Эссе
«Женщина в православной церкви»
Выполнила: Перетятько С.В.
Учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2024 год
Содержание.
1. Роль женщины в православном христианстве. 3
2. Служение женщин в Православной Церкви. 5
Заключение. 8
Список литературы. 9
Введение.
В современном мире женщины играют все более возрастающую роль, оказывая значительное влияние на трансформацию общественных норм и ценностей: «Женщина наших дней – это активный, инициативный, независимый субъект деятельности. Иными словами, сегодня в обществе мы наблюдаем активный процесс феминизации»1. То есть именно женщины задают тренды – как в стиле жизни, так и в формировании морали.
Тренды могут быть и позитивными (например, экологический, здоровый образ жизни) и негативными (культура сверхпотребления). При этом тренды постоянно меняются и в их разнообразии зачастую не хватает духовной устойчивости.
На этом фоне, все больше людей задаются вопросом о том, каким образом женщина позиционируется в церковных и общественных структурах.
Сложившаяся ситуация требует более глубокого анализа и просвещения, чтобы дать четкий ответ на вопрос о положении женщины в церковных и общественных структурах.
1. Роль женщины в православном христианстве.
В светском сообществе часто обсуждается тема возможной дискриминации женщин в Православной Церкви и их ограниченной роли, недостатке самостоятельности и свободы в принятии решений. Этот стереотип имеет свои корни в Ветхом Завете. Согласно Библии (Ветхий Завет), женщина была сотворена по образу и подобию Божию, так же как и мужчина, но важно помнить, что Адам был первым сотворенным и ему было дано право давать имена всему на свете, включая и Еву: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа[своего]»2.
Таким образом, давая имя своей жене, полагалось, что Адам получает и власть над ней. А это влияло на структуру и отношения в их обществе, устанавливая иерархию и власть на основе того, кто кому дает имя.
Однако стоит взглянуть на новозаветную историю, чтобы увидеть, что роль женщин в христианстве стала более значительной. Дева Мария была избрана стать Матерью Бога, а первыми, кто узнали о Воскресении Христа, были женщины-мироносицы. Эти примеры показывают, что святость для женщин в христианстве перестала быть ограничена условиями общества, а зависит от их личного стремления проживать жизнь, угодную Богу.
Огромное значение в трансформации отношения к женщине имеет пример Иисуса, который нарушил установленные обществом нормы и свободно общался с женщинами, игнорируя предвзятость и предрассудки. Он не просто принимал их, но и взаимодействовал с ними наравне с мужчинами, не оглядываясь на общественное мнение.
Интересно, каким образом Иисус подошел к самарянке, выбрав время, когда она пришла к колодцу в жаркий день, а не утром, как большинство женщин. Это действие самарянки говорит о ее стремлении избегать встречи со своими согражданами, которые осуждали ее за ее образ жизни.
Иисус же, далекий от осуждения, принимает самарянку такой, какая она есть, и даже просит ее о воде, переломив шаблон общения между мужчиной и женщиной в то время.
Самарянка у колодца не только обрела Бога, но и обрела новое призвание – проповедница Благой вести.
Это событие стало непревзойденным примером того, как Иисус Христос менял устои и нормы, проповедуя равенство и уважение к каждому человеку. Глубокое отношение Иисуса к самарянке открыло новые горизонты в понимании Божьей любви и милости.
Христианский брак в православии считается особым богоустановленным Таинством, где женщина и мужчина призваны сосуществовать гармонично, отражая образ Святой Троицы. В этой связи, важной стороной брака является духовная поддержка и помощь, которую женщина предоставляет своему мужу. Согласно учению Церкви, жена должна любить своего мужа, подобно тому, как Церковь любит Христа.
Именно в христианстве утверждается равенство мужчины и женщины как образов Божьих: «святые отцы ранней Церкви, поучая бывших язычников, <…>, неоднократно повторяли истину из Священного Писания о том, что «женщина есть образ Божий, как и мужчина, оба пола равноценны»3.
