МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тихоокеанский государственный университет»

 

 

Кафедра «психология»

 

 

Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка

 

 

 

 

Выполнил студент Жолтикова Алена Викторовна

Факультет, группа ФГСПТ, ППО(б)з-91

Руководитель работы : Ткач Елена Николаевна

Виза:___________________________

(доработать, к защите и т.д.)

 

 

 

 

Хабаровск – 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Теоретические основы детско-родительских отношений как фактор развития ребенка

Структура личности ребенка

Влияние детско-родительских отношений на развития ребенка дошкольного возраста

2 Эмпирическое исследование детско-родительских отношений на развитие ребенка дошкольного возраста

2.1 Организация и методы проведения эмпирического исследования

2.2 Анализ полученных результатов исследования

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

3

 

5

5

 

9

 

14

14

19

24

26

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Значимым условием, оказывающим большое влияние на формировании личности детей, является семья. Связано это с тем, что основную информацию об обществе, и о себе дошкольник получает от родных людей, отца с матерью. Родители в свою очередь обладают большой возможностью воздействовать на своих детей в связи с их физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Многих специалистов по психологии разных направлений и школ уже давно притягивал интерес к чрезмерной важности взаимоотношений между родителями и ребенком. Решающую значимость для развития детей, играют взаимоотношения с родными людьми.

Дошкольные годы считаются объектом пристального внимания и интереса учѐных и практиков как самого важного и ответственного периода в жизни маленького человека, как момент рождения личности. В данный период происходит интенсивное развитие психических процессов, свойств личности, ребёнок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. В дошкольном периоде развивается самосознание, формируется самооценка и происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно этот период развитие ребенка наиболее важен, так как семья оказывает большое влияние на развитие его личности, а также существующая в ней системы внутрисемейных и детско-родительских отношений.

Проблема детско-родительских отношений остаётся неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребѐнка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определённые установки и взгляды на воспитание в семье.

Объект исследования: развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние детско-родительских отношений на развитие ребенка дошкольного возраста.

Цель исследования: влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка.

В соответствии с целью, определены задачи исследования:

- рассмотреть структуру личности ребенка;

- изучить влияние детско-родительских отношений на развитие ребенка дошкольного возраста;

- провести эмпирическое исследование детско-родительских отношений на развитие ребенка дошкольного возраста:

- проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- количественный и качественный анализ полученных результатов.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад № 206».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КА ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

Структура личности ребенка

 

Первыми наставниками в жизни каждого человека являются родители. Поэтому родителям следует помнить о важности их роли, роли матери и отца.

Согласно работам российского ученого Л. С. Выготского ребенок не родился человеком, но у него есть задатки, чтобы стать им. Личностью не рождаются, а становятся в процессе жизни. Это происходит и после того, как человек овладевает собой, учится управлять своим поведением, своими психическими процессами. Формирование личности начинается в младшем школьном возрасте, и вся предыдущая жизнь ребенка, лишь подготовка к образованию [5].

Другие психологи подчеркивают, что личностью следует называть человека, пока она не достигнет определенного уровня психического развития. Этот уровень, как указывала известный советский психолог Л. И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Такой уровень психического развития характеризуется наличием у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды. Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на реальность, изменять ее в своих целях, и изменить цели. Другими словами, это человек, с точки зрения Л. И. Божович, человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием [3].

На протяжении дошкольного периода развивается новый социализированный уровень психофизиологических функций в индивидной системе с новыми свойствами (произвольность, вербальность, опосредованность) и складываются сложные психические образования. Формирование обусловлено включением ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Происходят качественные изменения поведения: из непосредственного оно становится опосредованным нормами и правилами.

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Ребенок вступает во взаимодействие с окружающей действительностью, овладевая достижениями человечества [22].

Характерную особенность дошкольного детства составляют высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта. Ребенок начинает воспринимать мир через систему мер и ценностей, принятых в обществе, и у него формируется «правильное видение мира», закладываются основы детского мировоззрения.

В данном возрасте складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Его волнуют вопросы личностных взаимоотношений, связей и процессов в мире людей. Он учится руководствоваться общественными интересами. Появляется игра по правилам. Нравственные чувства постепенно превращаются в устойчивые образования личности [1].

