Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в ДОО.

Любое образовательное учреждение - это живой, организм, сложнейшая многокомпонентная система, где все объекты и субъекты тесно связаны между собой.
Говоря о дошкольном образовательном учреждении, невольно вспоминается сказка о репке, в которой все герои - тоже звенья одной цепи и если убрать, казалось бы, даже самое незначительное звено, например, мышку, проблему - вытянуть репку - уже не решить. Так что же говорить о такой глобальной проблеме, как сохранение и формирование здорового поколения, выделенной президентом в числе пяти наиважнейших, приоритетных направлений современного образования?! И это не случайно.
Проблема ухудшения здоровья населения страны о особенно детей становится национальной. Подписанное еще президентом В.В. Путиным 
Постановление ?О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения? показало беспокойство государства за будущее страны. 
Значимость данной проблемы определена и в Законе ?Об образовании?, Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
 Долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Не последнюю роль в этом процессе играют дошкольные образовательные учреждения. 
Основная задача МБДОУ ?ЦРР- д/с ?Сказка? - подготовить ребенка к школе, к дальнейшей самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый, ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, вопрос и стала востребованность здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду ?Сказка? - совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.
Целью используемых здоровьесберегающих технологий в детском саду - обеспечение ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможности сохранения здоровья, сформированности необходимых знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
 Принципами используемых здоровьесберегающих технологий в нашем ДОУ являются:
Принцип ?Не навреди!?.
Принцип сознательности и активности.
Непрерывности здоровьесберегающего образовательного процесса.
Систематичности и последовательности.
Принцип доступности и индивидуальности.
Всестороннего и гармоничного развития личности.
Системного чередования нагрузок и отдыха.
Постепенного наращивания оздоровительных воздействий.
Возрастной адекватности здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса.

Все средства здоровьесберегающих технологий используемых в образовательном процессе детского сада ?Сказка? можно разделить на 3 группы.
Средства двигательной направленности:
элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание с
физические упражнения;
физкультминутки, подвижные игры, гимнастика, самомассаж 
Оздоровительные силы природы:
солнечные и воздушные ванны;
водные процедуры;
Гигиенические факторы:
выполнение санитарно-гигиенических требований;
личная и общественная гигиена;
проветривание и влажная уборка помещений;
соблюдение режима дня
Среди основных используемых форм занятий в системе здоровьесберегающих технологий, можно выделить  следующие:
с использованием профилактических методик;
с применением функциональной музыки;
с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
с проведением оздоровительных мероприятий;
с использованием элементов здоровьесберегающей среды.
Педагоги детского сада постоянно применяют:
Практический, игровой, соревновательный, моделирующий метод доровьесберегающих технологий,
И используют:
Защитно-профилактические 
Компенсаторно-нейтрализующие 
Стимулирующие 
Информационно-обучающие приемы здоровьесберегающих технологий.
Педагогический коллектив детского сада ?Сказка? строит работу по здоровьесбережению.  в соответствии следующими принципами:
принцип природосообразности - определение содержания, выбор форм, средств образования дошкольников, стиля взаимодействия с каждым ребенком - на основе целостного педагогического знания о ребенке (его физиологических, индивидуально-личностных особенностях, состояния физического, психического и интеллектуального здоровья );
принцип здоровьесбережения - основополагающий в работе ДОУ - целенаправленное использование здоровьесберегающих педагогических технологий для сохранения и формирования физического: психического, интеллектуального и социального здоровья всех участников педагогического процесса;
принцип индивидуализации - всесторонний учет уровня развития, здоровья, индивидуальных способностей и личностных возможностей каждого ребенка, формирование на этой основе программ стимулирования и коррекции развития дошкольников;
принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями;
принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов;
принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
принцип адресности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья дошкольников;
принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение педагогической помощи и психолого-педагогической поддержки, гарантия положительного результата.
Наиболее эффективными формами работы, по мнению педагогов и родителей воспитаников детского сада  являются:
утренняя гимнастика, 
гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
занятия, прогулки;
совместные досуги с родителями и дошкольниками;
спортивные праздники и развлечения;
спортивные кружки.
Формирование культуры ЖОЗ происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Физкультурнно-оздоровительные мероприятия в распорядке дня
- гигинические и закаливающие процедуры
- утренняя гимнастика
- подвижные игры и физические упражнения на воздухе.
- физические упражнения после сна, упражнения по профилактике плоскостопия, нарушений осанки.
- физкультминутки, динамические паузы
- прогулка
- элементы спортивных игр
- простейший туризм
-режим питания
- послеобеденный сон
Образовательный процесс
Информационная среда ?здоровья? (термины, атрибуты, символы, традиции культуры ЗОЖ)
?Уроки здоровья?, физкультурные занятия,дни здоровья.
Разнообразные формы работы по формированию культуры ЗОЖ с участием родителей и детей
Наглядное моделирование
Релаксация, ?минутки здоровья?, минутки психологической разгрузки в ходе занятий
Дидактические игры, беседы-рассуждения, наблюдения.
Эвристические методы
Познавательные сообщения, чтение художественной и познавательной литературы
Рассматривание иллюстрации, фотографий
?Уголок здоровья? (режим дня, фото, рисунки детей).
Валеологическое сопровождение образовательного процесса
Физическое здоровье ? Я сильный и у меня здоровое красивое тело?.
Соматическое здоровье ?Я здоров и у меня ничего не болит?
Психическое здоровье ?Я счастлив и у меня хорошее настроение?
Нравственное здоровье ? Я всех люблю и никому не делаю зла?.
Содержание работы  ДОУ по здоровьесбережению включает два основных направления:
Профилактическое и а п р а в л е н и е, предполагающее:
-- обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий;
выполнение сангигиенического режима, проведение обследования по скрининг-программе и явление патологий;
предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифичеа профилактики;
проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространен инфекционных заболеваний.
Организационное направление, ориентированное на:
          -- организацию здоровьесберёгающей среды в ДОУ;
определение показателей физического развития и двигательной подготовленности;
разработку объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
составление индивидуальных планов оздоровления;
изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей;
отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Можно выделить приоритеты оздоровительной работы с детьми в детском саду ?Сказка?
Активизация и развитие познавательных интересов к своему телу и его возможностям.
Развитие эмоционального сопереживания другим людям.
Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия детей и взрослых.
Воспитание у ребенка способности к самосозиданию собственной телесной организации в п сильных для него формах.
Привитие детям доступных навыков ?самоврачевания? - психологической самокоррекции, а та же психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях.
Формирование психической (произвольной) регуляции жизненных функций организма путч развития творческого воображения.
Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как к единому целому; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.
-  Приобщение детей к физкультуре и спорту, воспитание потребности в движении и активном oобразе жизни.
 -  Воспитание гигиенической (валеологической) культуры, осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни; накопление знаний о здоровье, развитие умений оберегать его.
    --  Обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребенка и социально-эмоционального благополучия дошкольника.
--  Сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ соответствии с требованиями и нормами использования медицинских средств.
  --  Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью формирования знаний об особенностях и своеобразии развития детей, устойчивой потребности в обеспечении своего здоровья и здоровья детей
Все это основные направления работы МБДОУ ?ЦРР- д/с ?Сказка? по здоровьесбережению

