Тема: Календарь образовательных событий: из опыта работы.
Соколова Анастасия Владимировна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ№ 5 им.Р.А.Турского
Календарь образовательных событий: из опыта работы.
История — это исключительно процесс
очеловечивания человечества.
Л. Фейербах
Все мы знаем: каждый школьный предмет является важным и уникальным. Мы не сможем спроектировать и построить корабль и самолет без знания алгебры и геометрии, не запустим в космос ракету или спутник без знания физики, мы никогда не научимся лечить людей и животных без биологии и химии, не узнаем как прекрасен и удивителен мир без уроков географии музыки, изобразительного искусства.
История, как учебный предмет, многогранен и разносторонен.
Уроки истории позволяют воспитать личность, способную самоидентифицировать себя, определить свои приоритеты опираясь на исторический опыт своей страны и человечества в целом, активно применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Одними из главных целей уроков истории являются воспитание гражданина и патриота, формирование уважительного отношения к родной культуре и культуре других народов. Доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира – залог мирного взаимодействия между государствами и народами в будущем.
Важность вышеперечисленных целей очевидна. Однако объемное содержание курса «история» не редко ставит преподавателя в затруднительное положение- не все ценностные и значимые темы раскрыты в предметном курсе.
В решении данного вопроса нам приходит на помощь «Календарь образовательных событий». Ежегодно, Министерство образования и науки Российской Федерации публикует календарь образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культур. Данный календарь отражает самые значимые события и направлен на патриотическое воспитание в образовательных организациях.
Одной из памятных дат в данном документе является 27 января - Международный день памяти жертв Холокоста. Непростая, но очень важная дата.
Холокост – это массовое уничтожение нацистами европейских евреев в годы Второй мировой войны.
Но Холокост – это проблема не только еврейского народа. Это пример крайней нетерпимости, деления человечества на «своих» и «чужих». Страшный пример как легко и быстро культурный, сопереживающий человек становиться бездушной и послушной машиной истребления.
Актуальность темы Холокоста можно сформулировать словами известного немецкого пастора Мартина Нимёллера, узника концлагеря Дахау:
«Сначала они пришли за социалистами, и я молчал — потому что я не был социалистом. Затем они пришли за членами профсоюза, и я молчал — потому что я не был членом профсоюза. Затем они пришли за евреями, и я молчал — потому что я не был евреем. Затем они пришли за мной — и не осталось никого, чтобы говорить за меня».
Таким образом, очевидно, что Холокост это не против кого-то отдельно, геноцид – это против всех!
25 региона нашей Родины затронула эта трагедия. Около половины жертв Холокоста составили евреи СССР .
27 января 1945 в ходе Висло-Одерской операции войска 1-го Украинского фронта освободили самый страшный лагерь смерти Аушвиц . Мир впервые узнал о бесчеловечных деяниях нацистов и их приспешников. Именно по инициативе нашей страны состоялся Нюрнбергский процесс. Документы, фото и видеоматериалы, свидетельства собранные и представленные советской стороной стали неопровержимыми доказательствами и не позволили избежать преступникам ответственности.
Для недопущения и преодоления подобных трагедий подрастающее поколение должно знать об этих событиях и их катастрофических последствиях. Это знание должно помочь в будущем не превратить себя в бездумных исполнителей чудовищных преступлений.
В нашей школе разработан цикл ежегодных мероприятий, посвященных этой непростой теме.
В январе-феврале традиционно проходят уроки памяти «Трагедия, которая не должна повториться», «До и после», «Дети звезды Давида», «Три куклы»
В среднем и старшем звене проводят классные часы «Помни имя свое», «Один среди волков», «Преступление без срока давности», «Уроки Януша Корчака»
Мы организуем фотовыставки «Праведники мира», «Сопротивление». Выставки рисунков «Сильнее смерти», «Дневник Анны Франк».
В школьной библиотеке проходит выставка книг, плакатов и газет периода Великой Отечественной войны, изданий, посвященных событиям Холокоста и освобождению нацистских лагерей
Преподаватели истории сотрудничают с научно-просветительным Центром «Холокост»: участвуют в семинарах и конкурсах, проходят дистанционных и очные курсов, являются участниками Международной акции #weremember, имеют публикации и благодарности Центра.
Необходимо отметить, что тема холокоста эмоционально и психологически очень сложная. Разрабатывая и проводя мероприятия, следует избегать сцен насилия, пыток, расправ, террора.
Подача материала должна осуществляться с учетом возрастных особенностей обучающихся, принимая во внимание уровень знаний учащихся.
Опыт с «Календарем образовательных событий» показал, как наполнить школьную жизнь важными и нужными событиями. Календарь - это не только средство формирования гражданской позиции подрастающего поколения, но и прекрасный инструмент наполнение учебного курса толерантным, уважительным отношением к каждому человеку в отдельности и всему миру в целом. В свою очередь, это отвечает современным реалиям, так как проблема национальной нетерпимости сохраняется. И наша задача, в том числе и через воспитательный процесс в урочной и внеурочной деятельности не допустить этого.
Список литературы
Альтман И.А. Жертвы ненависти. Холоко
ст в СССР
. 1939-1945. – М.,2002.
Без срока давности: преступления нацистов и их пособников против мирного населения на временно оккупированной территории СССР в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945
г.г
. Сборник архивных документов Фонда «Связь Эпох».
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 17.12. 2010 г. № 1897.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413. 4) Концепция УМК по отечественной истории -
Историкокультурный
стандарт от 19.05.2014
Список использованных источников.
Вяземский Е.Е Статья СЕМИНАР ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ХОЛОКОСТА.
Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование № 2 2015 [Электронный ресурс] http://www.apkpro.ru/doc/jornal_2/09%20Статья%20Вяземского%20 6.pdf 13) И.Ю. Аверьянова ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КРИЗИСНЫХ ПЕРИОДОВ ИСТОРИИ РОССИИ.
Преподавание темы "Холокост" на уроках истории [Электронный ресурс]
https://multiurok.ru/index.php/files/osobiennosti-priepodavaniiakrizisnykh-pieriodov-i.html
Ресурсы сайта Национальный Мемориал Катастрофы (
Шоа
) и Героизма Яд
ВаШем
https://www.yadvashem.org/ru.html