Автор : Войтова О. В.
Как сделать урок воспитывающим?
Воспитание — это не устранение недостатков
ребенка, а развитие всего самого хорошего. Не
власть и подчинение, а уважение и любовь
должны быть в основе учебы. То есть суть не в
том, чтобы ученик получил в школе
определенный набор знаний, а в том, как эти
знания в дальнейшем будут жить в нем.
В.А. Сухомлинский
Урок становится воспитывающим тогда…
…когда они интересны школьникам, и те с удовольствием включаются в организуемую учителем деятельность.
Сегодня перед учителем стоят не только задачи качественного обучения школьников своему предмету, но и задачи воспитания и развития личности. Этого требуют федеральный государственный образовательный стандарт и новая примерная программа воспитания.
. Современный педагог обязан не только владеть технологиями обучения, но в первую очередь, владеть методикой воспитания. Результативное воспитание на уроке реализуется при выполнении трех условий:
Первое- уважительные и доверительные отношения со своими учениками;
Если педагог привлекает к себе внимание детей, стремиться быть интересной личностью и учитывает, что современный ребенок стал другим: более свободным, ориентированным на результат, живущим сегодняшним днем; из-за огромного потока информации без специально созданных условий, он не задумывается о своем решении, он не планирует, живёт в потоке, идёт и действует.
В воспитывающем уроке — должна быть работа над отношениями. Она связана с умением педагога оставаться доброжелательным, демонстрировать оптимизм по отношению к детям, вселять детям веру в себя. Ребенку нужна постоянная положительная обратная связь от педагога. Очень важно педагогам оставаться таким до и после урока. Однако, нужно помнить о риске панибратства, когда дистанция в отношениях между взрослым и ребенком почти стирается. Замечания и критика на уроке должны быть конструктивными. Дети не должны дрожать от страха, вздрагивать при мысли о предстоящей контрольной. Учитель обязан помнить, что ученик имеет право на ошибку, на ошибках учатся. Не нужно навешивать на них ярлыки неудачников, но стоит помнить, что многие известные гении слыли в школе неудачниками. В контексте выстраивания отношений эффективно устанавливать правила на уроке. Правила должны быть: логичными, простыми, понятными и оправданными; никакие правила и последствия, наступающие за их нарушение, не должны унижать; соблюдение правил обязательно для всех и всегда; четко и ясно сформулированы, зафиксированы в текстовой форме.
Урок становится воспитывающим тогда…
Воздействие личным примером самого учителя. (неосознанное воспитание )
- Положительный имидж учителя (внешний вид, чистота и опрятность, грамотная речь, контроль эмоций) Поведение значимого взрослого может стать для ребенка образцом для подражания:
- Неформальное общение с учениками как до уроков, так и после уроков.
- Уметь слушать детей.
- Быть интересным, умным, тактичным.
- Не бояться просить прощения у своих учеников за свои ошибки, оговорки, несправедливо поставленные отметки. Наверное, для кого-то это тяжело – просить прощения, искренне и
при всех своих учениках. Но если мы хотим, чтобы просить прощения друг у друга научились наши дети, то как же еще их этому научить?! А учитель к тому же приобретет в глазах детей реноме честного и порядочного человека. И не правы те, кто считает это проявлением слабости.
- Создание положительного микроклимата на уроке (Доверительные отношения, нормы поведения на уроке, определение правил общения в классе)
Именно с таким учителем у ребенка складываются доверительные отношения.
Второе — Организация деятельности на уроке -вторая составляющая воспитательного потенциала урока. Личность развивается только в деятельности , имеющей для неё личностный смысл. Значит, современный педагог должен использовать разнообразие форм деятельности на уроках, чтобы расширить спектр смысловых точек для ученика: всевозможные игры, беседы, дискуссии, викторины, групповая работа, проектирование, элементы театрализации, анализ проблемных ситуаций и т. п.
. В зависимости от задач урока и выбранной технологии учитель может быть: – учителем — образовательным технологом, который помогает ориентироваться в мире информации, выбирать наиболее достоверный источник, выделять из потока информации ценные сведения и превращать их в личностные знания; – учителем тьютором, который, опираясь на внутренний потенциал ученика, определяет наиболее успешные его стороны и на этом строит его образовательную программу.
