Исследовательские проекты в формировании интереса к искусству оригами у детей дошкольного возраста

 

"Детское сердце чутко к призыву творить красоту...
важно только, чтобы за призывами следовал труд".

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Наблюдая за детьми дошкольного возраста, пришла к выводу,  что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. В летний период  вместе с детьми мастерили бумажные кораблики и пускали их на воду. С девочками складывали бумажные корзиночки. Так появилась идея занятия с детьми оригами. Изучив литературу, убедилась, что данный  вид деятельности не только доступен и интересен детям  дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Длядетей дошкольного возраста проектно – исследовательская деятельность, наравне с игрой, является ведущим видомдеятельности. Дети, участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, проектирую свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и самостоятельность.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Проектно-исследовательская деятельность предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Дети стали дома проводить эксперименты, опыты с родителями, стали выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.

Цели проектного обучения:

1. повышение личной уверенности каждого участника через осознание своих возможностей, личный рост

2. развитие сознания значимости коллективной работы для получения результата

3. развитие исследовательских умений (выявление проблемы, подбор необходимой информации, наблюдение практических ситуаций, выдвижение гипотез)

В основе проектно- исследовательской деятельности лежат:

1. развитие познавательных умений и навыков

2. умение ориентироваться в информационном пространственныеумение самостоятельно конструировать свои знания

3. умение интегрировать знания из различных областей наук

4. умение критично мыслить.

К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, без внешних установок и ограничений по времени.

Игры - занятия по изготовлению оригами не только популярное развлечение, но и мощное педагогическое средство. Это не удивительно, ведь складывание не только занимательный  и интересный, но и чрезвычайно полезный процесс: занятия оригами помогают улучшить двигательные возможности рук дошкольника и тем самым подготовить его к овладению техникой письма. Оригами может служить средством установления контакта и налаживания коммуникации с детьми в семье.

Для освоения и занятий искусством оригами необходимы внимание, память, воображение, сообразительность. Все эти психические особенности неразрывно связаны и зависят от активности правого и левого полушарий головного мозга. Ученые, исследующие этот вопрос, считают, что с деятельностью левого полушария связаны логическое мышление, счёт, речь, научные способности. Функции же правого полушария головного мозга – трёхмерное восприятие, воображение, музыкальные и художественные способности. Пластичность же детского мозга и минимальное доминирование одного полушария над другим является очень благоприятной почвой для развития обеих половин мозга и для выработки стратегий взаимодействия полушарий.

Медики утверждают, что занятия оригами глубоко влияют на психическое состояние ребёнка, приводя его в здоровое равновесие. У детей занимающихся этим искусством, снижается тревожность, что позволяет им легче адаптироваться к различным сложным ситуациям.

Оригами – очень полезный процесс для растущего детского организма, для гармоничного формирования личности и, вместе с этим, увлекательное занятие.

Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии. Для изготовления игрушек используется обычная бумага. Это, пожалуй, самый доступный материал. Иногда могут понадобиться ножницы, клей, карандаши или фломастеры, чтобы вырезать или приклеить, или дорисовать какую-нибудь мелкую деталь. Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и эмоционально привлекательным для ребенка, ведь эту милую игрушку он сделает сам. Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывёт в ручейке. Такая деятельность имеет большое значение в развитие творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. При организации работы с бумагой важно соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последних. При конструировании игрушек полезно использовать игровые приёмы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми. Оригами это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие? Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев, но и улучшают внимание, память, мышление и творческие способности. Кроме этого, занимаясь с детьми оригами педагог развивает восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе. Одно из первых слов, которое учится произносить ребенок – "Я сам". Все ему хочется сделать самому.

Целью оригами является развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее, и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Материал используется с учётом постепенного усложнения: начиная с очень простых приёмов складывания, дети овладевают достаточно сложными навыками и умениями работы с бумагой. Подбор фигурок ориентирован на жизненный опыт детей, их знания о явлениях и предметах окружающего мира. Предложенный материал можно использовать в соответствии с запланированными темами занятий по развитию речи и экологии, а сложенные детьми игрушки применять как материал для занятий по формированию у детей количественных представлений и овладения счётом.

Многое должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить дошкольника к этому важному моменту в жизни поможет занятие «Оригами» - искусство близкое ему и доступное.

В процессе работы используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические; рассказы и игры. А так же различные методы:

в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа оп образцу; практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом); исследовательский (самостоятельная творческая работа).

в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальный (одновременная работа со всеми детьми); индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы); индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).

Совместно с детьми и родителями оформляем выставки работ: текущие – состоящие из работ прошедшего занятия; сезонные – охватывающие работу сезона; тематические – посвященные определённому событию и теме.

При проведении занятий по оригами использую поговорки, пословицы, потешки, что ещё более усиливает интерес детей и прививаю тем самым любовь к народному фольклору.

Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра, поэтому складывание фигур сопровождаю не только пояснениями, точно определяющими действия, но и провожу в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление. Ассоциации очень широко применяются в преподавании оригами.

Оригами, как и любое другое искусство, отображает окружающий нас мир, поэтому в своей работе часто использую наблюдение за окружающей действительностью.

У старших дошкольников усиливается интерес к книге. В своей работе использую художественную литературу, после прочтения которой, у детей возникает желание сделать героев произведения, для дальнейшего применения их в театрализованной деятельности – инсценирование сюжетов.

Занятия оригами так же совершенствуют трудовые навыки, формируют культуру труда, учат аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В группе создан уголок оригами – «Страна Оригамия», в котором находятся  схемы для складывания разнообразных фигурок, цветная бумага различных форматов, ножницы, клей. Здесь же находится уголок Изодеятельности, в котором находится всё нужное детям для изготовления композиций. Дети свободное время с удовольствием проводят за изготовлением игрушек, для дальнейшего их использования в своей игровой деятельности, что способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей, или подарков, что способствует формированию добрых чувств к близким и даёт возможность выразить эти чувства.

B группе постоянно взаимодействую c семьями своих воспитанников. Познакомила родителей c работой, которая проводится в детском саду по Оригами на занятиях и в свободной деятельности. Для родителей оформляется стенд c необходимой информацией, выставляются ежемесячно рекомендуемые задания, даются консультации и проводятся индивидуальные беседы.

К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, без внешних установок и ограничений по времени.

Вывод.

Использование техники оригами действительно развивает способность работать руками, приучая к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук, учит концентрации внимания, развивает пространственное воображение и конечно же развивает в наших детях творческие способности.

Совместными усилиями (я в детском саду, а родители дома) мы сумели помочь нашим детям войти в чудесный мир оригами. Дети стали более внимательны, усидчивы, занимаются с интересом, у них стало более развито творческое воображение, сами пытаются что-то изобрести, придумать. Большое влияние занятия оригами оказали на развитие мелкой моторики рук, а, следовательно, на развитие речи детей.

Литература:

1. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ.-СПб.:Детство-пресс,2010.

2.Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет.-М.:Мозайка-Синтез,2008.