Качество профессиональной деятельности педагога –

главное условие обеспечения качества современного образования.

(Никуленко С.М. ГОУ ЛНР «Караван-Солодковский УВК»

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело. (Антон Павлович Чехов)

Мир развивается настолько динамично и непредсказуемо, что знания, которые человек получает сегодня, завтра могут быть уже не востребованы, т.е. процесс получения знаний и их устаревания происходит практически одновременно. Школьный учитель является основной фигурой в этом процессе. Основными качествами учителя сегодня есть развитие, изменчивость, динамизм, новизна,креативность. Научить детей креативности можно только на личном примере: не просто требовать от детей творчества, а демонстрировать им творческий подход к собственной работе. Например, можно придумывать интеллектуальные игры и ставить перед учениками нестандартные задачи. Это превратит скучную рутину в обмен интересными решениями, которые придумывает учитель в своей работе, а школьники — в своей учёбе.

Для многих школьников учитель — человек с другой планеты. Как в хорошем, так и в плохом смысле. Конечно, предполагается, что учитель должен подавать пример ученикам и вообще быть требовательным к себе, но образ «сверхчеловека» ему не к лицу.

Практика показывает, что ученики легче идут на контакт с учителем, когда видят в нем обычного живого человека со своими проблемами и сомнениями. Детям проще соотнести себя с таким учителем — и в этом случае они начинают к нему прислушиваться.

И если совсем недавно полученное человеком образование позволяло ему достаточно комфортно чувствовать себя в окружающем мире относительно долгое время, то в настоящий момент ситуация кардинально изменилась. Со временем знания и подходы, которым учат в педагогических университетах, устаревают. Поэтому задача прогрессивного учителя — постоянно повышать свою квалификацию и заниматься саморазвитием. Учитель, который приводит примеры из недавних научных исследований и рассматривает самые актуальные проблемы, имеет больше шансов быть услышанным. Не держитесь за привычные данные и «проверенные подходы», проверяйте свои знания на актуальность и адаптируйтесь к новой информации.

Система Российского образования претерпевает существенные изменения в связи с развитием общества. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, реализует на практике основные нововведения именно педагог. В таких условиях работа педагога усложняется многократно, и единственный выход из этой ситуации постоянно заниматься самообразованием, т.е. принцип «образование через всю жизнь», должен стать главным в профессиональной деятельности любого современного учителя. Профессиональная компетентность учителя - это особое сочетание качества личности педагога, которые проявляются в процессе коммуникации через эрудицию и кругозор, высокую гражданственность и ответственность. «Профессиональная компетентность - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности,

Постоянно изменяются не только содержание знаний и их объем, но и сами образовательные технологии также не стоят на месте. Поэтому современный педагог должен быть всегда в курсе всех новых и интересных методик в сфере преподавания и уметь использовать их в своей работе.

Как показывает практика, любые реформы, нововведения и инновации в системе образования не смогут дать ожидаемого эффекта, если педагог, от которого в конечном счете и зависит их реализация, не обладает достаточным набором необходимых компетенций и уровнем профессионализма.       

 Введение ФГОС не может быть реализовано без чёткого ответа на вопрос «как обучать?». Другими словами, учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.

Поэтому учитель сегодня должен быть не только всесторонне развитой личностью с богатым внутренним миром, но и профессионалом, который постоянно стремится к самосовершенствованию. Кроме предметных результатов в ФГОС предъявлены требования также к метапредметным и личностным результатам.

Прежде всего - о метапредметных результатах, поскольку это действительно наиболее существенное новшество стандартов. А еще потому, что личностный результат, в отличие от результатов предметных, согласно Федеральным государственным стандартам, не измеряется, то есть дети не будут оцениваться по степени достижения ими личностных результатов. Это справедливо, потому что не так легко оценить личностные достижения.

 Например, подбирает такие задания, на которые дети ищут дополнительную информацию.    

      Деятельностный подход, составляющий основу современного образования предполагает, что ученик научится планировать и проэктировать.

