Использование технологии РКМЧП для формирования предметных компетенций на уроках биологии. Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять". Джордано Бруно Современный человек в XXI веке существует в условиях развития высоких компьютерных технологий, внедрения высокоскоростного Интернета во все сферы жизни. Человека практически с рождения окружает перенасыщенное информацией образовательное поле, ориентироваться в котором очень сложно. Как никогда важной становится проблема воспитания такой личности, которая не несет с собой по жизни неподъемный багаж энциклопедических знаний, а обладает таким важным качеством как критическое мышление, позволяющее находить крупицы истины в потоках информации из любого источника. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает му жить среди людей, социализироваться. Согласно Концепции модернизации Российского образования и положениям инициативы президента РФ ?Новая школа? роль образовательного учреждения – социализация ребенка и формирование ключевых компетентностей. Достижение этой цели невозможно без смены роли учителя и ученика и вне применения новых образовательных технологий, обеспечивающих интерактивность процесса обучения и развитие мышления ребенка. Для успешной социализации и адаптации выпускника на рынке труда он должен обладать субъектной позицией и компетентностью в сфере решения проблем любого характера. Для мировой педагогики начала XXI века характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Одна из центральных проблем современной школы – это формирование мотивации к учению. Резервами становления мотивации является устойчивый интерес к предмету, к способам добывания знаний. Учебный процесс должен строиться как совместная исследовательская деятельность ученика и учителя, в ходе которой происходит обмен мнениями и разворачивается дискуссия. Одной из интересных современных образовательных технологий, позволяющих решить вышеперечисленные проблемы, является технология развития критического мышления учащихся через чтение и письмо (РКМЧП), которая представлена системой стратегий, объединяющих приемы учебной деятельности независимо от предметного содержания. Практическая значимость заключается в том, что обоснованная система методических условий формирования критического мышления, умений оценки, самооценки, доказательства, опровержения и т. д. способствует повышению уровня культуры умственного труда, социальной активности учащихся. 1. Технологические приемы РКМЧП: ?Дерево предсказаний? Читательский семинар Эссе ?Инсерт? Кластеры Корзина (идей, понятий, имен) Мозговой штурм Лекция с остановками Перепутанные логические цепочки Зигзаг (пила) Ключевые слова Таблицы: ?Знаю – Узнал - Хочу узнать – (ЗУХ)? Фишбоун Синквейн ?Тонкие? вопросы – ответ на них находится непосредственно в рассматриваемом материале. ?Толстые? вопросы – ответ на них предполагает поиск других источников информации (важно, чтобы учитель не стремился отвечать на вопросы сам, а стимулировал учеников к поиску ответов). ?Горячий стул? - на стул садится ученик, а остальные задают ему ?тонкие? вопросы по изучаемому материалу. Чтение с остановками(комментарии к прочитанному тексту, впечатления). Групповая работа Эссе (небольшое письменное задание) Дискуссия (элементы технологии дебаты). Кубик; Введение двухчастного дневника; - Бортовой журнал; - ?шляпы?. Одна из основных идей данной технологии – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы окружающие узнали о том, что новое он открыл для себя. Критическое мышление ничего не принимает на веру. Используя его, человек ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы при помощи исследовательских методов и определенных приемов работы с источниками информации. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на все вопросы ученика преподавателем. