* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 21.5pt;} .c5 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 21.5pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13pt;} .Strong {font-weight: bold;} .HTML Preformatted {font-family: 'Courier New';} .Стандартный HTML Знак {font-family: 'Courier New';} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .List Paragraph {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Из опыта работы учителя

татарского языка и литературы

и учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Ялалтдиновой Земфиры Акрямовны,

МБОУ "Новочершилинская общеобразовательная

начальная школа – детский сад" МО «ЛМР» РТ

Использование современных инновационных подходов к преподаванию татарского языка  и литературы

Инновационные подходы к преподаванию татарского языка связаны, прежде всего, с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания. Особенно важно  это тогда, когда учитель обучает татарскому  языку, не  владеющих татарским языком.

Преподавание татарского языка в современных условиях требует от учителя совершенно новых, инновационных подходов  как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий, эффективных методов преподавания, проведению диагностики уровня владения татарским языком.                                                                                Инновационные подходы к преподаванию татарского языка основаны прежде всего не только на осознании важности проблемы невысокого уровня подготовки учащихся по татарскому языку, понимания того, что причина плохого знания татарского языка связана прежде всего с проблемой социальной и психологической адаптации ученика к  культуре, к традициям, ценностям, ориентирам, но и на овладении принципами деятельностного  подхода к преподаванию татарского языка как неродного.

Инновационный подход требует от каждого  учителя  овладения методикой преподавания татарского языка, понимания, что законы татарского языка учащиеся воспринимают через призму законов русского языка, а это является причиной многих орфографических и даже пунктуационных ошибок.   В моем опыте стало традицией отработка орфографической зоркости учащихся через словарные диктанты, фонетический разбор слов, исследовательские задания, комментирование орфограмм. Систематическая работа позволяет учащимся добиться хороших результатов на  выпускном экзамене. Использование ИКТ  в процессе обучения способствует повышению интереса к татарскому языку, созданию необходимого эмоционального настроя на уроке, вовлечению учащихся в активную творческую деятельность, формированию интеллектуально развитой личности, умения  самостоятельно решать возникающие в реальной жизни проблемы.

 С помощью компьютера на уроках татарского языка и литературы увеличивается объем тренировочных упражнений, дифференцируются по степени трудности. Кроме того использование ИКТ создает положительный эмоциональный фон занятий и создает ситуацию успеха для каждого ученика. Таким образом, компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, поскольку наглядно представляет обучающемуся результат его действий. Я компьютерные технологии успешно использую при подготовке к олимпиаде.  Ежегодно мои учащиеся являются   призерами муниципальной олимпиады по татарскому языку.

 Большое значение имеет четкая организация словарной работы на уроке татарского языка. К числу эффективных приемов организации словарной работы на уроке татарского языка относятся

перевод с русского на татарский язык

обратный перевод

выстраивание ассоциативного ряда

проговаривание и т. д.

Во время проведения уроков татарского языка к числу эффективных технологий можно отнести технологии работы в группах (пары, группы сменного состава и т.д.) Очень эффективным оказалась обучение по Сингапурскому методу. Обучающие структуры конэрс, релли робин, раунд тэйбл, клок баддис, таймд пэа шэаикс-фриз-груп, микс пэа шэа, эй ар  гайд поднимает результативность. Технология обучения в группах позволяет создавать на уроке определенные речевые ситуации, привлекать к организации работы в группе учащихся,  которые хорошо владеют татарским языком,  что способствует формированию коммуникативной компетенции школьников.

Инновационные подходы к преподаванию татарского языка требуют не только четкой организации самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся.

Одной из форм исследовательской деятельности учащихся на уроке можно считать сопоставительный лингвистический анализ текстового материала на русском и на татарском языке. Особенно эффективны такие работы при изучении лексики, фонетики, морфологии, стилистики, при редактировании собственных текстов.

Инновационные подходы к преподаванию татарского языка  для детей обучающихся в русской школе требуют качественно иного отношения к предмету преподавания. Татарский язык является носителем культуры, традиций  татарского народа. Значит, целесообразно преподавать его как феномен культуры, овладеть методикой преподавания предметов культурологического цикла.

Для уроков татарского языка можно использовать проектные уроки, уроки-дебаты, дискуссии, деловые игры и т.д. Метод проектов позволяет развить

 - навыки аналитического мышления в процессе анализа информации, отбора необходимых материалов,

- ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций нового учебного материала с ранее изученным,

- логическое мышление, умение выстраивать логику доказательств, внутреннюю логику решаемой проблемы,

- умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, опираться на ранее изученный материал.

 Примерный сценарий занятия по планированию проектов:

1.Краткий обзор результатов исследования – 3 мин.

2. Объявление темы урока, ожидаемых результатов, хода занятия - 1 мин.

