К вопросу об ансамблевом музицировании. Фокина В.Н., преподаватель по классу баяна МАУДО ?Детская музыкальная школа №1? г. Набережные Челны В век современных компьютерных и информационных технологий особенно актуальной на сегодняшний день становится проблема привлечения и в дальнейшем сохранения устойчивого интереса в обучении ребят на музыкальных инструментах. Перед преподавателями остро встаёт вопрос, как поддержать интерес учащегося к занятиям на инструменте и особенно у учащегося-подростка. Наряду с индивидуальным подходом к учащемуся, который является основополагающим в работе по специальности, современная педагогика в настоящее время уделяет пристальное внимание ансамблевому музицированию. Педагоги ищут и разрабатывают новые педагогические принципы, формы и методы работы, показывают и доказывают, что именно в ансамбле юный музыкант может наилучшим способом раскрыться, выразить себя. Потребность в ансамблевом музицировании чрезвычайно велика, именно в ансамбле легче преодолеваются те специфические трудности, с которыми учащийся сталкивается при игре соло. Уже давно многие преподаватели, обучающие детей на народных инструментах, стараются сразу на начальном этапе обучения вовлечь ребёнка в ансамблевое музицирование. Общепризнанно, что начальный период обучения оказывает большое влияние на последующее развитие ученика. Учитывая сложность инструмента, особенности конструкции клавиатур и расположения не ней клавиш, ученик на начальном этапе обучения конечно же не может сыграть двумя руками какую-либо пьесу и услышать её звучание в целом. Играя с преподавателем в дуэте, ему такая возможность представляется. Ученик к такому виду работы относится с особенным интересом, а следовательно вообще к работе на инструменте. Поддерживать интерес в занятиях музыкой важно и нужно на протяжении всего периода обучения учащегося, и особенно в подростковом возрасте, когда влияние на него оказывает (в большей степени) окружающая среда. Наблюдения показали, что на занятиях ансамблем с детьми более старшего возраста не все способны оперативно сосредоточиться в работе, т.к. ощущается некоторая разница в степени профессиональной подготовки каждого. Поэтому преподавателю в первую очередь необходимо проявить особую гибкость в комплектовании состава ансамбля и подбору репертуара. В ансамбле обычно суммируется всё то, чему учащийся научился в классе по специальности, применяются на практике музыкальные знания и его технические возможности. И преподавателю для начала, кроме знания специфики работы с учащимися, необходимо изучить технические возможности каждого ансамблиста. Это, во-первых, поможет в выборе репертуара, который не должен быть по трудности сложнее тех пьес, которые дети учат по специальности, интересен и вносить элемент удовольствия в работу. А во-вторых - даст возможность правильно распределить партии между участниками, чтобы партия соответствовала возможностям ученика. Умелый и грамотный подбор репертуара, правильный расчёт возможностей каждого ансамблиста в конечном итоге позволит достигнуть определённого результата, а учащимся разной степени подготовленности даст возможность стать равноправными исполнителями, поучаствовать в концертах и испытать радость от этого, почувствовать себя настоящими музыкантами. Однако было бы неправильным считать, что только эти факторы влияют на качество конечного результата. Перед преподавателем встаёт ряд специфичных задач. Одной из главных является воспитание у учащихся слухового контроля, умения слышать не только свою партию в общем звучании, но и игру в целом, приравнивать звучание своего инструмента к общему звучанию, достигая полной согласованности своих действий с другими участниками ансамбля. В основном для начинающих ансамблистов является трудностью определение градации собственного звучания в ансамбле, над многими довлеет инерция сольной игры, и они не слышат игры своих товарищей и общий звуковой результат. Одним хочется играть громче другого, а другим, наоборот, ?спрятаться? за спину более уверенно играющего участника. В таких случаях педагогу необходимо разъяснить роль каждой партии в изучаемом произведении. Учащиеся должны осознать значение каждой партии, где именно исполняется тема, где – подголосок, когда звучит аккомпанемент, а когда гармонический фон. И вот когда ребёнок услышит общее звучание и свою партию в нём, подчинит своё исполнение общим задачам интерпретации всего ансамбля, тогда можно рассчитывать на успех. Формированию и развитию слухового контроля хорошо способствует изучение полифонических произведений и произведений кантиленного характера, которое помимо воспитания слухового контроля способствует умению добиваться плавного движения меха и его целесообразному распределению. Большие трудности в работе с ансамблем часто связаны с отсутствием ритмической дисциплины, выражающейся в колебаниях темпа. Отклонения темпа обычно наблюдаются при изменении динамики, при смене построений с различным характером музыки, при переходе от одного ритмического рисунка к другому, при исполнении виртуозных пассажей. Особо хочется отметить отсчёт длительных пауз, которые должны восприниматься детьми как естественный элемент произведения. Недооценка значения пауз – довольно распространённый