Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в ДОО. Любое образовательное учреждение - это живой, организм, сложнейшая многокомпонентная система, где все объекты и субъекты тесно связаны между собой. Говоря о дошкольном образовательном учреждении, невольно вспоминается сказка о репке, в которой все герои - тоже звенья одной цепи и если убрать, казалось бы, даже самое незначительное звено, например, мышку, проблему - вытянуть репку - уже не решить. Так что же говорить о такой глобальной проблеме, как сохранение и формирование здорового поколения, выделенной президентом в числе пяти наиважнейших, приоритетных направлений современного образования?! И это не случайно. Проблема ухудшения здоровья населения страны о особенно детей становится национальной. Подписанное еще президентом В.В. Путиным Постановление ?О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения? показало беспокойство государства за будущее страны. Значимость данной проблемы определена и в Законе ?Об образовании?, Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Не последнюю роль в этом процессе играют дошкольные образовательные учреждения. Основная задача МБДОУ ?ЦРР- д/с ?Сказка? - подготовить ребенка к школе, к дальнейшей самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый, ответственный человек бесстрастно относиться к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, вопрос и стала востребованность здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду ?Сказка? - совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью. Целью используемых здоровьесберегающих технологий в детском саду - обеспечение ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможности сохранения здоровья, сформированности необходимых знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, умение использовать полученные знания в повседневной жизни. Принципами используемых здоровьесберегающих технологий в нашем ДОУ являются: Принцип ?Не навреди!?. Принцип сознательности и активности. Непрерывности здоровьесберегающего образовательного процесса. Систематичности и последовательности. Принцип доступности и индивидуальности. Всестороннего и гармоничного развития личности. Системного чередования нагрузок и отдыха. Постепенного наращивания оздоровительных воздействий. Возрастной адекватности здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса. Все средства здоровьесберегающих технологий используемых в образовательном процессе детского сада ?Сказка? можно разделить на 3 группы. Средства двигательной направленности: элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание с физические упражнения; физкультминутки, подвижные игры, гимнастика, самомассаж Оздоровительные силы природы: солнечные и воздушные ванны; водные процедуры; Гигиенические факторы: выполнение санитарно-гигиенических требований; личная и общественная гигиена; проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение режима дня Среди основных используемых форм занятий в системе здоровьесберегающих технологий, можно выделить следующие: с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; с проведением оздоровительных мероприятий; с использованием элементов здоровьесберегающей среды. Педагоги детского сада постоянно применяют: Практический, игровой, соревновательный, моделирующий метод доровьесберегающих технологий, И используют: Защитно-профилактические Компенсаторно-нейтрализующие Стимулирующие Информационно-обучающие приемы здоровьесберегающих технологий. Педагогический коллектив детского сада ?Сказка? строит работу по здоровьесбережению. в соответствии следующими принципами: принцип природосообразности - определение содержания, выбор форм, средств образования дошкольников, стиля взаимодействия с каждым ребенком - на основе целостного педагогического знания о ребенке (его физиологических, индивидуально-личностных особенностях, состояния физического, психического и интеллектуального здоровья ); принцип здоровьесбережения - основополагающий в работе ДОУ - целенаправленное использование здоровьесберегающих педагогических технологий для сохранения и формирования физического: психического, интеллектуального и социального здоровья всех участников педагогического процесса; принцип индивидуализации - всесторонний учет уровня развития, здоровья, индивидуальных способностей и личностных возможностей каждого ребенка, формирование на этой основе программ стимулирования и коррекции развития дошкольников; принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями; принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов; принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей; принцип адресности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья дошкольников; принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение педагогической помощи и психолого-педагогической поддержки, гарантия положительного результата. Наиболее эффективными формами работы, по мнению педагогов и родителей воспитаников детского сада являются: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами; занятия, прогулки; совместные досуги с родителями и дошкольниками; спортивные праздники и развлечения; спортивные кружки. Формирование культуры ЖОЗ происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Физкультурнно-оздоровительные мероприятия в распорядке дня - гигинические и закаливающие процедуры - утренняя гимнастика - подвижные игры и физические упражнения на воздухе. - физические упражнения после сна, упражнения по профилактике плоскостопия, нарушений осанки. - физкультминутки, динамические паузы - прогулка - элементы спортивных игр - простейший туризм -режим питания - послеобеденный сон Образовательный процесс Информационная среда ?здоровья? (термины, атрибуты, символы, традиции культуры ЗОЖ) ?Уроки здоровья?, физкультурные занятия,дни здоровья. Разнообразные формы работы по формированию культуры ЗОЖ с участием родителей и детей Наглядное моделирование Релаксация, ?минутки здоровья?, минутки психологической разгрузки в ходе занятий Дидактические игры, беседы-рассуждения, наблюдения. Эвристические методы Познавательные сообщения, чтение художественной и познавательной литературы Рассматривание иллюстрации, фотографий ?