Существуют такие этапы построения урока при системно-деятельностном подходе:

1. Мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация и пробное учебное действие

3.Выявление места и причины затруднения

4.Построение проекта выхода из затруднения

5.Реализация построенного проекта

6.Первичное закрепление учебного действия

7. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону

8.Включение в систему знаний и повторение

9.Рефлексия учебной деятельности

Учителю будет необходимо научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения. Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве.

Во-первых, это умение ребенка планировать собственную деятельность.

Решению продуктивных задач нужно учить:

- Осмысли задание (что надо сделать?)

-Найди нужную информацию (текст, рисунок…)

В своей работе учителю необходимо опираться на два основных понятия – «профессионализм» и «компетентность». Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Каждый должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Профессионализм – это особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

По своему объему понятие «профессионализм» шире, так как включает в себя и особый взгляд на жизнь (мировоззрение), и особую систему отношений к себе, к своей работе, к другим людям. Это и особый вид мотивации. Одним словом, компетентность – это одна из основных, но не единственная составляющая профессионализма.

Что же нового должен уметь учитель для того, чтобы сформировать у детей универсальные учебные действия?

Прежде всего, учитель должен владеть технологией, которая способствует развитию детской рефлексии – способности планировать и оценивать свои собственные действия.

Содержание этой компетенции учителя определяется такими характеристиками, как:

Уметь оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы.

Уметь ставить цели на успехи в предметной сфере учащегося.

Уметь ставить цели на достижение учащимися

метапредметных

результатов.

Уметь адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребенка.

Уметь правильно определять причины недостаточно эффективного продвижения ребенком в освоении образовательной программы. (Умеет

правильно (адекватно) выделить трудности в освоении учебных предметов, возникающие у каждого ученика.)

Уметь оценивать

сформированность

у учащихся учебных действий (УУД).

Уметь анализировать существующие программы, сравнивать их по разным основаниям (целям, используемым средствам и др.).

Уметь выбирать и применять современные образовательные технологии

      

Один из действенных механизмов повышения профессиональной компетентности педагога – это самообразование учителя. Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога: получение высшего образования или второй специальности, профессиональная переподготовка, непрерывное повышение квалификации, работа по индивидуальной образовательной траектории.

Если педагог постоянно находится в поиске новых знаний, занимается саморазвитием, то результаты обязательно себя проявят и положительно отразятся на образовательном процессе.

Но каждая деятельность бессмысленна, если в результате нее не создается некий продукт или нет каких-либо достижений. Так и в личном плане самообразования учителя обязательно прописывается список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Например, повышение качества успеваемости, разработка методических пособий, статей, доклады, выступления на мероприятиях различного уровня, разработка дидактических материалов и пр.

Трудно переоценить роль самообразования в развитии педагогических компетенций учителя. Это, прежде всего, повышение качества преподавания предмета, готовность к педагогическому творчеству, профессиональный и карьерный рост, создание имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника, соответствие учителя требованиям общества и государства.

В заключение хотелось бы сказать, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это фундаментальное условие, непосредственно влияющее на качество образовательного процесса. Современный учитель – это человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, это профессионал, мастерство которого определяется уровнем его профессионализма и саморазвития. Современный учитель должен стремиться к успеху. А успешный учитель обязательно воспитает успешного ученика.

Практическая часть

  Приложение 1

Игровые технологии это технологии интерактивного обучения, потому что для меня всегда важно взаимодействие детей на уроке, такой подход к игровым технологиям позволяет мне не только создать благоприятную атмосферу в классе, но и:

организовать мотивацию для коммуникации;

инициировать обмен информацией;

организовать рефлексивную деятельность

 По характеру игровой методики игры можно разделить на:

Предметные;

сюжетно- ролевые

деловые;

имитационные;

игры-драматизации.

