Из опыта работы:
«Педагог - организатор в учреждении дополнительного образования:
задачи, навыки, обязанности».
Автор:
педагог – организатор
Строкина Наталья Николаевна
Моя должность в МБУ ДО физкультурно – спортивной направленности «Озёры» - это педагог – организатор, где я отвечаю за внеурочную работу, дополнительное развитие детей, их воспитание и досуг.
Чем занимаюсь?
Задачи моей должности как педагога - организатора обширны.
Они включают в себя подготовку различных спортивно – массовых и физкультурно – оздоровительных мероприятий внутри нашей организации, дней открытых дверей,
мастер – классов и др. Помимо этого, в сферу моей деятельности входит аналогичная работа на городском, региональном уровнях.
Специфика работы педагога-организатора
Моя должность педагога – организатора отличается разнообразием предполагаемой деятельности. Она может заключаться во взаимодействии с несовершеннолетними и молодёжью. Круг компетенций достаточно широкий.
В мои обязанности может включаться организация и проведение мероприятий по физкультурно – спортивному направлению. Человек, занимающий эту должность, оказывает помощь тренерам – преподавателям в области методики, воспитания или организации спортивной, соревновательной деятельности.
Эта должность в первую очередь необходима в тех образовательных организациях, в которых существует развитая система дополнительного образования, подразумевающая большое количество педагогического персонала.
Первоочередной круг моих обязанностей как педагога – организатора подразумевает следующие виды работ:
Организаторская
отчётливо
осознавать предназначение своих функций,
уметь определять приоритетные цели,
создать нужную обстановку,
найти способы и средства для их достижения;
уметь погрузить
воспитанников
в деятельность, стимулировать их участие в определении планов деятельности;
продумывать варианты содержания работы с детьми, способы обеспечить её промежуточные и итоговые результаты;
создавать условия для определения средств, с помощью которых будет достигнута цель;
добиваться охотного и свободного включения детей в деятельность;
владеть базой организации коллективно-творческой деятельности, имеющей социальное значение;
стимулировать инициативу
и самостоятельность
обучающихся
.
Воспитательная, для осуществления которой необходимо уметь:
проводить грамотный анализ ситуации с учётом общих целей и задач учреждения;
прогнозировать воспитательные результаты осуществляемых действий;
создавать условия для раскрытия потенциала и способностей каждого члена организации;
способствовать готовности
об
уча
ю
щихся к различным жизненным ситуациям и создание их ценностной базы для принятия решений;
обеспечивать возможность участия каждого в личностно и общественно значимой деятельности;
создавать атмосферу сотрудничества педагогов и обучающихся с приоритетом защиты интересов последних;
регулировать общение, обеспечивать доброжелательную среду, атмосферу доверия и взаимопонимания.
Представительская, к которой относится:
организация плодотворного взаимодействия с
другими учреждениями;
Установив эти функции, можно определить основные задачи педагога - организатора запланировать способы их достижения.
Достоинства профессии:
Работа педагога – организатора творческая и интересная, особенно в случае поддержки внеучебной деятельности детей и подростков со стороны руководства организации.
Можно встретить талантливых обучающихся, поддержать их стремления и помочь в развитии способностей. В свою очередь, такие ребята могут стать настоящими помощниками в творческих делах.
Участие в значимых для нашей организации делах не только оказывает развивающий и воспитательный эффект, но и поднимает статус некоторых членов детского коллектива, так как ребята с уважением относятся к тем, кто обладает интересными умениями. Дети, неуспешные в учёбе, или ребята из социально неблагополучных семей благодаря достижениям в спорте перестают ощущать себя неудачниками и могут преодолеть предвзятое отношение со стороны.
Радостные моменты, которыми наполнена моя работа, помогают избежать профессионального выгорания.
Качества и навыки педагога-организатора
Чтобы быть успешным в деятельности, я должна мастерски использовать свой опыт, следить за изменениями тенденций в педагогике и обладать рядом определённых личных качеств.
В первую очередь, необходимыми являются знание педагогики и детской психологии. На этой базе строится моя работа с детьми, без этого она не может быть результативной.
Эти навыки помогают сделать мою работу эффективной.
Педагогические способности
Кроме изучения теоретических основ, необходим опыт педагогической практики. Если его недостаёт, помогут педагогические способности. Они имеются у большой части людей, но нуждаются в развитии. Специалист, у которого эти способности есть, успешно ведёт коллективную работу с детьми, при этом использует и индивидуальный подход к обучающимся.
