Ритм – это первоначальная форма связи человека с жизнью, временем и его здоровьем. Все двигательные действия имеют ритмический компонент, без которого они не могут быть успешными. Умение чувствовать ритм в нас зависит от генетики, и у детей с нормальным развитием это умение развивается особенно активно в детском возрасте. Если у детей отсутствует чувство ритма в качестве организующего элемента движений, деятельности и поведения, им необходима специальная коррекционно-развивающая работа, направленная на последовательное формирование ритмической способности. Это помогает согласованной работе зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Улучшение взаимосвязей между этими анализаторами способствует развитию сенсомоторных механизмов речевого ритма. Ритм движений влияет на формирование речевых механизмов.
Один из эффективных методов, способствующих активации необходимых анализаторов, - использование визуально-ритмических рядов в работе воспитателей логопедических групп и учителей-логопедов.
Визуально-ритмический ряд может представляться в трех плоскостях (от простого к сложному): горизонтальном, вертикальном и в виде окружности. Например, визуально-ритмическая «Парковка» состоит из прямоугольных деревянных линеек разного размера, разделенных на 10-12 секторов. Также существует удобная конструкция "Ритмический круг" для работы с окружностью, представляющая собой деревянный круг, разделенный на 12 ячеек.
Визуально-ритмические упражнения способствуют:
- развитию слухового, зрительного и пространственного восприятия;
- улучшению мелкой моторики;
- развитию фонематического слуха;
- укреплению артикуляционного аппарата;
- развитию внимания и памяти;
- автоматизации и дифференциации звуков;
- коррекции слоговой структуры слов;
- улучшению психоэмоционального состояния.
Для работы с визуально-ритмическими рядами используются разнообразные материалы: камушки "марблс", фигурки различной формы и цвета (кружки, квадратики, звездочки и другие), мелкие конструкторы, нейроладошки, звуковые и буквенные обозначения. Также в качестве элементов рядов можно использовать мелкие фигурки, пуговицы, карточки и даже природные материалы, такие как шишки, орехи или камни.
Визуально-ритмические ряды представляют собой последовательно выложенные серии предметов, которые помогают развивать у детей различные навыки.
Используя визуально-ритмические ряды, можно начинать с простых заданий на визуальное соотнесение и выкладывание рядов из предметов. Это поможет детям освоить алгоритм выкладывания. Последовательность таких заданий может быть простой (один предмет за другим) или сложной (например, выкладывание одного предмета, затем двух, и т.д.). Умение составлять простые ряды показывает, что ребенок освоил слова с простой структурой. Затем можно усложнять задания, предоставляя для выкладывания ряды с разной сложностью, например, 2:1, 1:2; 2:1:1 , 3:2 и так далее.
Далее можно выкладывать ряды из предметов или картинок, подключая моторные программы в виде отхлопывания или отстукивания рядов. Если ребенок успешно выполняет такие задания, это означает, что он готов перейти к следующему этапу.
На следующем этапе можно использовать готовые карточки с чередованием картинок и включением моторных программ и речевого материала (звуки, слоги, слова).
После того как ребенок овладеет горизонтальными рядами, можно перейти к вертикальным рядам, а затем к ритмическому кругу. Последовательность заданий при выкладывании рядов остается той же: простые и сложные комбинации предметов.
В работе с визуально-ритмическими пособиями "Ритмический круг" и "Ритмическая парковка" логопедическая работа становится более эффективной, так как направлена на коррекцию звукопроизношения, развитие фонетико-фонематического и слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи и связной речи.
Таким образом, совмещение движений и речи, построение последовательностей и их воспроизведение движениями помогает детям научиться говорить красиво, плавно, но четко. Кроме того, такие занятия могут оказаться полезными при лечении заикания. Введение в занятия визуально-ритмических рядов делает процесс усвоения ритма более интересным и результативным.