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Учѐные – педагоги выделяют следующие признаки критического мышления: мышление продуктивное (формирует позитивный опыт из всего, происходящего с человеком), мышление самостоятельное и ответственное (работа на первом этапе индивидуальна, ученик берет на себя ответственность за свой результат обучения), мышление аргументированное (продуманные решения подтверждены убедительными доводами), мышление индивидуальное (формирует личностную культуру работы с информацией), мышление социальное (работа осуществляется в парах и группах, взаимодействие в форме дискуссии). Модель занятия с использованием технологии РКМЧП строится на основе трехфазного процесса: вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия, следующих последовательно друг за другом. Стадия вызова предназначена для настройки учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Здесь учащимся предлагается вернуться к уже накопленным по теме знаниям и проанализировать свои мысли или чувства при помощи некоторых приѐмов (например, составить рассказ по ассоциациям, высказать версии в процессе мозгового штурма, объяснить опыт или явление, дать понятие по ключевым словам, выстроить правильный порядок понятий или процессов в перепутанной логической цепи, привести вопросы к теме урока, сформулировать цели урока и т.д.) Например: Тема ?Цветок? ? Что вы знаете о цветке как об органе растения? ? Что бы вы хотели узнать о цветке? И возникает учебная проблема: Почему цветок является генеративным органом растения? Тема ?Кожа?. При помощи подсказок определите орган – Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов. – Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте. – Это самый тяжѐлый орган человеческого тела. – Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха – бледнеет.( кожа). Задание ?Верите ли вы, что…? … кожу называют ?зеркалом здоровья и болезни?. … секрет потовых желез не имеет запаха. … кожа формирует роговые образования: ногти и волосы. … кожа – сложный орган со многими функциями. Тема ?Головной мозг? Задание ?Верите ли вы, что…? ……чем больше масса мозга , тем умнее человек. ……у женщин больше клеток в головном мозге, чем у мужчин. ……девочки раньше учатся говорить, чем мальчики. По цепочке зачитаем утверждения, поднимите руки, если вы не согласны с выражением. Возможно появятся разногласия, в конце урока можно обсудить их. Тема ?Моллюски? Какие беспозвоночные животные считаются самыми умными в океане? (осьминоги) У каких животных самые большие глаза? (гигантский кальмар) Почему моллюски - это тупиковая ветвь эволюции? На стадии осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией, поступающей из какого-либо источника (книга, журнал, видеосюжет, фильм, рассказ учителя, и т.д.). Работа идѐт как индивидуально, так и в парах и с классом. При работе с информацией происходит установление логических связей между имеющимися и полученными знаниями при помощи приѐмов (заполнение концептуальных таблиц, составление развернутых схем – кластеров, использование двойного дневника для описания понятий из текста и своих комментариев, поиск полярных мнений по решаемой проблеме и т.д.) Тема ?Цветок? На данном этапе проводится практическая работа в парах с использованием учебника и муляжей цветков. В ходе работы учащиеся должны сравнить свои рисунки с рисунками учебника и выяснить правильное строение цветка и функции его основных частей. Затем сделать пометки в виде минусов там, где были допущены ошибки. Хочу добавить, что работа с рисунками учебника является подготовкой к итоговой аттестации в 9 классе, т.к. задания на определение строения живого организма по рисункам увеличиваются каждый год в КИМах ГИА. Амонашвили писал: ?Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса?. Игра, наряду с трудом и учением, - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов. Например, Игры на развитие внимания. ?Выбрать лишнее? ?Четвертый лишний? ?Рассказ небылица? ?Отгадай задуманное? ?Четвертый лишний?- Всем известный прием педагогической техники. Исключить лишнее понятие. Обосновать выбор лишнего понятия, указать признак классификации оставшихся 3-х понятий. Баклажан – Перец- Картофель – Репа (лишнее репа, т.к. это Семейство Крестоцветные) и т.д. К теме ?Кожа? Дерма – эпидермис – гомеостаз – подкожная клетчатка (гомеостаз – постоянство внутренней среды) Тема ?Эволюция? Прием ?фишбоун? помогает формировать умения логически мыслить и аргументировать ответ. Для этого используется схема. На стадии рефлексии учащимся предлагается проанализировать только что полученную информацию и, что самое важное, сам процесс ее усвоения. Это позволяет снять ответственность за оценивание работы с педагога и передать ее непосредственно в руки учащихся, дав им возможность оценить и себя и товарищей в плане накопленных знаний и освоения новых приемов, а также решить, где остались проблемы и требуется дополнительная работа. Поэтому рефлексия часто дает возможность вернуться к осмыслению или выйти на новый вызов. В конце урока ребятам можно предложить закончить записанные на доске предложения: -А я и не знал … -На будущее мне надо иметь в виду … -Самым сложным для меня сегодня было … Используются такие приемы как сочинение стихотворных форм с личностной эмоциональной окраской (синквейн), оформление выходных карт с урока или таблиц самооценки и представление плакатов или презентаций по проблеме. Синквейны ?