На данном этапе происходит постепенная перестройка сознания ребёнка, что зависит от социальной ситуации развития. Она является основным условием личностного развития, которая, по словам Л.С. Выготского, выражается в отношении ребенка к окружающей его социальной действительности [5].

Для того, чтобы ребенок стал человеком, он должен расти среди людей и получать человеческое воспитание.

Л.С. Выготский утверждал, что условия жизни не влияют на непосредственное психическое развитие ребенка, так как в одинаковых условиях могут формироваться противоположные особенности психики. Итог будет зависеть от взаимоотношений ребенка с окружающей средой [5].

Решающую роль в психическом развитии ребенка имеют деятельность и общение с окружающими людьми.

Основными механизмами социального развития детей дошкольного возраста являются:

- социальный опыт;

- социальная ориентация;

- рефлекторная регуляция;

- подражание;

- эмоциональная идентификация;

- нормативная регуляция;

- индуктивная регуляция;

- культуротворчество;

- контроль;

- рефлексия;

- оценка [19].

Процесс развития ребенка связан с его ведущей деятельностью и специально организованным процессом воспитания и обучения. Дошкольник - субъект развития способностей, нравственных качеств, эмоций. Реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

В старшем дошкольном возрасте преобразуется характер взаимодействия со сверстниками. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера по игре и деятельности. Он способен к выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию целостного образа [7].

В общении с взрослыми ребенок приобретает навыки речи, мышления, предметных действий, приобретает опыт в разных сферах жизни, знает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества людей, их устремления и идеалы.

В доступных для ребенка видах деятельности образуются соответствующие формы общения, в которых ребенок усваивает правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые, став побудительной основой личности, ведут к дальнейшему расширению сферы общения, новых возможностей для развития личности. А.Н. Леонтьев считает, что развитие личности ребенка находит свое выражение в изменение иерархии мотивов деятельности. Прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые, приводящие к переосмысливанию отношений с людьми и собственного поведения [13].

Преобразование общения, усложнение и обогащение его форм открывают новые возможности для ребенка, для его личностного роста. Первоначальные возможности складываются внутри ведущих видов деятельности, а для дошкольников разного рода играх.

Дошкольный возраст - важнейший период в становлении детской личности. В этот период формируются начальные звенья самосознания. Дошкольник овладевает нормативной деятельностью и поведением, первыми этическими понятиями. Интенсивно формируется нравственность личности.

Обостренная чувствительность к нравственно - психологическим нормам и правилам поведения является важной особенностью психического развития старшего дошкольника. У ребенка складывается определенная нравственная позиция, возникает стремление к признанию и одобрению со стороны взрослых и сверстников, возникает целеустремленность, потребность в достижении успехов, чувства уверенности в себе, самостоятельности [8].

Процесс социализации старших дошкольников сопровождается появлением личностных новообразований, составляющих комплекс готовности к школьному обучению: новые формы памяти, внимания, восприятия, представлений, произвольная регуляция эмоциональной сферы и другие психофизиологические образования.

Таким образом, развитие личности дошкольника происходит в различных видах деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Статус личности, ее социальные роли, потребности и мотивы, установки и ценностные ориентации переходят в систему устойчивых свойств личности, выражающих его отношение к людям и самому себе.

 

1.2 Влияние детско-родительских отношений на развития ребенка дошкольного возраста

 

Семья считается одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает [2].

Особую роль играет семья в воспитании ребенка дошкольного возраста, поскольку это первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность. Дошкольный возраст является предметом пристального внимания многих ученых. В этот период происходит ускоренное развитие свойств личности, психических процессов, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений [15].

Анализ психологической литературы по вопросам детско-родительских отношений свидетельствует о еѐ значимости, поскольку многие психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. Специфика детско-родительских отношений в зарубежной психологии исследуется в рамках психоаналитического и гуманистического направлений.

Исследованиями в этой области в отечественной психологии занимались ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.Т. Хоментаускас, Д.Б. Эльконин и др. [3,5,11].

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен:

- родительские установки и соответствующие им типы поведения;

- родительские позиции; типы родительского отношения;

- типы отношений «мать – ребенок»;

- типы (стили) воспитания детей;

- семейные роли ребенка и др. [6].

В настоящее время наиболее популярна классификация стилей родительского поведения Д. Бомринд, которой следуют многие авторы (А.А. Реан, Г. Крайг). Г. Крайг составила достаточно полную классификацию стилей родительского поведения, состоящую из 4 стилей.