По характеру педагогического процесса:

обучающие,

тренировочные,

контролирующие,

обобщающие;

познавательные,

воспитательные,

развивающие;

творческие

Приложение 2

Разные виды интерактивных игр использую на различных этапах урока

1 знакомство

написать ключевые слова о себе рассказать о себе другу:

дети заполняют каждый вой уголок, потом меняются, узнают друг о друге и делают выводы о том, на сколько они похожи

рассказать о

себе по ключевым словам

или цифрам

Дети могут задавать вопросы, делая свои предположения, основываясь на данные на доске и для уточнения информации

 

5

I am from the 5 Grammar School

50

I am 50

6

My favourite number is 6.

33

I have 33 children in my class

10:30

My working day starts at 10:30

 рассказывают о себе/o друге/о персонаже книги, используя прилагательные с этими буквами

I am ....../He is ......

 

A

smArt

 

B

reliaBle

 

C

Curious

 

D

kinD

 

E

clEver

 

F

helpFul

 

J

Joyful

 

H

Kind-Hearted

 

 Приложение 3

Активизация знаний

Association

В начале урока прошу детей назвать ассоциации (слова или фразы), которые у ни возникают с темой урока. Или наоборот, можно предложить ассоциативный ряд слов и фраз, который поможет определить тему урока.

 

 

2. Введение нового материала

 

"Перевёрнутый урок".

Родоначальниками идеи "перевёрнутого урока" (Flipped Classroom) стали два учителя старших классов из Колорадо Джонатан Бергман (Jonathan Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams).

В 2007 году они придумали как обеспечить своими лекциями учеников, часто пропускающих занятия. Их разработка превратилась в новое образовательное направление.

Я использовала эту оригинальную методику, изменившую традиционную систему передачи знаний.

Перевёрнутый урок как модель обучения представляет собой ситуацию, когда учитель предлагает своим ученикам материал для домашнего самостоятельного изучения. А на уроке происходит разнообразная практическая работа с изученным.

Мои ученики читают, слушают или смотрят видео по предложенному вопросу и разбирают основы темы дома. Немаловажно, что каждый ученик, имея разную скорость получения и переработки информации, работает над темой с комфортной для него скоростью.

Все ценное время урока в классе мы можем посвятить на разбор их вопросов, возникших после самостоятельного изучения, а также на закрепление и углубления знаний по теме. Учитель больше не тратит время на объяснение материала и доставку знаний.

Во время классных занятий ученики имеют возможность больше обсуждать вопросы или делиться знаниями, общаться с учителем и друг с другом.

Ни для кого не секрет, что активная работа с информацией - гораздо продуктивнее. Такая форма обучения действительно обеспечивает более глубокое понимание, запоминание, удержание в «долговременной» памяти и дальнейшее свободное использование.

Кроме этого, при самостоятельной работе с материалом ученики учатся структурировать, анализировать, оценивать и критически мыслить.

Приложение 4

3. Тренировка изученного материала

Dramatization

Remuneration[ r ɪˌ mju ː n əˈ re ɪʃə n ] — вознаграждение

Facilitate — [ f əˈ s ɪ l ɪ te ɪ t ]облегчать

Inconspicuous [ˌɪ n k ə n's p ɪ k j u ə s] —незаметный

Prejudice — [ˈ pr ɛʤʊ d ɪ s ]предубеждение

 Это примеры сложных для произношения слов. Можно предложить ребятам произносить одно и то же слово с разной интонацией (грустно, весело, требовательно....). Разыграть сценку : мама и сын, который получил пятерку. Их диалог будет состоять только из одного слова, но произносить его с разной интонацией. Этот процесс, также позитивно влияет на эмоциональное состояние обучающегося.

 noughts-and-crosses//tit-tat-toeпо принципу игры "Крестики-нолики" дети заполняют поля новыми словами, затем по такому же принципу составляют предложения с этими словами или мини монолог (2-3 предложения)

Тема "Школа"

subject

pen

book

desk

lesson

School-bag

exercise

ruler

school

 Приложение 5

4. Совершенствование устной речи (монологической и диалогической речи)

пересказ текстов заменить на дебаты

диалоги – на интервью с главным героем или автором книги,