УДК

Л.А. Прыткова

К вопросу о развитии восприятия на уроке музыки (из опыта работы)

Аннотация: статья адресована учителю музыки, основана на изучении принципов программы по музыке Д.Б. Кабалевского для общеобразовательной школы, раскрывает специфику педагогического творчества учителя музыки, особенности восприятия музыки детьми в практике школьных занятий.

Ключевые слова: восприятие эстетическое (художественное), личностно – ориентированная модель, музыкальный слух.

Стремительно мчится время. Всё меняется вокруг: мир, общество, люди, взгляды…Но есть некие константы, которые несмотря на все нововведения, инновации, во многом определяют направление и содержание профессиональной деятельности многих учителей музыки. Такой идейной опорой служит музыкально – педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, появившаяся в 70 – е годы XX века в СССР и направленная на «воспитание не музыканта, а прежде всего воспитание человека».

На современном этапе можно так сформулировать три основные задачи концепции:

– целостно – личностное развитие человека средствами искусства;

– новое понимание предмета; центр урока – ребёнок (его чувства, мысли, отношение к музыке, жизни)

– урок музыки – урок- человековедение [3, c.5].

Музыка – источник и способ развития ребёнка, «почва, на которой может произрастать духовное, нравственно – эстетическое, творческое совершенствование ребёнка» [2, c.15]. Педагоги – музыканты признавали и признают значимость музыки в воздействии на человека, особенно в период его интенсивного развития и становления как личности.

Современный подход к преподаванию музыки в школе базируется на личностно – ориентированной модели взаимодействия учителя и учащихся.

Цели личностно – ориентированной модели:

Содействие в становлении ребёнка как личности

Знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.

«Не над, а рядом, вместе»

Задачи:

Форми

р

ование начал личности.

Развитие индивидуальности ребёнка.

Развитие доверия ребёнка к миру, чувство радости существования.

Сохранение физического и психического здоровья.

Способы общения с учащимися в личностно – ориентированной модели:

- умение стоять на позиции ребёнка данного возраста.

- считаться с его точкой зрения, чувствами, эмоциями.

Личностно – ориентированная конечная цель уроков музыки в общеобразовательной школе – «…ввести детей и подростков в мир большой серьёзной музыки, оказав благотворное воздействие на формирование их личности (ибо, если воспользоваться формулировкой Д.Б. Кабалевского, перефразировавшего слова Н.Г. Чернышевского, «прекрасное пробуждает доброе»)» [1, c.29]

Восприятие эстетическое (художественное) – вид эстетической деятельности, выражающееся в целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием [7, c.49]. Значение восприятия музыки в развитии личности Д. Б. Кабалевский отмечал: «Прочувствованное, продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что активизируется духовный мир учащихся, их чувства и мысли» [3, c.14]

«Восприятие – усвоение – переработка – развитие – новое созидание» – такова примерно «прогрессия» звеньев психологического роста, от первого прикосновения человека к искусству до формирования из того же человека художественно просвещённой личности и в особо благоприятных условиях - самостоятельного творца, художника…» [6, c.9]. Восприятие музыки должно быть ориентировано на развитие творческих навыков ребёнка, умения сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Согласно учебному плану, на урок музыки отводится 1 час в неделю, что предъявляет определённые требования к учителю в процессе обучения восприятию музыки, а именно:

- избегать суеты, калейдоскопичности в смене музыкального материала;

- предусматривать возможность повторения наиболее важных с точки зрения усвоения темы произведений, представляющих наибольшую дидактическую и художественную ценность;

- чётко представлять значимость (место и функцию) отобранных музыкальных произведений на каждом этапе обучения (в контексте данного урока, четверти, года).

Восприятие музыки охватывает все виды деятельности учащихся: пение, слушание, пластическое интонирование, игра на музыкальных инструментах, импровизации. Поэтому идеальной является та драматургия урока, где все элементы связаны темой, музыкальным материалом, само чередование которого раскрывает тему лучше, чем слова. Расположить материал так, чтобы обеспечить кульминационную точку на уроке, и через музыкальный материал выйти на обобщение – вот главная задача учителя.

Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности уроков [3, c.11]

Планируя урок, стремлюсь организовать работу детей, главный вопрос: «Что будут делать дети?» Прежде всего продумываю вопросы к классу, выделяю главную проблему урока, ставлю её перед детьми. Каждый этап урока связан с главной проблемой и может стать основным пунктом для беседы, включая детей в напряжённую интеллектуальную деятельность на уроке.

Предлагаю самостоятельную работу по сравнению музыкальных произведений: найти общее, различия, сравнить интонации, лад, темп, ритм. В процессе обсуждения, учащиеся в ходе проблемно – поисковой ситуации приходят к истине – так реализуется эвристический метод познания. У детей формируется умение анализировать, обобщать, т.е. развиваются мыслительные операции. При этом, вслушиваясь в музыкальную ткань, учитель только направляет учеников деликатно и осторожно.

