Богатова Л.К.
Педагог-психолог
МАДОУ № 21 ?Кораблик?
г. Южно – Сахалинск. 
Тренинговое занятие с воспитателями (родителями)
Жизненные ценности
Задачи тренинга:
Познакомить участников с понятиями ?ценности? и выявить специфику жизненных ценностей;
Сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни вообще;
Сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между нашими поколениями.
Необходимый материал:
Музыка спокойная, под которую можно думать и писать;
Доска;
Вырезанные изображения ромашки по количеству участников;
Фломастеры (6-12 цветов) – желательно каждому участнику;
Карточки для упражнения ?Конфликт ценностей?.
План занятия
Упражнение на разогрев ?Делим по признаку?10 мин.
Основная часть
Упражнение ?Ромашка?30 мин.
Обсуждение ценностей15 мин.
Упражнение ?Клиника по пересадке органов?20 мин.
Упражнение ?Конфликт ценностей?20 мин.
Рефлексия занятия5-10мин.

Ход занятия:
Упражнение на разогрев ?Делим по признаку?
Один участник выходит за дверь, группа тем временем договаривается о том, по какому признаку она делится и расходится на две подгруппы (например, те у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача вошедшего – угадать, по какому признаку группа разбита на две части. При желании упражнение можно повторить несколько раз. 
Анализ упражнения:
Трудно ли было угадывать?
Какие признаки было угадывать легко? Какие – сложнее? Почему?
Упражнение ?Ромашка?
Это упражнение направлено на осознание участниками всего, для них ценно, оно помогает ответить на вопросы: без чего мы не можем себя помыслить? Что для нас по-настоящему важно и значимо?
Каждому участнику выдается по изображению ромашки и по одному набору фломастеров (цветных карандашей).
Инструкция – 1:
- На сердцевине этой ромашки напишите ?Я?. Основная задача –сделать надписи на лепестках. На каждом из лепестков вы должны ответить на вопросы (сколько лепестков – столько и ответов).
Желательно эти вопросы написать на доске:
?Без чего я не был бы я??
?Что мне особенно дорого, ценно и важно в жизни??
?Без чего я себя не представляю??
- Напишите каждый свой ответ на отдельном лепестке. После того как напишете, можете украсить свою ромашку. (5-10 мин.)
В это время можно включить спокойную музыку, желательно без слов. 
Инструкция – 2:
- Сядьте, пожалуйста, в круг. Вы должны будете аккуратно оторвать от своей ромашки лепесток со словами: ?Я самодостаточная личность, поэтому смогу потерять и/или обойтись без…, и вы произносите то, что написано на одном из лепестков. Затем отрываете его. Например, ?Я самодостаточная личность, поэтому смогу обойтись без Интернета?. Отрывая лепесток, вы должны представлять себе, как вы на самом деле теряете то, что написано на лепестке. Отнеситесь к этому упражнению серьёзно, с полной ответственностью и отдачей. Лепесток, который вы оторвали, мы бросаем в центр нашего круга.
Ведущий так же участвует в этом упражнении.
Анализ упражнения:
Каково вам было раз за разом, отрывать от ромашки лепестки, расставаться с тем, что для вас ценно?
Что вы сейчас чувствуете?
Как вам без всего того, что вам дорого?
Что же вам так не хотелось от себя отрывать?
Обсуждение ценностей
- В центре нашего круга – наши ценности. Давайте проранжируем ценности, т.е. разложим их в порядке значимости. 
Упражнение ?Клиника по пересадке органов?
В этом упражнении нет правильных или неправильных ответов. В нем важен сам процесс поиска решения, рефлексия участников по поводу ценностей – индивидуальных и существующих  в обществе.
- Представьте себе, что все вы являетесь хирургами. У вас в отделении лежат четыре пациента:
Старый профессор, разрабатывающий вакцину против рака. Его работа уже близка к завершению;
Шестнадцатилетняя беременная девушка-сирота;
Мать двух детей, муж которой недавно погиб в автокатастрофе;
Известный актёр.
Всем им необходима пересадка почки. Без этой операции они погибнут. Но сейчас в клинику доставлена только одна почка, и неизвестно, когда появится возможность получить следующую. Вам нужно за 10 минут решить – кому из пациентов операция необходима в первую очередь, иначе почка испортится и к пересадке будет не годна. Тогда её не получит никто.
Важные правила:
Нельзя принимать решение голосованием;
С групповым решением должен согласиться каждый из участников;
Нельзя оставаться в стороне от обсуждения;
Каждый должен в ходе дискуссии высказать своё мнение.
Анализ упражнения:
Почему вы отдали предпочтение именно этому пациенту?
Какая разделяемая вами ценность стоит за этим выбором?
Какие ценности стояли за отвергнутыми вами вариантами?
Как вам кажется, кому бы врачи отдали почку в нашем обществе?
Вы заметили такой факт, что большинство наших ценностей являются социально одобряемыми. Почему, как вам кажется?
А не потому ли, что они образовались из общественных ценностей? Может, общество на самом деле не такое плохое, как вам кажется?

Упражнение ?Конфликт ценностей?
Необходимо разбить группу на 2-4 подгруппы. 
- Вы разбились на команды. Сейчас каждая команда получит задание. Ваша задача – придумать и разыграть коротенькую сценку о том, как проявляется конфликт ценностей взрослых и детей. На обдумывание вам дается 5 минут, на подготовку сценки – 7 минут, а на её проигрывание – 3 минуты. Подходите за карточками с заданиями.
Карточки для подгрупп:
Отец хочет, чтобы сын уделял больше времени учёбе, т.к. в следующем году поступать в вуз. А сын, между тем, тратит много времени на общение с друзьями: ходит гулять, приводит друзей домой.
Родители считают, что ?девушку украшает скромность?, а их дочь одевается ?сексуально? и пользуется косметикой.
Родители и дедушки – бабушки хотят, чтобы их сын и внук поступал на юридический факультет. Сын хочет быть музыкантом, все вечера он проводит на репетициях своей начинающей рок-группы. 
Соседи жалуются родителям подростков на то, что те шумят поздно вечером под их окнами. Подростки не считают, что они в чем-то виноваты.
После показа каждой сценки благодарим группу аплодисменты.
Анализ упражнения:
Вопросы подгруппам, которые смотрели сценку:
Какая ценность лежала в основе поведения взрослых?
А какая – в основе поведения подростков?
В чем выражался конфликт ценностей в сценке, которую вы видели?
Вопросы подгруппе, которая показывала сценку:
Что вы хотели показать этой сценкой?
Согласны ли вы с мнением ?зрителей??
Конфликт каких ценностей вы хотели изобразить?
Вопросы ко всем:
Сталкивались вы с подобными ситуациями в вашей жизни?
Приведите свои примеры ситуаций, в которых конфликтуют ценности детей и взрослых? 
Рефлексия занятия
- Что запомнилось на занятии?
- Что нового вы узнали?
- Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?

ВСЕМ СПАСИБО!