В педагогические способности входят организаторские навыки, профессиональная наблюдательность, творческое мышление. Всё это позволяет мне анализировать деятельность, обобщать полученную информацию и составлять методические разработки для дальнейшей работы.
Умение выступать на публику
Специфика работы педагога-организатора в том, что мне приходится регулярно проводить спортивные мероприятия, конкурсы, линейки, концерты, игры, митинги и многие другие мероприятия. Часто бывает необходимо выступать на педсоветах, семинарах, родительских собраниях. Для всего этого нужно обладать навыками самопрезентации, то есть уметь подать себя с нужной стороны. Необходимо уметь выстраивать выступление, интересно и доходчиво преподносить информацию.
При этом недопустимы стеснение, тихая и невнятная речь, так как это приведёт к потере интереса аудитории и не соответствует лидерской позиции, которая должна быть присуща человеку этой профессии.
Творческое мышление
Опытный и профессиональный педагог-организатор свободно чувствует себя в круговороте бесконечных проектов, конкурсов и сценариев. Профессионал параллельно работает над разработкой нескольких идей, успевая реагировать на постоянно меняющиеся события, для него такой темп жизни является нормой.
В таком ритме может существовать только творческий человек, способный быстро генерировать идеи, для которого написание сценария для очередного мероприятия является интересным творческим вызовом.
Готовность к условиям многозадачности
Моя деятельность педагога - организатора многообразна. Хотя многие события цикличны и ряд мероприятий повторяются из года в год, инициативный и творческий человек сделает их уникальными. Если браться за дело с азартом и подключать долю перфекционизма, даже не очень интересные проекты превратятся в увлекательные действия.
При этом моя работа ведётся параллельно над несколькими делами, в одно и то же время может идти подготовка к концерту, участие в конкурсе, соревновании и т.д.
Естественно, к такому ритму готов не любой человек.
Педагогический такт
О профессиональном выгорании, свойственном работникам учреждения, слышали, наверное, все. Высокий уровень стресса вызывает общение с некоторыми воспитанниками и родителями. Дети порой непредсказуемы, склонны к манипуляциям, могут вести себя вызывающе и провоцировать взрослого на эмоции.
При этом педагог не может позволить себе непрофессиональную реакцию, крик, оскорбление или применение физического воздействия на ребёнка. Его нельзя удалить из помещения, так как во время занятия руководитель отвечает за жизнь и здоровье каждого ученика. Не может выйти и сам взрослый, оставив без присмотра группу детей. Необходимо контролировать свои эмоции, использовать педагогический такт и находить профессиональные решения конфликта.
Знание и применение в деятельности возрастной психологии
Чтобы понимать детей, этому нужно учиться. Имея нужные знания, профессионал сможет вовремя заметить намечающуюся проблему, помочь ребёнку в непростых обстоятельствах, установить диалог с родителями, оказав им помощь в воспитании.
Самой большой опасностью при выполнении обязанностей педагога - организатора является профессиональное выгорание. Чаще с этим сталкиваются специалисты, переживающие за статус образовательной организации и считающие своей целью первые места в рейтинговых мероприятиях. Вынести груз ответственности поможет ряд личных качеств.
В педагогической деятельности нужны внимательность, ответственность, энергичность, способность к самоанализу. Но есть и другие качества, способствующие хорошей работе педагога – организатора.
Общительность. Деятельность этого специалиста заключается во взаимодействии с множеством людей, которых нужно заинтересовать в своих идеях и включить в совместную деятельность. Коммуникабельность поможет донести свои идеи до собеседника, прийти к согласию, вдохновить окружающих.
Открытость. Искреннему и честному человеку дети легко доверяются и охотно поддерживают его идеи. При работе с ними закрытость и отчуждённость являются очень большой помехой.
Отзывчивость. Каждый ребёнок испытывает как радости, так и трудности. Даже когда дети скрывают проблемы, им необходимо поделиться этим грузом. Эту потребность может увидеть опытный педагог. Важно проявить участие и человечность, эти качества очень важны.
Уверенность в себе. Это качество необходимо для того, чтобы увлечь за собой людей, тем более большую группу детей. Кроме того, уверенность в себе помогает отстоять свою точку зрения.
Нужными качествами также можно назвать уравновешенность, чувство юмора, любознательность.