Ахмедьянова Д.П.

Синозорцева В.В.

МАДОУ «Детский сад № 85»,г.Стерлитамак

Из опыта работы: современные технологии по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

В настоящее время актуальность проблем, связанных с нравственно- патриотическим воспитанием детей, приобретает чрезвычайную значимость.

Современные дети мало знают о родном городе, республике, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.

В связи с этим становится очевидной потребность в создании новых моделей организации работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей, поиске инновационных подходов и технологий.

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, республике. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые и эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства».

При планировании работы по патриотическому воспитанию мы ориентируемся на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Приобщение детей к культурно – историческому наследию родного края невозможно без предметно - развивающей среды. Мы в своей группе старались создать такие условия для детей, которые помогли бы лучше узнавать историю родного края, получать больше информации о природе, природных богатствах, литературе, народных играх. Нами накоплен большой материал о писателях композиторах, героях, выдающихся людях, прославивших нашу республику и наш город Стерлитамак. В группе имеется многофункциональное панно: «Знатоки родного края» с кармашками наполнителями, позволяющее детям расширить свои представления о растениях, животных, реках, озерах, природных богатствах родного края.

Для дополнительного образования по нравственно – патриотическому воспитанию мы разработали программу «Мы знатоки родного края». Данная программа предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск его участников. И реализация данной программы в практике дошкольного воспитания позволит разработать целостную систему нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Работа с детьми построена в рамках блоков взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.

Программа составлена с использованием разнообразных методов и приемов патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника ( эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.

При разработке программы использовались наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, проекты, игры – путешествия, драматизация, побуждающие людей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). Приветствуется использование современных информационных технологий, мультимедиа издания, видеофильмов, презентаций. В рамках программы предусмотрены различные проекты для всех участников образовательных отношений.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Это способствует развитию у детей представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, личном мире ( индивидуальность) каждого ребенка.

Разработанная нами программа предусматривает тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Мы ориентируем родителей на организацию совместных прогулок по районам города и за его пределами с целью знакомства с объектами природы родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность. Помогаем родителям планировать выходные дни ( прогулки, чтение, беседа), обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование у малышей позитивного поведения к природе. Рекомендуем родителям для домашнего чтения произведения местных поэтов и писателей, раскрывающие детям богатство природы родного края ( стихи, загадки, сказки и пр.) Привлекаем родителей к подготовке и проведению совместных праздников и развлечений: «Сабантуй», «Масленица», «Сорокина каша». Без родителей не проходит экскурсии по микрорайону, городу, краеведческий музей. Наши родители активно участвуют в акциях: « Покормите птиц зимой», «Берегите елочку», «Берегите первоцвет».

Главная цель программы состоит в том, чтобы посеять в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре республики, города, созданной трудами родных и близких людей. Мы думаем, что грамотно сформулированные задачи, принципы реализации программы, в том числе комплексно – тематическое планирование, особенности организации взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, другой практический материал дадут свои результаты

Литература

Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005

Соболева И. Любить малую родину. Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54

Гасанова Н.Г. « Я Родину свою хочу познать» Издательство БИРО Уфа

2007

Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание) УЦ Перспектива – М., 2011

Веракса Н.Е. Проект

ная деятельность дошкольников, (

текст): пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008. – 112

с

.