В нашем учреждении  оборудован  музыкально-физкультурный зал со спортивным комплексом, тренажерами, представлено разнообразное физкультурное оборудование, а также пособия, изготовленные руками педагогов, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно важные качества, увеличивают эффективность занятий. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания - дуги, а для младшей группы приобретены составные цветные модули.
Большое внимание уделяется организации оздоровительной работы на свежем воздухе. На участках детского сада имеются спортивные площадки со спортивно-игровым  оборудованием. Третье занятие в старших и подготовительных группах проводится на свежем воздухе. Зимой дети учатся ходьбе  на лыжах. Катаются на санках, выполняя разнообразные игровые задания, участвуя эстафетах и конкурсах.
В целях оздоровления организма во всех группах проводятся различные виды закаливания. В младшей группе – это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В средних группах добавляется гимнастика после сна. В старших группах сухое обтирание, гимнастика на постели. 
Во всех группах имеются пособия и спортивный инвентарь для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.
А сколько положительных эмоций, а следовательно и психического здоровья, получают дети на спортивных праздниках и досугах. Стало традицией проводить ?Веселы старты?, Спартакиаду  ?Сильным, быстрым вырастай?, ?Флефмоб посвященный   Дню матери?, досуги ? Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья?, ?За здоровьем в детский сад?, музыкально-спортивное развлечение ?В страну Спортландию? показывая уровень физического развития воспитанников, получая эмоциональный заряд. Особенно отличаются праздники  с активным участием мам и пап. ?Мы со спортом дружим?, ?Мама, папа, я – спортивная семья?, ?Вместе с мамой, вместе с папой быть здоровым я хочу?. 
Вопросы воспитания здорового ребенка решаются в тесном контакте с семьей. Информационные статьи и памятки для родителей, анкетирование взрослых, стенды с советами ?Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье?, ?Солнце, воздух и вода – друзья здоровья?, выступления на родительских собраниях на тему ?Нарушение осанки? , ?Закаливание  детей?, помогают расширить их кругозор по вопросам воспитания здорового ребенка и дают возможность продолжать  работу по оздоровлению в условиях семьи
Таким образом в процессе использования здоровьесберегающих  технологий  совместно оздоровительной средой как важнейшим компонентом здоровьесберегающего пространства в ДОУ сформирована как естественная, комфортабельная обстановка, рационально организованная и насыщенная разнообразным оборудованием и материалами, педагогический коллектив  детского сада ?Сказка?,  достигает реализации следующие задач:
Обеспечение условий для физического и психологического благополучия - здоровья - всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Формирование доступных представления и знания о здоровом образе жизни, пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.
Осуществление системного подхода в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности.
Оказывание всесторонней помощи семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.