3. Работа в группах по анализу информации, выработке вариантов решения проблем, созданию плана действий. Консультации с учителем проводятся с учителем по необходимости – 26 мин.

4. Подведение итогов – 5 мин.

5. Разъяснение домашнего задания – 5 мин.

Примерный сценарий обсуждения в форме дебатов.

Дискуссия в форме дебатов может быть эффективной в том случае, если обсуждается сложная или противоречивая проблема, мнения участников чётко определены и резко отличаются друг от друга. Цель дискуссии – научить учащихся спокойно, корректно высказывать мнения на лингвистическую тему, приводить аргументы.

Время выступления каждого участника ограничено, одинаково для всех.

Методика проведения дебатов:

1. Ведущий определяет тему дискуссии. Какова роль языка в жизни людей? Существует ли феномен языка? Каждого ли человека можно назвать хорошо владеющим родным языком?

 2. Ведущий делит участников на группы (число групп зависит от числа возможных точек зрения) Участники или сами выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать, или распределяются на группы по жребию.

3. Ведущий рассказывает о теме дебатов и о правилах поведения дискуссии, о времени подготовки в группах (15 минут), о времени выступления. Представители групп выступают поочерёдно. Каждая группа имеет право на три выступления.

4. Во время подготовки учащиеся распределяют роли между членами группы, решают, как лучше распорядиться отведённым временем. Представители групп могут задавать вопросы, комментировать аргументы оппонентов. Группы могут подготовить рисунки, схемы, таблицы и т.д.

5. Ведущий начинает дебаты, предоставляя слово участникам, следит за регламентом.

6. Выступление группы экспертов.

7. В завершение проводится опрос среди участников дебатов путём тайного голосования.

Основными принципами современного урока татарского  языка можно назвать следующие:

опора на возрастные психологические особенности школьников; урок должен быть обращён к каждому ученику, учитывать неповторимость, своеобразие каждого;

приоритет развивающих форм обучения: не давать готовые знания, а учить добывать их самостоятельно, видеть в языковом явлении проблему и пытаться её решить;

разнообразие форм урока, выбор наиболее эффективных методических приёмов, методов, исследовательский характер урока;

чёткая структура урока, его

сюжетность

, взаимосвязь всех его частей; условно урок можно разделить на три части: вступление, вводящее школьников в проблему; движение темы, развитие, углубление её, позволяющие школьникам увидеть многоаспектность любой языковой проблемы; итог урока, выводы, коррекция усвоенных знаний;

разнообразие форм опроса, опрос при этом органично вплетён в урок, подчинён его задачам;

отработка норм выразительного чтения;

яркая, образная речь учителя.

В настоящее время школа, так же как и все образование в целом, повернулась к личности ученика и пытается создать все условия для становления его как субъекта жизни.

Основным результатом своей деятельности, я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по татарскому языку и литературе. Умение их применять на практике. Обучение будет успешным, если знания, умения, навыки усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно в порядке вырастающей трудности и сложности с ним, чтобы школьник поднимался по ступеням.

При изучении любого языка мира человек старается научиться его коммуникативной деятельности. Поэтому, я будучи учителем татарского языка и литературы работаю над методической темой, которая звучит так: «Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы».

Основной целью обучения татарскому языку как иностранному, является формирование, развитие коммуникативной деятельности школьников и обучение практическому овладению языком.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что компьютер как новое техническое средство начинает активно внедряться во все сферы преподавания татарского языка как иностранного, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапа обучения и др.

Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь стимулом в обучении. Для этого я применяю текстовый редактор, создаю презентации по изучающим темам, пользуюсь услугами Интернет, использую различные тесты на бумажных носителях и тестовые задания на компьютере для оценки знаний учеников. Компьютер мне помогает повысить уровень преподавания. Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать учебный процесс, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работу как ученика , так и учителя.

Эффективность применения информационных технологий на уроках татарского языка не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве средств обучения можно назвать субъектную ориентацию, гибкость и вариативность. Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении.

Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать учебный процесс, сделать его более гуманным по отношению к учащемуся, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы как ученика, так и учителя.

Для решения традиционных образовательных задач на уроке я применяю текстовые редакторы, системы мультимедийной презентации, системы дистанционного обучения и Интернет. Я подготовила обширные коллекции иллюстративного и познавательного материала по произведениям и биографическим данным писателей. На уроки и внеклассные мероприятия делаю презентации, слайды. Так же даю детям творческие задания делать презентации с помощью программы Microsoft Office Publisher 2007, для составления и анализа своей деятельности Microsoft Office Excel 2003 .

Обычно мультимедийную технологию использую при подготовке и проведении интегрированных уроков. Например, в компьютерном классе провожу урок татарской литературы, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Эту презентацию использую во время уроков – лекции, уроков-бесед. Я считаю, что мультимедийное пособие для самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку является хорошим материалом.