В 7 – 8 классах, в силу возрастных психологических особенностей, учащиеся стесняются высказывать вслух свои мысли о музыке, поэтому в качестве эмоционального отклика на музыку, предлагаются письменные работы на 5 – 7 минут – сочинения на тему: «О чём я думаю и что я чувствую, слушая…?»; «Если бы я был композитором…»

 

На уроках провожу дидактические музыкальные игры на определение:

- лада: мажор – «солнышко», минор – «крыша домика», используя пластику рук (2 класс)

- показ пульса, фраз, акцентов посредством пластического интонирования, игры на инструментах (1 – 4 классы)

- «лаборатория» композитора – сочинение мелодии на заданное «зерно» интонации (2 класс)

- четырёх ручье (1 – 4 классы)

- показ мелодии по пальцовке Г.В. Струве (1 – 2 классы)

- склад – полифония, гомофония (5 – 7 классы)

- стиль композитора (5 – 8 классы)

- музыкальный образ (6 – 8 классы)

- художественно – исторический стиль (7 – 8 классы)

Все задания обязательно оцениваются, причём, учащиеся оценивают себя сами в зависимости от результата.

Несколько слов о тестах. Тест – это проблемная задача. Тесты даю на определение стиля композитора, тембров певческих голосов и музыкальных инструментов, лада, формы и других средств выразительности. Тест может ставить 1 или 2 задачи, например: найти произведение И.С. Баха и определить склад музыки. Чтобы составить тест, необходимо соблюдать несколько правил:

составлять

тест по принципу контраста

произведения

подбирать одного жанра (симфония, концерт, вокальная музыка)

одинаковый

исполнительский состав (хор или оркестр, фортепиано

или скрипка во всех вопросах теста)

включать

знакомые произведения по прошлым годам обучения – это прекрасный метод повторения

представлять

композитора ярким, характерным для его творческой манеры, произведением

Музыка – искусство эмоционально образное. Для слушателя эмоциональная сторона музыки и её предметный первоисточник (природа, жизненные события) неразрывно связаны. В процессе восприятия музыки они предстают в единстве. Музыкальный слух – это художественная способность, которая обуславливает музыкальное восприятие [5, c.34].

Согласно музыкально – педагогической концепции Д.Б. Кабалевского эволюция музыкального слуха детей начинается с развития музыкального слуха в широком смысле слова и уже в его рамках воспитывается музыкальный слух в тесном смысле слова.

Развитие музыкального слуха в широком понимании проходит три этапа:

1 – й этап – вычленение выразительной роли звукового начала в «зрелищно – событийном» плане жизненного представления;

2 – й этап слышание музыкального языка, что раскрывается в «эмоционально – образном» восприятии целостной музыкальной ткани произведения и понимании особой роли мелодики;

3 – й этап – воссоздание жизненного прообраза музыкального сочинения как основы его художественной образности [5, c.34].

Каждый из этапов восприятия музыки можно охарактеризовать следующим образом:

Этап «ознакомление» - степень постижения структуры произведения:

- мотивы выделения отдельных фрагментов;

- характер отобранных фрагментов;

- объём выделенных фрагментов;

- постепенность увеличения объёма отобранных фрагментов в связи с повторным восприятием музыкального произведения.

Этап «просветление» - изменения в эмоционально – образном отклике на музыку:

- становление слушательского образа.

Этап «озарение» - становление слушательского образа. На этом этапе учителю необходимо учесть следующее:

- характер эмоционально – образного отклика на музыку;

- индивидуальные особенности восприятия музыки.

В результате возникает сотворчество и органическая потребность слушателей в многократности музыкального восприятия [4].

Критерии отслеживания развития восприятия музыки в процессе урока могут быть следующие:

- степень концентрации внимания в процессе слушания;

- размышление и воссоздание образа (устно и письменно);

- исполнение (вокально – хоровое, пластическое, ритмическое, ансамблевое).

Список источников и литературы:

1. Баренбойм Л.А. О музыкальном воспитании в СССР // Музыкальное воспитание в СССР М, 1978, вып № 1, с. 29 - 30

2. Горюнова Л.А. Развитие ребёнка как его жизнетворчество // Искусство в школе, 1993, №1

3. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, с. 5 18 // МО РФ Программы общеобразовательных учреждений Музыка. 1 – 8 классы. Рекомендовано МО РФ под руководством Д.Б. Кабалевского, 2-е издание, М: Просвещение, 2005, 224 с.

4. Остроменский В. Восприятие музыки как педагогическая проблема – Киев, 1975

5. Тарасов Г.С. Музыкальное восприятие школьников, с. 27 – 34 // Тарасов Г.С. Музыкальная психология с. 26 – 62 // Спутник учителя музыки /составитель Челышева Т.В. // Библиотека Учителя Музыки – М: Просвещение, 1993, 238 с.

6. Челышева Т.В. Благо, даруемое нам искусством, с. 8 – 13 // Музыкальная педагогика с. 5 – 24 // Спутник учителя музыки /составитель Челышева Т.В. // Библиотека Учителя Музыки – М: Просвещение, 1993, 238 с.

7. Эстетика: Словарь – М: 1989, с. 41

Сведения об авторе: Прыткова Лариса Александровна, учитель музыки МБОУ «СОШ № 45 г. Челябинска», учитель высшей категории, педагогический стаж – 40 лет.

Электронная почта: www.chajka1964@mail.ru