Уголок здоровья? (режим дня, фото, рисунки детей). Валеологическое сопровождение образовательного процесса Физическое здоровье ? Я сильный и у меня здоровое красивое тело?. Соматическое здоровье ?Я здоров и у меня ничего не болит? Психическое здоровье ?Я счастлив и у меня хорошее настроение? Нравственное здоровье ? Я всех люблю и никому не делаю зла?. Содержание работы ДОУ по здоровьесбережению включает два основных направления: Профилактическое и а п р а в л е н и е, предполагающее: -- обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий; выполнение сангигиенического режима, проведение обследования по скрининг-программе и явление патологий; предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифичеа профилактики; проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространен инфекционных заболеваний. Организационное направление, ориентированное на: -- организацию здоровьесберёгающей среды в ДОУ; определение показателей физического развития и двигательной подготовленности; разработку объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики; составление индивидуальных планов оздоровления; изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей; отбор и внедрение эффективных технологий и методик; систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров; пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников. Можно выделить приоритеты оздоровительной работы с детьми в детском саду ?Сказка? Активизация и развитие познавательных интересов к своему телу и его возможностям. Развитие эмоционального сопереживания другим людям. Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия детей и взрослых. Воспитание у ребенка способности к самосозиданию собственной телесной организации в п сильных для него формах. Привитие детям доступных навыков ?самоврачевания? - психологической самокоррекции, а та же психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях. Формирование психической (произвольной) регуляции жизненных функций организма путч развития творческого воображения. Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как к единому целому; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма. - Приобщение детей к физкультуре и спорту, воспитание потребности в движении и активном oобразе жизни. - Воспитание гигиенической (валеологической) культуры, осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни; накопление знаний о здоровье, развитие умений оберегать его. -- Обеспечение эмоциональной комфортности, позитивного психологического самочувствия ребенка и социально-эмоционального благополучия дошкольника. -- Сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ соответствии с требованиями и нормами использования медицинских средств. -- Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью формирования знаний об особенностях и своеобразии развития детей, устойчивой потребности в обеспечении своего здоровья и здоровья детей Все это основные направления работы МБДОУ ?ЦРР- д/с ?Сказка? по здоровьесбережению В нашем учреждении оборудован музыкально-физкультурный зал со спортивным комплексом, тренажерами, представлено разнообразное физкультурное оборудование, а также пособия, изготовленные руками педагогов, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно важные качества, увеличивают эффективность занятий. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания - дуги, а для младшей группы приобретены составные цветные модули. Большое внимание уделяется организации оздоровительной работы на свежем воздухе. На участках детского сада имеются спортивные площадки со спортивно-игровым оборудованием. Третье занятие в старших и подготовительных группах проводится на свежем воздухе. Зимой дети учатся ходьбе на лыжах. Катаются на санках, выполняя разнообразные игровые задания, участвуя эстафетах и конкурсах. В целях оздоровления организма во всех группах проводятся различные виды закаливания. В младшей группе – это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В средних группах добавляется гимнастика после сна. В старших группах сухое обтирание, гимнастика на постели. Во всех группах имеются пособия и спортивный инвентарь для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей. А сколько положительных эмоций, а следовательно и психического здоровья, получают дети на спортивных праздниках и досугах. Стало традицией проводить ?Веселы старты?, Спартакиаду ?Сильным, быстрым вырастай?, ?Флефмоб посвященный Дню матери?, досуги ? Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья?, ?За здоровьем в детский сад?, музыкально-спортивное развлечение ?В страну Спортландию? показывая уровень физического развития воспитанников, получая эмоциональный заряд. Особенно отличаются праздники с активным участием мам и пап. ?Мы со спортом дружим?, ?Мама, папа, я – спортивная семья?, ?Вместе с мамой, вместе с папой быть здоровым я хочу?. Вопросы воспитания здорового ребенка решаются в тесном контакте с семьей. Информационные статьи и памятки для родителей, анкетирование взрослых, стенды с советами ?Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье?, ?Солнце, воздух и вода – друзья здоровья?, выступления на родительских собраниях на тему ?Нарушение осанки? , ?Закаливание детей?, помогают расширить их кругозор по вопросам воспитания здорового ребенка и дают возможность продолжать работу по оздоровлению в условиях семьи Таким образом в процессе использования здоровьесберегающих технологий совместно оздоровительной средой как важнейшим компонентом здоровьесберегающего пространства в ДОУ сформирована как естественная, комфортабельная обстановка, рационально организованная и насыщенная разнообразным оборудованием и материалами, педагогический коллектив детского сада ?Сказка?, достигает реализации следующие задач: Обеспечение условий для физического и психологического благополучия - здоровья - всех участников воспитательно-образовательного процесса. Формирование доступных представления и знания о здоровом образе жизни, пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах. Осуществление системного подхода в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей. Формирование основ безопасности жизнедеятельности. Оказывание всесторонней помощи семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в ДОО