Развивая ученика в тех сферах, где он слаб, добиваясь результата не принуждением, а увлеченностью и успешностью; – учителем — модератором дискуссионной площадки, который слышит каждого и в тоже время подогревает спор вопросами, ненавязчиво подводит ученика к общим выводам, стараясь раскрыть потенциальные творческие возможности каждого; – учителем-организатором, который конструирует урок, эффективно управляет образовательным процессом и реализует его в совершенно разных форматах (смешанном, очном, дистанционном); – учителем-проектировщиком, который ищет интересную задачу в социуме, не дает ответы, а задает вопросы и запускает живой самостоятельный поиск; – учителем-лидером, который рационально использует время, учит этому ученика, оценивает задачи, решает их и несет ответственность, увлекает харизмой и обучает на личном примере, не заставляя обучающихся подражать себе, а помогает раскрыть их собственные задатки, наклонности, склонности и способности, то есть внутренний потенциал и характер. При этом, каждый педагог должен всегда быть: – профессионалом своего дела, методистом, ориентирующимся в своей предметной области и методике ее преподавания – и психологом, который учитывает в работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка, умеет работать в зоне ближайшего развития личности.
Личностно ориентированный подход — основа воспитывающего урока. Умение чувствовать класс, знание индивидуальных особенностей помогают учителю сделать урок увлекательным и эффективным. например, ассистент — помогает провести урок, лаборант — помогает провести практические занятия, дизайн-группа отвечает за оформление кабинета, изготовления учебных пособий, создания сменных выставок по изучаемым темам, подбора медиа материалов к уроку и т.п, добытчик знаний —может подбирать дополнительные материалы к уроку из интернета, создавать тематические презентации или видеоролики, игровед — это организатор познавательных игр на уроке.
Такие роли формируют и развивают навыки самостоятельности, самоорганизации, самоопределения. Эффективно обращаться к детской фантазии (представьте, что вы…), используя знакомые воспитанникам образы, в том числе образы выдающихся ученых, писателей, историков, героев художественных произведений и т. п. Можно и нужно устанавливать традиции, приглашать интересных гостей из числа писателей, поэтов, деятелей культуры и интересных для ребят людей, в том числе из их круга общения самих.
Третье, и самое важное, — ценностно-ориентированная коммуникация. Самое важное: как наполнить коммуникацию на уроке ценностным содержанием. Можно и нужно обращать внимание школьников на личностные качества, поступки известных людей, связанных с темой урока. Это может стать прекрасным поводом для размышления о добре и зле. Можно и нужно заострять внимание школьников на нравственных аспектах научных открытий или изобретений, чтение и анализ притч.
Коммуникация на уроке должна быть наполнена социально значимым содержанием. Следует помнить, что ценности не могут быть навязаны, постоянное морализаторство вызывает реакцию отторжения и имеют эффект антивоспитания.
В современном уроке передача информации не должна быть в направлении — от учителя к ученику. Особым иск ы поговорить о человечности, экологии, патриотизме, трудолюбии и других культурных ценностях общества. Необходимо помнить, что современный ребенок по-другому воспринимает происходящее, он менее эмоционален, ему трудно концентрировать внимание, им нужно завладеть, зацепить интерес... Поэтому просмотр фильма эффективнее, чем чтение книги, а использование современных информационно-коммуникационных средства обучения привлечет внимание, ведь в современном образовании информационные технологии очень развиты и позволяют монолог педагога дополнить мультимедийным контентом (презентации, аудио-, видеоматериалы на интерактивной доске или планшете, учебно-игровые платформы, технологии виртуальной реальности и т.п). Их использование позволяет максимально эффективно использовать время урока и передать больше информации за единицу времени. Обязательным условием остается и то, что преподносить такой материал, нужно взаимодействуя с учениками, общаясь с ними, задавая вопросы, инициируя вопросы учеников и отвечая на них. Иначе их использование само по себе не окажет влияния на развитие личности, главное — с их помощью организовать мыследеятельность учеников, раскрыть смыслы просмотренного или прочитанного.
Ценности педагогической профессии находятся не в сфере технологической или материальной обеспеченности. Педагог — личность, изменяющая своим существованием другого. Современный педагог тот, кто в своей профессиональной деятельности выделяет в качестве приоритета — воспитание детей и ставит в структуре своих ценностей на первое место ценность личности.
Многие великие педагоги отмечали особую роль личности педагога, но, пожалуй, и лучше всего об этом сказал Владимир Караковский: «Дети не всегда тянутся к знаниям, но всегда тянутся к личности. Самое плохое, когда учитель «пирожок ни с чем». Важно не то, что вы делаете, а какой вы: каковы ваши взгляды на мир ваши ценности ваше отношение к детям интересны ли вы ребятам.