В совершенном христианском браке видится восстановление идеала равенства, который был потерян после грехопадения. Таким образом, брак в православной традиции призван не только соединять две души в любви и уважении, но и служить своего рода символом духовной единства.
Назначение женщины в семейной жизни, согласно христианскому учению, заключается не только в поддержке мужа, но и в том, чтобы вместе с ним стремиться к духовному совершенству и росту в вере. В идеале, брак в православии является не только союзом двух людей, но и возможностью для духовного роста и преодоления различий в паре.
2. Служение женщин в Православной Церкви.
С условиях глобализации, все больше христианских конфессий привлекают женщин к священнослужению.
Женщины начали занимать священные должности в различных христианских конфессиях сравнительно недавно. Наиболее ранним примером стало рукоположение китаянки Флоренс Ли в священники в Англиканской церкви в Макао в 1944 году. Стремление к равенству в церковных общинах привело к тому, что первые пасторы-женщины в Великобритании появились только в 1994 году.
При этом дискуссия об этом вопросе началась гораздо раньше: «1978 г. становится в каком-то смысле переходным в истории Англиканской церкви в отношении женского служения»4.
Первая ординация женщин в лютеранские пасторы состоялась в Церкви Дании в 1948 году. Церковь Швеции тоже не осталась в стороне и в 1960 году рукоположила трех женщин на пасторское служение. Эти события символизировали смену традиционных представлений о роли женщин в церковных делах и открыли двери для новых возможностей и вызовов в христианской общине.
Для православных верующих важно понимать, что в условиях глобализации и эволюции экуменизма эта тема связана с перспективами и вызовами, которые непосредственно влияют на жизнь Церкви.
Однако в этом контексте вопрос женского священства в Русской Православной Церкви остается спекулятивным, не находя острого отклика в реальных потребностях церковной жизнию. Так это выражает профессор кафедры всеобщей истории, клирик храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе города Москвы. А.В. Постернак «Главная женская функция связана с семьей, рождением и воспитанием детей, помощью мужчине, что опять же нам известно из Ветхого Завета»5.
Тем не менее, женщины играют важную роль во время богослужения, принимая активное участие в различных аспектах церковной службы. Часто они не только певицы в церковном хоре, но и организаторы и руководители хоровых коллективов. Более того, при необходимости женщины могут заменить чтеца-мужчину и прочитать псалмы и другие молитвенные тексты, предусмотренные Уставом.
Велика роль женщин в миссионерской деятельности.
В XIX — начале XX вв. женщины играли все более активную и значимую роль в миссионерской деятельности и работе общественных православных организаций. Именно в этот период стала актуальной проблема поиска новых и эффективных форм участия женщин в миссионерстве. Одним из ключевых моментов стало признание важности материнской роли женщины в области христианского воспитания.
Женщины принимали участие не только в практической реализации миссионерской работы, но и в разработке стратегий и планировании мероприятий. Их вклад был неоценим для распространения христианства и пропаганды ценностей среди различных слоев общества.
Совместная деятельность женщин и мужчин в миссионерстве способствовала эмансипации и расширению возможностей участия женщин в церковной и общественной жизни. Именно благодаря женщинам-миссионерам многие новые аудитории стали вовлечены в церковные мероприятия и приняли христианскую веру.
Несмотря на то что, роль женщины в Православной Церкви ограничена, женщины играют важную роль в жизни Церкви, и это неизменно с течением времени. Они ограничиваются активным церковным и социальным служением в областях, которые особенно близки женскому сердцу, такие как забота о семье, детях и обществе. Церковь призывает своих дочерей не только следовать пути спасения, но и принимать участие в служении ближним, в проповеди Евангелия и в миссии.
Женщины также способны вносить значительный вклад в духовную жизнь общины и активно участвовать в миссионерской деятельности. Им предоставляется возможность не только повиноваться, но и проявлять инициативу и творческий подход к служению.