- авторитетный стиль – высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Бомринд Д. отмечала, что дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, обладают высокой самооценкой;

- авторитарный стиль характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительный;

- либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения). Дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми;

- индифферентный стиль отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними [17].

Петровский А.В. выделяет четыре тактики семейного воспитания, которые близки по своему содержанию к стилям [16].

1. Диктат в семье, где одни члены семьи подавляют у других самостоятельность, инициативу, чувство собственного достоинства. Ребенок отвечает на нажим, принуждение, угрозы и другие жесткие меры воздействия своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Диктат – это также авторитарность. Нередко авторитарность родителей ведет к развитию у ребенка заниженной самооценки, недовольства собой.

2. Опека. По сути, диктат родителей и опека – явление одного порядка. Различие в форме, а не в существе. Разумеется, диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм. Опека же – заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие.

3. «Мирное сосуществование» с позиции невмешательства. Этот тип взаимоотношений чаще основан на пассивности воспитателя, который, уклоняется от активного вмешательства, предпочитает комфортное сосуществование с ребенком, не требующее душевных затрат.

4. Сотрудничество. Именно в ситуации сотрудничества преодолевается индивидуализм ребенка. А это уже предполагает, что семья обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития, где взаимоотношения входящих в неё людей опосредуются содержанием совместной деятельности, социально значимыми связями между людьми, целями, на которые ориентируются [3].

В психологической литературе описаны различные семейные роли детей. Так, А.С. Спиваковская выделяет следующие наиболее типичные детские роли:

- «Козѐл отпущения» – отводит от себя негативные эмоции родителей;

- «Любимчик» – преувеличенная любовь к ребѐнка;

- «Беби» – ему предписано быть в семье только ребёнком, от которого ничего не зависит;

- «Примиритель» – рано включившийся в сложности жизни семьи, выполняет роль взрослого [18].

Эти роли могут осознаваться ребёнком, они определяют его реакции на происходящее вокруг него и создает фундамент для существующих и будущих отношений с другими людьми. И в будущем эти роли могут играть огромное значение при установлении личных контактов и особенно при создании собственной семьи.

Детско-родительские отношения обладают характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее подходящей формой обучения, особенно в раннем возрасте.

Особенность детско-родительских отношений в том, что способ взаимодействия между сторонами предполагает непосредственный контакт индивидов [1].

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на детскую личность заключается в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата или сестры не относится к ребенку лучше, не любит его и не заботится столько о нем. Ни никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья [21].

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с близкими взрослыми является главным и решающим условием становления всех его психических способностей и качеств, таких как: мышления, речи, эмоциональной сферы, самооценки, воображения.

Взрослый для ребенка играет важную роль на всех этапах детства. Но особенно это важно в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.

Семья-это начальный этап, на котором свободно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы, все это предшествует основанию правильной, литературной и устной речи [20].

Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны, характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя.

Подводя итог, можно сказать, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. Это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка.

Тема детско-родительских отношений, есть и будет всегда актуальной и для многих исследователей она является краеугольным камнем в понимании личностного развития и социальных отношений. Взаимоотношения в семье, состояние каждого человека в ней, семейные роли влияют не только на родственные связи, но и на стиль поведения, характер, наклонности человека, растущего в семье [11].

Современные родители должны обладать способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Ведь в настоящее время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного стиля воспитания культуры семейного поведения [12].

Таким образом, в жизни ребенка родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования и развития его личности. Мировоззрение и становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом о того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.

 

 

 

2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1 Организация и методы проведения эмпирического исследования

 

Эмпирическое исследование проводилось с детьми и родителями детей, которые посещают старшую группу МАДОУ Детского сада № 206 города Хабаровского. В исследовании участвовало 10 детей 5-6 лет и 10 родителей. Средний возраст родителей от 27 лет до 40 лет.

Цель исследования: изучить влияние детско-родительских взаимоотношений на развитие личности ребенка.

Задачи исследования:

- выявить особенности детско-родительских отношений;

- определить взаимосвязь детско-родительских отношений на развитие личности ребенка.

Для эмпирического исследования использовались следующие методики:

- Методика «Рисунок семьи» [10];

- Тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина [20];

- Методика «Лесенка» В.Г. Щур [9].