В моем опыте стало традицией отработка орфографической зоркости учащихся через словарные диктанты, морфологический разбор слов, исследовательские задания , корректурные упражнения, комментирование орфограмм. Систематическая работа позволяет учащимся добиться высоких результатов. Использование ИКТ в процессе обучения способствует повышению интереса к изучаемому предмету, созданию необходимого эмоционального настроя на уроке, вовлечению учащихся в активную творческую деятельность, формированию интеллектуально развитой личности, умения самостоятельно решать возникающие в реальной жизни проблемы.

Использование интерактивной доски и возможностей мультимедиа позволяет сделать уроки яркими, образными, легко запоминающими. Я в своей практике с помощью интерактивной доски изменяю информацию или передвигаю объекты, создавая новые связи, удаляю и вставляю надписи, добавляю комментарии к текстам, иллюстрациям, выделяю ключевые области и меняю цвета изображений. При этом вслух рассуждаю, комментируя свои действия, постепенно вовлекая учащихся в исследовательскую деятельность и побуждая их записывать идеи на доске .

Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыка, тематические СD-ROMы, а так же добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет- ресурсам задают уроку необходимый темп. Не тратится много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы комментируются на экране с использованием инструмента Перо, записи сохраняются для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий используется во время проверки знаний учеников.

С помощью компьютера на уроках татарского языка и литературы увеличивается объем тренировочных упражнений, дифференцируются по степени трудности.

Кроме того использование ИКТ создает положительный эмоциональный фон занятий и создает ситуацию успеха для каждого ученика.

Таким образом, компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, поскольку наглядно представляет обучающемуся результат его действий.

Я компьютерные, интерактивные технологии успешно использую при подготовке к экзаменам. При повторении материала по орфографии и пунктуации, необходимого для выполнения части А ученики самостоятельно анализируют, обобщают и систематизируют теоретический материал и составляют компьютерные тренировочные тесты и алгоритмы, обмениваются ими для домашних индивидуальных тренингов.

Так же интерактивная доска используется учащимися при создании собственных текстов (в частности, моделировании выступления, заключения к сочинению). Ученики создают тексты. Некоторые фрагменты работ демонстрируются на доске и анализируются их содержание, речевое и грамматическое оформление. По-моему, такой вид работы повышает внимание учащихся к работе над словом. Применение информационно-коммуникативных технологий помогает удовлетворить образовательные потребности школьников в углубленном изучении татарского языка и литературы.

Опыт показывает, что в процессе обучения татарскому языку как иностранному, компьютер может выполнять функции, которые должны обеспечивать формирование языковой или коммуникативной компетентности:

осуществлять обучение и тестирование в режиме диалога;

моделировать реальные речевые ситуации с помощью графики, мультипликации и видео, создавать эффект контакта с языковой средой;

наглядно представляя речевую ситуацию, использовать её как стимул, опоры в процессе учебного диалога;

обеспечивать общение на изучаемом языке с помощью компьютерных линий связи.

На уроках проверки и закрепления полученных знаний, умений и навыков использую тесты. Для этого есть специальные программы. Например, программа «My Test», которая представляет из себя вопрос и готовые ответы. Учащиеся должны выбрать правильный ответ. Даже если ребенок наугад поставит галочку, есть возможность получить удовлетворительную оценку.

Часто использую в своей деятельности программа Power Point, которая позволяет мне подготовить презентацию по жизни и творчеству любого поэта и писателя, а также для любых мероприятий. В таких презентациях можно подобрать материал на доступном уровне любому ученику и любой последовательности. Я составляю презентации и для предъявления правил на уроке по изучению нового материала, а также для его закрепления.

Для обработки иллюстраций, необходимых для презентации, использую программу Picture Manager. С его помощью можно изменить рисунок: вырезать, улучшить контраст, цвет, повернуть и т.д.

В презентацию можно поставить звук, музыку, фильм. Например, для вставки музыки, её необходимо переработать в программе Jet-audio, так как в презентациях воспроизводится только стиль way.

В программе Excel удобно составлять кроссворды, шарады, различные головоломки

В настоящее время я изучаю программное обеспечение SMART Notebook для работы с интерактивной доской. Оно позволяет создавать записи, которые могут включать различные виды информации (тексты, схемы, таблицы, знаки, рисунки). Программное обеспечение обладает такими возможностями. В будущем планирую изучить программу Macromedia FLASH, которая позволяет создавать мультфильмы.

Разнообразие стилей и общения, обучения на уроке, использование мультимедийных интерактивных технологий – все это обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению не такого уж и легкого предмета как татарский язык.

Список литературы:

1.И.В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе.

Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

2.В.Н..Рыжова. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» №8,2003.

3.И.К.Шаламов. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика. Барнаул, 2002.

4.В.А. Бахвалов. Методики и технологии образования. Рига,1997.