С учетом этих аспектов, можно сказать, что Церковь признает и ценит вклад женщин в свою благодатную жизнь и призывает их к активному участию жизни Церкви.
Заключение.
Женщины в Православной Церкви играют значимую роль, но ее понимание и восприятие с течением времени претерпевали изменения. Это можно увидеть уже на примере Ветхого и Нового Завета.
Стремление к равноправию между полами и обсуждение гендерных вопросов оказывают свое влияние на современные представления о роли женщин в Церкви.
С одной стороны, исторически Православная Церковь придавала женской роли в Церкви определенную значимость и ценила его. Ведущая роль Богородицы как Матери Божьей подчеркивает уникальность и почитание женского начала. Кроме того, женские монастыри имели важное значение для сохранения духовности и культуры Русской Церкви. Они были центрами образования, благотворительности и социальной активности, а также отражали духовную силу женщин.
Роль женщины в современной православной церкви проявляется в участии в работе миссионерских и социальных проектов. Множество женщин трудятся в благотворительных организациях, помогая нуждающимся и приносящие утешение и поддержку тем, кто нуждается в помощи и сочувствии.
С другой стороны, существует определенное ограничение на участие женщин в богослужении и чинопоследовании. Например, только мужчина может быть священником. Однако это не вызывает серьезной дискуссии. Скорее всего это связано с фокусом на других мировых проблемах – возрастании вооруженных конфликтов, утраты населением духовности и связи с Богом т.п.
Тем не менее, важно учитывать исторические традиции и современные вызовы, чтобы сформировать более сбалансированное представление о роли женщины в православном христианстве.
Список литературы.
Белокрылова, М. А., Лазарев, С. А. Феминизм как мировой коммерческий тренд [Текст] / М. А. Белокрылова, С. А. Лазарев // История и современное мировоззрение. — 2020. — № 4. — С. 43-49;
Бытие, глава 1 (Быт.1) на русском языке - Ветхий Завет - Синодальный перевод Библии
/ [
Электронный ресурс] // Православный портал «Азбука веры» : [сайт]. — URL: https://azbyka.ru/biblia/?Gen.1&r (дата обращения: 09.04.2024);
Женщины-священники: готова ли РПЦ к новой революции
/ [
Электронный ресурс] // РИА новости : [сайт]. — URL: https://ria.ru/20180307/1515895171.html (дата обращения: 10.04.2024);
Полетаева, Т. А. Женщина в исламе, иудаизме и ортодоксальном христианстве: богословские, социальные и феноменологические аспекты [Текст] / Т. А. Полетаева // Система ценностей современного общества. — 2011. — № 20. — С. 45-54;
Постернак
, А. В. Церковное служение женщин в Англиканской церкви по решениям
Ламбетских
конференций [Текст] / А. В.
Постернак
// Локус: люди, общество, культуры, смыслы. — 2013. — № 3. — С. 72-82.
Бытие, глава 1 (Быт.1) на русском языке - Ветхий Завет - Синодальный перевод Библии / [Электронный ресурс] // Православный портал «Азбука веры» : [сайт]. — URL: https://azbyka.ru/biblia/?Gen.1&r (дата обращения: 09.04.2024).
Полетаева, Т. А. Женщина в исламе, иудаизме и ортодоксальном христианстве: богословские, социальные и феноменологические аспекты [Текст] / Т. А. Полетаева // Система ценностей современного общества. — 2011. — № 20. — С. 46
Постернак, А. В. Церковное служение женщин в Англиканской церкви по решениям Ламбетских конференций [Текст] / А. В. Постернак // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. — 2013. — № 3. — С. 79
Женщины-священники: готова ли РПЦ к новой революции / [Электронный ресурс] // РИА новости : [сайт]. — URL: https://ria.ru/20180307/1515895171.html (дата обращения: 10.04.2024).
Белокрылова, М. А., Лазарев, С. А. Феминизм как мировой коммерческий тренд [Текст] / М. А. Белокрылова, С. А. Лазарев // История и современное мировоззрение. — 2020. — № 4. — С. 44