Основными проблемами, с точки зрения родителей были жалобы на упрямство, негативизм, капризы и непослушание детей.

Методика «Рисунок семьи». Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье.

Цель: выявить межличностные отношения ребенка с окружающими его людьми [10].

Для исследования необходимы: лист белой бумаги формата А4, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, педагог должен просто повторить инструкцию.

Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).

При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

- последовательность рисования деталей;

- паузы более 15 секунд;

- стирание деталей;

- спонтанные комментарии ребенка;

- эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задают следующие вопросы:

- Скажи, кто тут нарисован?

- Где они находятся?

- Что они делают? Кто это придумал?

- Им весело или скучно? Почему?

- Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

- Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что склонен делать не каждый ребенок. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе педагог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:

- чувства к отдельным членам семьи;

- почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло);

- что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.) При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы, например:

- Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?

- Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?

- Кого мама позовет идти с собой?

- и т. п.

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест и т.д.

Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина. Тест - опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними [20].

Опросник состоит из 5 шкал:

1 «Принятие-отвержение».

2 «Кооперация».

3 «Симбиоз».

4 «Авторитарная гиперсоциализация».

5 «Отношение к неудачам».

Текст опросника состоит из 61 утверждения, с которыми родитель может либо согласиться (поставить «верно» или «+»), либо не согласиться (поставить «неверно» или «-»).

Текст опросника представлен в Приложении 1.

Ключи к опроснику.

1 «Принятие-отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60

2 «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36

3 «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58

4 «Контроль»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59

5 «Отношение к неудачам»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61

За каждый ответ «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» - 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы - о том, что они сравнительно слабо развиты. Оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале принятие-отвержение - от 24 до 33 - говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком.

Низкие баллы по данной шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога;

Высокие баллы по шкале симбиоз – 6-7 баллов - позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности по этой шкале - 1-2 балла - признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале контроль – 6-7баллов - показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале – 1-2 балла, - напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка – 7-8 баллов - признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьезными, и он игнорирует их. Низкие баллы по этой шкале – 1-2 балла, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.

Порядок подсчета тестовых баллов. При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим интерпретируется как:

-отвержение;

-социальная желательность;

-симбиоз;

-гиперсоциализация;

-инфантилизация (инвалидизация).

Методика «Лесенка» В.Г. Щур. Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребѐнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой [9].

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Инструкция: Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов: Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у детей.

Результаты проведенного эмпирического исследования представлены ниже.

 

2.2 Анализ полученных результатов исследования

 

По результатам методики «Рисунок семьи», можно сделать следующий вывод:

- у 9 детей все изображаемые фигуры людей изображены в анфас, у 1 ребенка две фигуры отвернуты от других двух;

- у 6 детей занижена самооценка – дети рисуют себя от семьи на большом расстоянии от других членов семьи (три ребѐнка);

- не рисуют себя вообще 3 ребенка.

Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти своё место».

Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли: «все уже распределено в этой структуре, меня мало это волнует, мне нет здесь места» или «я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения».

Три ребенка выражают большую потребность в общении – в свои рисунки они добавляют, родственников, не проживающих с ними (бабушка, дедушка, двоюродный брат, тетя и т.д.).

Один ребёнок нарисовал много солнышек, это изображение может говорить о конкуренции или препятствии, получение защиты или опеки.

Также из результатов методики видно, что в семьях у большинства детей нарушен эмоциональный контакт с родителями – на семи рисунках из десяти члены семьи не касаются друг друга (не держатся за руки или стоят далеко друг от друга).

Один ребенок нарисовал препятствие между собой и своей семьей в виде игрушек. Этот признак свидетельствует о конфликтных отношениях.

На пяти рисунках дети не нарисовали других членов семьи (брат, сестра, папа, мама), это говорит о конфликтных и негативных отношениях в семье.

В тесте - опроснике родительского отношения приняли участие десять родителей старшей группы.

Опросник состоит из 61 утверждения. Опросник заполнялся одним из родителей из каждой семьи (в основном матери).

Анализ проведенного опросника семьями представим в таблице 1.