недостаток. Чтобы паузы перестали быть долгим ожиданием и заполнялись живым музыкальным чувством, полезно проигрывать партию партнёра. Одним из важнейших элементов признаётся синхронность, которая является результатом понимания и чувствования всеми участниками ансамбля темпа и ритмического пульса. В целом выразительность игры и убедительность музыкального образа зависят от верно найденного темпа (слишком медленный, по-сравнению с авторским, приводит к вялому звучанию, излишне быстрый привносит суету). Ощущение единого метроритма, ощущение сильных и слабых долей такта, ритмическая определённость внутри такта – это те стороны, на которых основывается искусство ансамблевой игры. Поскольку в ансамбле могут оказаться учащиеся с разной степенью развитости чувства ритма, педагогу нужно воспитывать у них абсолютно точного, ?метрономного? ритма, которое станет объединяющим началом в общем коллективном ритме. Подлинная синхронность только тогда и возникает, когда все звуки и паузы предельно точно скоординированы во времени. Ещё одним важным элементом в работе с ансамблем является вопрос динамического равновесия. Динамика является одним из главных резервов яркости звучания произведения, придаёт ему гибкость и утончённость. Умелое пользование динамикой помогает раскрыть общий характер музыки, показать её эмоциональное содержание, показать конструктивные особенности формы. Точности соблюдения динамических оттенков нужно добиваться с самого начала работы. Для достижения богатой палитры музыкальных красок учащиеся должны хорошо владеть меховедением. Знания о скорости и интенсивности движения меха и зависимости от этого звучания инструмента учащиеся получают на уроках специальности. Баян – это уникальный инструмент. Благодаря скорости и интенсивности движения меха можно добиться значительного динамического диапазона, от тончайшего пиано до сложного фортиссимо. Уровень профессиональной культуры ансамбля можно всегда определить по умению добиться выразительного соотношения всех голосов, как по вертикали, так и по горизонтали. Не менее важным условием в ансамблевом исполнении является единство фразировки, которому необходимо уделять пристальное внимание. Нередко один и тот же мотив или фраза исполняются учащимися по-разному (например, по-разному исполняются штрихи, различным бывает окончание лиг, и т.п). Единство фразировки должно сохраняться не только при параллельном проведении, но и при поочередном проведении одного и того же материала. Также особое внимание необходимо уделять работе над штрихами, и работа должна быть кропотливой, возможно даже с каждым учащимся отдельно. Важна работа не только над единством штриха, но и одинаковым характером штриха в зависимости от характера исполняемой музыки. И здесь опять все усилия сводятся к работе над меховедением. Уместно сказать и об аппликатурных решениях, удобство которых влияет на техническую и артикуляционную стороны исполнения, и грамотному распределению которых должен помочь преподаватель. Вот те основные и специфичные моменты ансамблевого исполнительства, на которые необходимо обратить внимание, без которых не мыслим полноценный ансамбль. Кроме воспитания в ансамбле исполнительских навыков преподавателю стоит обратить внимание на умение и навыки учащегося чтению нот с листа, которые преимущественно формируются на начальном этапе обучения в классе по специальности и, конечно же, должны поддерживаться постоянной практикой и тренировкой. В классе ансамбля перед основной репетицией в качестве разыгрывания желательно всем вместе прочитать с листа какую-нибудь более лёгкую пьесу. Такая практика воспитывает сноровку, сообразительность, умение увидеть и грамотно прочитать все обозначения: аппликатуру, штрихи, динамические оттенки, изменения тональности, темпов и т.п. Помимо решения музыкальных проблем, перед преподавателем встаёт ряд задач организационного характера. Он должен планировать работу каждой репетиции, осуществлять контроль над партиями и при необходимости оказывать действенную помощь, оказывать помощь в подготовке к выступлению, учить устойчивому вниманию и поведению на сцене, чёткости и продуманности всех действий. Не менее важно разбираться и в психологических особенностях взаимодействия людей. На занятиях необходимо уделять внимание каждому, наблюдать и отмечать, как дети реагируют на трудности и как справляются с задачами, как развивается творческая активность каждого. Со временем у юных музыкантов в процессе работы постепенно устраняются индивидуальные различия и появляются ансамблевые навыки. Ну и главное – ансамблевое музицирование способствует формированию мотивации в обучении, сохранению интереса к занятиям, помогает учащимся совершенствовать исполнительские навыки и полностью раскрыть свои творческие способности. Список используемой литературы: 1. Вопросы методики начального музыкального образования. М., ?Музыка?, 1981. 2. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. М. ?Музыка?, 1986. 3. Вопросы теории и практики. М. Имханицкий, А. Мищенко. Москва, 2004. 4. Вопросы фортепианной педагогики. Вып.3. М., ?Музыка?, 1971. 5. Музыкальная психология. В.И. Петрухин. М., ?Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС?, 1997.
К вопросу об ансамблевом музицировании