Как обучать детей звуковому анализу и синтезу.
Методическое пособие.
Обучение грамоте детей в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей сначала знакомят со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Нарушение звукового анализа заключается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону и не воспринимает сторону фонетическую, т.е. последовательность составляющих его звуков. Например, педагог просит ребенка назвать попорядку звуки в слове СОК, а ребенок либо повторяет это слово, либо указывает на его название: яблочный, вишневый и т.д.
Прочитать слово-значит, по сочетанию отдельных звуков, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное «живое» слово.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено звукопроизношение, тем более испытывают трудности в формировании звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить позицию звука в слове, последовательность и количество звуков в слове.
Обучение звуковому анализу и синтезу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте и предполагает:
- определение количества звуков в слове;
- определение места звуков в слове;
- фонетическую характеристику звуков (гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий);
Уважаемые педагоги! Помните:
Звуки мы слышим и произносим;
Буквы мы видим и пишем;
Звуки бывают гласными и согласными;
Гласные звуки можно петь голосом. При этом воздух, выходящий изо рта, не встречает никакой преграды. Согласные звуки – звуки, которые при произнесении встречают преграду: губы, зубы, язык.
В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Ы, Э!!! Они соответствуют шести буквам.
В русском языке четыре йотированных гласных звука: Е (йэ), Ё (йо), Ю (йу), Я (йа).
Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.
Согласные звуки бывают твердыми и мягкими и обозначаются синим или зеленым цветом соответственно, звонкими и глухими.
Детям можно объяснить так: когда мы произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков он звенит. (можно положить руку на горло или закрыть уши руками – надеть наушники).
По схеме звукобуквенного ряда дети могут ориентироваться на то, что звонкие звуки обозначаются колокольчиком, а глухие – наушниками.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Игровые задания:
- «Поймай звук» (сначала из ряда звуков, далее из ряда слогов, далее из ряда слов);
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый кружок.
Далее слово: если в начале слышится твердый звук, нужно поднять синий кружок, а если мягкий, то зеленый (дым, зима, лапа, мишка и т.д.).
- «Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить схему слова КОТ.
- Сколько гласных звуков в слове? (в слове «кот» 1 гл.зв.)
- Ударение падает на звук О
- Какой первый звук в слове «кот»? (первый звук К)
- Звук К – какой? (согласный, глухой, твердый)
- Какого цвета возьмем кружок? (синий)
- Какой второй звук в слове «Кот»? (второй звук О)
- Звук О – какой? (звук О – гласный)
- Каким кружком обозначим на схеме звук О? (красным кружком)
- Какой третий звук в слове КОТ? (третий звук Т)
- Звук Т – какой? (согласный, твердый, глухой)
- Каким кружком обозначим на схеме этот звук? (синим кружком)
У детей практически всегда возникает трудность в определении и запоминании последовательности звуков в слове.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на слоги и выделять каждый звук. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения и грамотной письменной речью.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: пэ, рэ… В результате получается «КЭОТЭ» вместо КОТ. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению детей в детском саду предусматривается называние букв по их звуковым обозначениям: М, Н, К, Б. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
- На что похожа буква?
- В ряду букв зачеркни только заданную букву (обведи в кружок)
- Вылепить из пластилина, выложить из счетных палочек, склеить из бумаги и т.д.
Игры на формирование звукового анализа и синтеза.
- Что можно петь? Педагог называет слова из одного, двух слогов, а дети должны назвать только гласные звуки (мак, ноги, дым, кофта).
Дети говорят также, что в слове кофта нельзя петь звуки К, Ф, Т
- Покажи фишку. Детям раздают цветные фишки в виде больших прямоугольников- слова, и маленьких – слоги. Педагог говорит слоги и слова, а дети показывают соответствующие фишки (ма, лодка, су, сад)
- Назови лишнее слово. Произносится одно и то же слово несколько раз, но между ними вставляется созвучное им слово (гора, гора, гора, кора, гора, нора, пора; голос, голос, голос, волос, голос, колос).
- Составь слова из слогов
Ка, пап; ва, ко, ро; га, но; ко,шо,лад;
Уважаемые педагоги! Точно следуйте инструкциям при выполнении заданий, не усложняйте их по своему усмотрению!!!