Таблица 1 – Анализ результатов проведенного опросника

№ семьи

Принятие-отвержение

Кооперация

Симбиоз

Контроль

Отношение к неудачам

Максимальное значение

33

8

8

7

0(8)

Минимальное значение

0

0

0

0

8(0)

1

13 (39,3%)

4 (50%)

3 (37,5%)

6 (85,7%)

1

2

9 (27,2%)

6 (75%)

3 (37,5%)

4 (57,1%)

2

3

12 (36,3%)

6 (75%)

5 (62,5%)

2 (28,5%)

1

4

6 (18,1%)

6 (75%)

4 (50%)

5 (71,4%)

3

5

10 (30,3%)

8 (100%)

5 (62,5%)

3 (42,8%)

3

6

10 (30,3%)

8 (100%)

7 (87,5%)

7 (100%)

3

7

7 (21,2%)

7 (87,5%)

4 (50%)

6 (85,7%)

3

8

11 (33,3%)

8 (100%)

7 (87,5%)

4 (57,1%)

5

9

13 (39,3%)

6 (75%)

4 (50%)

5 (71,4%)

3

10

10 (30,3%)

8 (100%)

5 (62,5%)

7 (100%)

5

Среднее значение

10,7 балла

(32,4%)

6,7 балла

(83,7%)

4,7 балла

(58,7%)

4,9 балла (70%)

3,6

 

Шкала «Принятие-отвержение». Средний «сырой балл» составляет 10,7. Все десять родителей показали низкий бал. Взрослые испытывают по отношению к ребёнку отрицательные чувства. Низко оценивают его способности.

Шкала «Кооперация». Средний «сырой балл» составляет 6,7 балла из 8 возможных. Из десяти родителей, пять родителей проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребѐнка, высоко оценивают способности ребѐнка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка.

Шкала «Симбиоз». Средний «сырой балл» составляет: 4,7 балла из 8 возможных. Это говорит о значительной дистанции в отношениях между взрослыми и детьми.

По шкале «Контроль» составляет: 4,9 балла. Низкий балл в семье: 3, свидетельствует о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей.

В семьях: 1,6,7,10, наиболее высокий балл показывает, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю.

В остальных семьях баллы чуть завышены – говорит о том, что взрослые считают ребенка маленьким неудачником и относятся к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их.

Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка» представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты исследования самооценки детей по тесту «Лесенка»

Имя ребенка

 

Самооценка ребенка

Адекватная

Завышенная

Заниженная

Ангелина

2

 

 

Виктория

 

7

 

Виктор

 

 

1

Герман

2

 

 

Дмитрий

 

7

 

Дарья

 

 

1

Кристина

 

6

 

Леонид

3

 

 

Милана

 

 

1

Тимур

3

 

 

Сводные результаты определения уровня самооценки детей по тесту «Лесенка» представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Сводные результаты по тесту «Лесенка»

 

При обработке теста «Лесенка» получены следующие результаты детей:

- завышенный уровень самооценки выявлен у 30% - 3 ребенка;

- адекватный уровень самооценки 40% - 4 ребенка;

- заниженный уровень самооценки 30% - 3 ребенка.

Из десяти опрошенных детей преобладает адекватный уровень самооценки детей.

По итоговым результатам исследования и на основании проведенных диагностик и примененных методик, направленных на выявления влияния детско-родительских отношений и на развитие личности ребенка можно сделать вывод, что действительно детско-родительские отношения влияют на развитие личности ребенка.

Это видно в проведенных нами исследованиях. По результатам проведенных нами исследованиях наблюдается нарушение межличностных отношений в семье. У многих детей можно отметить нарушение в личностной сфере: тревожность, неуверенность, эмоциональную неустойчивость, агрессивность. Прослеживается эгоизм.

У родителей, по результатам теста-опросника А. Я. Варга и В.В. Столина необходимо отметить, что взрослые недооценивают способности своего ребенка, наблюдается дистанция между родителем и ребенком, контроль со стороны взрослых отсутствует, ребёнок предоставлен сам себе. Прослеживается авторитарность со стороны родителей. Необходимость работы по преодолению детско-родительских отношений очевидна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время очень остро стоит проблема детско-родительских отношений. Родители занимаются своими делами, и общаться со своим ребенком после напряженного дня, у них нет ни сил, ни времени, а порой и желания.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. В семье должны развиваться благоприятные условия для воспитания полноценной личности ребенка. В противном случае, ребенок вырастает неблагополучным. Ему будет трудно найти занятие по душе и завести новые знакомства, так как будет на протяжение всей его жизни прослеживаться модель детско-родительских отношений. Характерную особенность дошкольного детства составляют высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта. Ребенок начинает воспринимать мир через систему мер и ценностей, принятых в обществе, [29, с. 19], и у него формируется «правильное видение мира», закладываются основы детского мировоззрения.

