Статья
Баляницына Л. Н.
Подростковая тревожность как феномен требует особенно пристального внимания на современном этапе развития общества, так как в геометрической прогрессии растет количество юных и молодых людей, подверженных этому явлению.
Анализ научно – психологической, педагогической и другой литературы показывает, что в науке имеются работы о подростковой тревожности [В. М. Астапова, А. Н. Гасилиной, Н. В. Дубровинской, Л. М. Костиной, С. А. Кулакова, Е. Е. Малковой, С. А. Озерской , А. М. Прихожан, Л. С. Чутко, Ч. Спилбергера и др. авторов], но в них не рассматриваются структурные проявления тревожности в условиях подростково – молодежных клубов.
Имеются программы психологического сопровождения подростков в состоянии тревожности, но в них не учитываются средовые возможности клубного пространства. А ведь клубы, не являясь по своему статусу обязательными учреждениями, по сути своей представляют уникальную среду, предоставляющую возможность полноценной социализации и адаптации подрастающего поколения уже в силу хотя бы того, что избираются подростками на добровольных началах и по своей инициативе.
Большинство известных исследований проводились на базе различных ГБОУ, однако в свободное от учебы время школьники – подростки приходят в клубы со своими проблемами, требующими разрешения.
По итогам проведенных исследований у 15 - 20 % детей и подростков наблюдаются проявления различных тревожных расстройств, а, по мнению А. Г. Головиной, эта цифра гораздо выше и лишь незначительное количество детей с расстройствами, достигающими клинического уровня, получают медицинскую помощь, причем интервал между возникновением симптома и обращением к специалисту иногда очень велик [5].
При этом в двух случаях из пяти отмечаются тревога и депрессия; еще в двух случаях – нарушения поведения и внимания, и лишь в одном – встречается сочетание эмоциональных и поведенческих расстройств. В переходном возрасте повышается частота депрессивных состояний, суицидальных попыток и завершенных суицидов [4].
На повестке дня возникает еще один вопрос – профилактика.
Учитывая достаточно высокий показатель тревожных подростков, на наш взгляд, важным вопросом является изучение причин и проявлений тревоги у современных подростков, находящихся в условиях различных социальных контактов.
В силу выявленных противоречий и актуальности вопроса, темой нашего исследования выбрана следующая: «Психологическое сопровождение подростков с тревожными состояниями в условиях социального пространства подростково – молодежного клуба».
В качестве объекта изучались тревожные состояния у подростков, возникающие в условиях социального пространства подросткового клуба, с целью разработки и апробирования программы психологического сопровождения, так как проведенный анализ свыше ста сайтов, выявил чрезвычайную недостаточность адаптивных программ именно для старшего подросткового возраста.
Исследование проводилось в несколько этапов. На первом пилотажном этапе были выявлены взаимосвязи структурных проявлений тревожности с установками у подростков. Наиболее сильные взаимосвязи (при p <0,001) прослеживаются между: общей тревожностью и отношением к будущему, тревожностью в отношениях с учителями и подчинением, тревожностью в отношениях с родителями, тревожностью в связи с оценкой окружающих.
Полученные и обработанные данные легли в основу разработки программы психологического сопровождения «Найти ключ к себе», с целью реализации ее в работе с экспериментальной группой в условиях подростково – молодежного клуба, что явилось следующим, основным этапом в работе. В процессе работы был получен определенный результат.
Статистически значимые различия выявились по всем шкалам структурных проявлений тревожности, в частности: снижение общей тревожности – в 2,3 раза; тревожности в отношениях со сверстниками – в 1,8 раза; тревожность в связи с оценкой окружающих – в 2 раза; тревожность во взаимоотношениях с учителями – в 2,4 раза; тревожность во взаимоотношениях с родителями – в 1,4 раза; тревожность в обучении – в 1,9 раза; тревожность самовыражения – в 2,2 раза ;тревожность в условиях проверки знаний – в 2,9 раза; снижение психической активности – в 1,9 раза; повышение вегетативной реактивности – в 2,2 раза.
Можно сказать, что «тревожность является индикатором напряжения адаптационных механизмов и в своей структуре отражает наиболее значимые сферы психологических отношений формирующейся личности на разных этапах ее психического онтогенеза. Выраженные изменения уровня тревожности в сторону усиления или ослабления являются неблагоприятными признаками нарушения психического развития (дизонтогенеза) и могут свидетельствовать о регистре развивающихся психических расстройств» [3].
Анализируя существующие теоретические и научно – практические работы по вопросу психологического сопровождения, мы приходим к выводу, что проблема тревоги и тревожности подростков, посещающих социальное пространство клуба, мало изучена - практически является неизученной.
В силу значительного количества детей и подростков с наблюдающейся тревожной симптоматикой, актуальным в настоящее время является своевременное выявление нарушений психического здоровья у детей, разработка профилактических и коррекционных программ [1, 2].
Таким образом, изучение функций тревоги и тревожности, оказывающих непосредственное влияние на психическое состояние индивида, а соответственно, его социализацию и общее развитие личности, можно и должно, в силу их особой значимости, отнести к важной группе исследований.
Литература
1. Кулаков С. А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. – СПб.: Речь, 2004. – 464 с.
2. Малкова Е. Е. Динамика связанных с полом проявлений тревожности у подростков с психическими расстройствами психотического уровня // Вестник ЮУрГУ. – 2012. - № 6. – С. 80 -89.
3. Малкова Е. Е. Тревожность и развитие личности в норме и при патологии. Автореферат.
4. Чермянин С. В. , В. А. Корзунин, В. В. Юсупов. Диагностика нервно – психической неустойчивости в клинической психологии. СПб.: Речь, 2010. -190 с.
5. Чутко Л. С. Неврозы у детей /Л. С, Чутко.- М.: МЕДпресс – информ. 2016. - 224 с.