуальные «допуски на занятия», по мере возникновения в этом потребности (групповые посещения занятий невозможны из-за небольших размеров хореографических залов).

Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации проводится по инициативе педагога или по инициативе самих родителей.

Приглашая на беседу важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.

Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения, вспомнить необходимые факты.

Несколько советов по ведению беседы с родителями. Они простые, но мы их часто забываем или пренебрегаем.

1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

5. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

6. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

7. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.

8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее. Если родители принимают активное участие в жизни центра, их усилия должны быть отмечены педагогом и администрацией центра.

Родительские собрания – на которых мы решаем вопросы по актуальным проблемам учебного и воспитательного процесса. Львинная доля вопросов, решаемых на собраниях это  пошив костюмов, изготовление реквизита, помощь в организации концертов, поездок на конкурсы и т. д. Всегда приятно когда родители подходят и предлагают свою помощь.

Концерты, поездки на конкурсы – позволяют показать достижения детей, демонстрацию личностного роста воспитанников, коллектива раскрывают индивидуальность ребёнка, дают мотивацию родителям к сотрудничеству. Большое спасибо родителям, без них не состоялась бы не одна поездка.

Родители у нас ведут своеобразную летопись ансамбля.

История нашего коллектива отражается в фотографиях, видеозаписях, где запечатлены концертные выступления, конкурсы в других городах, есть фотографии, которые тайно и явно сняты во время репетиций. К юбилейному концерту родители помогли сделать презентацию, все подборки фото, видео были предоставлены родителями. Также они открыли странички в социальных сетях, помимо организационных вопросов родители обмениваются видео.

Сотрудничество педагога-хореографа с родителями играет немаловажную роль в успешности развития способностей ребенка в том или ином виде деятельности, и здесь, в первую очередь, нужно объяснить родителю почему нужно отдать ребенка именно в танцевальный коллектив. 
Во-первых, это, несомненно, физическое развитие. Также, как и спортивные секции, занятия в танцевальном ансамбле способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость, физическую форму, координацию движений и моторику. Кроме того, помогают выработать чувство ритма, гибкость, пространственную ориентировку. 
Во-вторых, это психическое развитие. Занятия танцами требуют: силы воли, твердого характера, дисциплины, умения бороться с трудностями и неудачами. Еще это опыт публичных выступлений, который вырабатывает у ребенка уверенность в себе, дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность. 
В-третьих, дополнительные преимущества: двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится вашему ребенку. Занятия в студии танца развивает интерес к культурному наследию. 
В-четвертых, это социализация, которая способствует общению с детьми и взрослыми, умению работать в коллективе. Любой родитель понимает, что ребенку нужно социализироваться. Т.е. есть какой-то круг общения во дворе, есть общение в классе и этот третий круг общения, который совершенно другой, где люди совместно занимаются творчеством. Это другая социализация, особенно если дети к чему-то готовятся вместе, либо едут на какие-то конкурсы, концерты. 
Обучение в танцевальном коллективе и занятие творчеством делает детей более уверенными в себе, адаптация в социуме, внимание, память, выдержка, раскрытие ребенка как личности. Развивает навык творческой активности. Формирует всесторонне гармонично развитую личность. Учит добиваться поставленных целей в жизни, умению работать, трудиться. Все эти качества атрибут успешного человека, атрибут счастливого человека. Это психологический опыт побед и поражений. Поездки на фестивали и конкурсы, когда дети получают оценку своего творчества в виде места, и вот этот опыт переживания, ценный для ребенка опыт за проигрыш или за победу. Совместное переживание настроит на плодотворною работу ради достижения успеха. 
Занятия в творческом коллективе - это потенциальная специальность для любого человека, т.е. если что-то не сложится в выбранной профессии инженера, экономиста, юриста и т.д., то человек всегда может вернуться к творчеству. Любое творчество - это знания, опыт, и просто незабываемые воспоминания и впечатления на всю жизнь. 
Вот так я объясняю родителям много лет и результат очень положительный. Для того, чтобы они стали нашими союзниками нужно понимать их чаяния. Родители беспокоятся о том, чтобы их ребенку это в жизни пригодилось. И когда родитель хочет наилучшего своему ребенку, то он хочет, чтобы его ребенок умел ставить перед собой цели и добиваться этих целей. Конечно же, после такого объяснения значимости занятий в танцевальном коллективе, родители, начинают понимать ценность работы педагога и идут с ним рука об руку, поддерживая все его начинания и задумки. 
Объяснение необходимости поддержки ребенка в занятиях - очень важный аспект.

С родителями необходимо устанавливать очень тесный контакт. Никому не нужны склоки и раздоры, мешающие эффективной деятельности коллектива. Сплоченность ансамбля очень важна как для педагога, так и для каждого родителя. Очень важно доносить до родителей, чтобы они интересовались своим ребенком, тем, что он делает на занятиях, какие у него успехи, какие у него взаимоотношения с другими детьми, какой новый танец они сегодня разучивали, как у него получается. Чтобы достичь этого взаимодействия с родителями нужно делать регулярно открытые уроки, привлекая туда родителей, чтобы они, родители, были вместе с вами, чтобы они были частью вашего коллектива. Иногда родители открыто транслируют свое равнодушное отношение к занятиям. А когда ребенок чувствует, что родителям нет дела до его занятий, ему постепенно передается такое отношение к занятиям и ребенку тоже становиться все равно. Совместная деятельность педагога и родителей в интересах развития личности ребенка будет продуктивной только в том случае, если педагог и родитель смогут определить единство целей и задач в воспитании и развитии ребенка, если они станут союзниками. Уважение педагога к семье воспитанницы, и наоборот уважительное отношение родителей к педагогу, позволяет ребенку без напряжения чувствовать себя спокойно и уверенно между этими двумя авторитетами, и не только поддерживает авторитет родителей, но и укрепляет авторитет педагога. Это очень важно понимать, это очень важно доносить до родителей. Нам нужно воздействовать на родителей, нам нужно с ними общаться, нам нужно их вовлекать в учебный и творческий процесс, дружить с родителями и взаимодействовать, объяснять им о необходимости интересоваться успехами ребенка и его успеваемостью в коллективе.

Анализ работы показывает, что если ансамбль существует много лет, показывает хорошие результаты в конкурсах различного уровня, востребован на всех мероприятиях города, то это лучшее доказательство того, что проводимая работа с родителями эффективна, мы нашли друг друга, у нас взаимопонимание и доверие!!!