2. Детско-родительские отношения в семье являются одним из основных факторов, формирующих характер, личность ребенка и особенности его поведения. Наиболее типичный и наглядный тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка. В зависимости от отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. При деспотичном, авторитарном поведении родителей, подавление интересов ребенка своими интересами, навязывание своих взглядов и представлений, постоянной критикой в адрес ребенка, сформируется слабый, неуверенный в себе человек. Внимательные, заботливые отношения к своему ребенку со стороны родителей, без лишней навязчивости и в стремление помочь, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях своего ребенка, такие детско-родительские отношения становятся залогом в формировании полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим людям человека.

3. Проведя эмпирическое исследование детско-родительских отношений в развитие ребенка дошкольного возраста на базе МАДОУ 206, в котором приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста и 10 их родителей, были получены следующие результаты. По результатам проведенного исследования наблюдается нарушение межличностных отношений в семье. У многих детей можно отметить нарушение в личностной сфере: тревожность, неуверенность, эмоциональную неустойчивость, агрессивность. Прослеживается эгоизм.

У родителей, по результатам теста-опросника А. Я. Варга и В.В. Столина необходимо отметить, что взрослые недооценивают способности своего ребенка, наблюдается дистанция между родителем и ребенком, контроль со стороны взрослых отсутствует, ребёнок предоставлен сам себе. Прослеживается авторитарность со стороны родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Андреева Т. В. Семейная психология : учеб. пособие. – СПб. : Речь, 2014. – 244 c.

Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии.- 2013.- №6.- С.155-164.

Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М. : АСТ, 2015. – 356 с.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб. : Питер, 2014/

Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 2012.- т.4.

Гозман Л.Я., Алѐшина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал.- 2016.- №4.- C.84-92.

Голод С.И. Моногамная семья : кризис или эволюция // Социально-политический журнал.- 2015.- №6.- С.74-87.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.- СПб.: Питер, 2016.- 320 с.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический справочник.-Мн. : Харвест, М. : АСТ, 2015.– 567 с.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: учебное пособие/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус.- Минск : Университетская, 2014.- 237 с.

Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование.- 2017.- № 3.- С.35-39.

Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2016.- №2.- С.5-14.

Леонтьев, А.Н. Основные процессы психической жизни // Леонтьев А.Н. Философия психологии. МГУ, 1994.

Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми// Журнал практического психолога.- 2013.- №3.- С.51-59.

Малявко Н.Л. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка дошкольника // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 30. - С. 36-40.

Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии.- 2016.- № 1.- С.19-26.

Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой.- М. : 2012.- 322 с.

Севостьянова Е. О. Психологическая характеристика личности дошкольника в аспекте социально-личностного развития / Е. О. Севостьянова // Молодой ученый. - 2019. - № 11 (11). - С. 252-256.

Селивѐрстова Н.Я. Психодиагностика ребѐнка: за и против // Вопросы психологии.- 2015.- № 3.- С.14-18.

Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребѐнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. – 2015.- № 3.- C.16-37.

Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов.- М. : Институт практической психологии, 2015. – 264 с.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 2015. – 456 с.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Текст опросника

Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

1 Я всегда сочувствую своему ребенку.

2 Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3 Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4 Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5 Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6 Я уважаю своего ребенка.

7 Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8 Мой ребенок часто мне неприятен.

9 Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10 Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11 По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12 Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13 Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.

14 Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15 Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16 Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17 Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18 При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19 Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20 Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21 Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22 К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23 Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24 Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.

25 Я жалею своего ребенка.

26 Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

27 Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28 Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.

29 Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30 Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31 Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.

32 Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33 При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34 Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35 Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36 Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37 Я всегда считаюсь с ребенком.

38 Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39 Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

40 Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41 Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42 Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43 Я разделяю увлечения моего ребенка.

44 Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45 Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46 Мой ребенок часто меня раздражает.

47 Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.

48 Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49 Я не доверяю своему ребенку.

50 За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51 Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52 В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53 Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54 Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и

если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.

55 Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56 Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57 Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58 Я восхищаюсь своим ребенком.

59 Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60 Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

 

61 Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.