Цветок; красивый, яркий, ароматный; чарует, зазывает, оплодотворяет; начало новой жизни; генеративный орган? ?Ягода; сочная, сладкая; растѐт, наливается, созревает; с лозы свисали синие грозди; виноград?; ?Кожа; дерма, эпидермис, клетчатка; дышит, регулирует, чувствует; красивая кожа – показатель здоровья; покровы? Не обойтись современному учителю и без творческого домашнего задания. Это и составление кроссвордов, ребусов, выполнение рисунков, поделок на заданную тему, написание синквейнов и т.п. При подаче домашнего задания может быть проведена дифференциация с учетом интересов учащихся. Какой вид домашнего задания по теме тебе захотелось выполнить? 1. Задания креативного типа: изготовление моделей (инфузория туфелька), поделок(муляжи грибов, плодов), учебных пособий (плакат витамины), эссе, 2. Задания когнитивного типа – исследование объектов, выполнение лабораторных работ (самонаблюдение ?Определение типа кожи и уход за ней?), постановка опытов (прорастание семян), рассмотрение научных проблем. 3. Задания с использованием информационных технологий (презентация ?Этикет за столом?, коллективный проект ?Страны Западной Европы?), интернет ресурсов. Заранее обучающимся можно предложить сайты, на которых необходимо найти ответы на вопросы темы урока или найти в Интернете сайт по данной теме. Приемы РКМЧП можно применять на определенных стадиях урока: Вызов: Бортовой журнал, взаимообучение, ключевые слова, ?мозговой штурм?, таксономия вопросов, дискуссия, трехчастный дневник. Осмысление: Бортовой журнал, взаимообучение, ключевые слова, ?мозговой штурм?, таксономия вопросов, дискуссия, трехчастный дневник, зигзаг, ?лови ошибку?, маркировка текста (Инсерт),составление кластера, многоуровневая рефлексия, ?оставьте за мной последнее слово?, работа с повествовательным текстом (чтение со стопами). Рефлексия: Бортовой журнал, десятиминутное сочинение, кубик, ?шляпы? мышления, зигзаг, многоуровневая рефлексия, пятиминутное эссе (резюме), разработка для самостоятельного задания, синквейн, трехчастный дневник. Проверено на практике, что, работая в рамках данной технологии, дается возможность достигнуть образовательного успеха даже слабым учащимся на определенном этапе урока (особенно в создании творческих отчетов на стадии рефлексии), что потом способствует переходу успешности и в предметное содержание. Учащиеся разной подготовки по предмету находят свою ситуацию успеха, что в целом повышает качественную и количественную успеваемость, снижает тревожность и эмоциональное напряжение на уроке,создавая оптимальные условия для работы. Но существуют и некоторые проблемы: сложно адекватно оценить степень развития критического мышления в рамках предлагаемого стандарта образования; не все учащиеся в силу слабого развития мыслительных процессов готовы работать самостоятельно в рамках данной технологии; существующая типовая программа не всегда позволяет интенсивно использовать современные технологии (особенно перенасыщенный информацией курс биологии 7-9 классов); требуется большая дополнительная подготовка учителя при подборе заданий; затрачивается большое время на реализацию всех стадий (не всегда удаѐтся вместить классический вариант технологии в 40 минут урока). В заключении смею предположить, что технология эффективна и приносит результаты. Учащиеся, работая по ней систематически, начинают постепенно любить такую форму работы, что немаловажно, поскольку, уютно чувствуя себя, учащиеся более уверенно ведут себя на уроке и более целенаправленно регулируют свой мыслительный процесс. Конечная же задача использования данной технологии на уроках – научить детей применять эту модель самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными ?познавателями? и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Использование технологии РКМЧП для формирования предметных компетенций на уроках биологии