На слайде строчки: «Пора бы человечеству понять, богатства у природы отбирая, что Землю тоже нужно охранять, она, как мы, такая же живая…»
Уважаемые коллеги, представляю вам свою педагогическую находку на тему: «Региональный компонент в экологическом воспитании детей».
Федеральная образовательная программа, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами широкие задачи, в том числе, направленные на экологическое воспитание дошкольников. Я думаю, что вы согласитесь со мной: формирование экологического сознания важно начинать с дошкольного возраста, формируя ответственное отношение к природе.
Как же в доступной форме дать дошкольникам понятия не только о самой природе, но и о её проблемах?Как воспитать ответственное отношение к природе, решая тем самым спектр задач по экологическому воспитанию?Как вовлечьв этот процесс родителей и педагогов дошкольного учреждения? Подобные вопросы педагог решаетежедневно, выбирая с этой целью эффективные технологии, методы, приёмы и средства для достижения педагогических результатов.
В моей педагогической деятельности тема экологии присутствует постоянно. Я считаю, что именно мы, педагоги-дошкольники,должны и способны заложить основу будущего человека – гражданина нашего общества, обладающего высокой культурой, частью которой является культура экологическая.
Экологическая культура, экологическое сознание, развитие личности в специально подготовленной среде - всё это являетсянеотъемлемой частью полноценного проживания моими воспитанниками периода дошкольного детства.
Название нашей группы - «Эколята», и это не просто слова! Эколята с раннего возраста знают, что необходимо внимательно относится к окружающему миру, соблюдать правила поведения в природе, всегда прийти на помощь, если вдруг рядом что-то случилось.
Как же разнообразить, обогатить воспитательно-образовательный процесс? Найти место для всего, что так важно? Подобрать методы, технологии, приёмы и средства, соответствующие запросам современных детей, решая тем самым задачи экологического воспитания, расширяя кругозор детей, формируя интерес, и, конечно, желание узнавать новое о нашем родном Камчатском крае.
Сегодня я поделюсь с вами эффективным педагогическим инструментарием, применяемым мною в деятельности с дошкольниками сцелью формирования у них осознанно правильного отношения к миру природы через ознакомление с природой нашего края.
Для достижения обозначенной цели, решаются такие задачи, как:
- изучение теоретической основы данного вопроса;
- развитие у детей способности воспринимать информацию, анализировать её, устанавливать причинно-следственный связи, определять способы решения ситуации или проблемы;
- создание условий для реализации поставленных задач;
- формирование навыков коллективного и коммуникативного взаимодействия.
Актуальность деятельности в выбранном нами направленииобуславливается тем, что в настоящее время в экологическом воспитании детей просматриваются новые проблемы, тенденции, свидетельствующие о необходимости вывода экологического воспитания на качественно новый уровень, который будет соответствовать современным требованиям и стандартам.
В рамках деятельности по представленной теме мы изучили и опираемся в своей деятельности на методическую литературу таких авторов, как Светлана Николаевна Николаева(«Юный эколог»), Наталья Александровна Рыжова, Александра Ивановна Иванова («Живая природа». Содержание работы по региональному компоненту мы выполнили с помощью экологических пособий преподавателей Камчатского института образования Волкова Александра Ивановича, Бурдун Елены Александровны и Гановой Лидии Николаевны.(«Путешествие по временам года Камчатки», «Деревья, кустарники и травянистые растения Камчатки»).
Учитывая тот факт, что запросы современных детей требуют современных подходов, а также с учётом требований ФОП и ФГОС ДО, я выстроила деятельность с воспитанниками следующим образом: знакомимся с природой нашего края, с её особенностями, уникальностью, а также обозначаем проблемы, вместе с детьми думаем, как их можно решить, и в дальнейшем проецируем на экологию нашей страны и всей планеты.
Учитывая индивидуальные особенности воспитанников, трансформируя развивающую среду, подобрала такие современные технологии, которые стали эффективными и способствуют достижению цели. Так уже несколько лет я успешно применяю в деятельности с детьми музейную технологиюкак современный, доступный в применении педагогический инструмент.
Следует отметить, что, несмотря на то, что в детском саду музей приобретает приставку «мини», он достаточно содержателен и является источником новых знаний о природном мире Камчатки, пространством для реализации детской инициативы.
Так как одним из принципов организации мини-музея в ДОУ является его доступность, наши воспитанники являются полноправными его организаторами, они предлагают новые экспонаты, в чём им активно помогаю родители; они могут быть экскурсантами, с увлечением слушая рассказы педагога и других детей, а могут быть и сами экскурсоводами для родителей, ребят из других групп, педагогов.Правила посещения нашего мини-музея придумывали вместе с детьми, они и сейчас могут дополняться и меняться. Конечно, у музея есть имя - «мини-музей Лосося». В нём содержится информация о ценных видах (лососёвых) рыб Камчатки, адаптированная для дошкольников. Равнодушных посетителей в нашем музее не было и нет. Дети и взрослые с удовольствием получают знания о жизненном цикле лосося, могут отыскать его родную реку по запаху, собрать пазлы, а самые смелые готовы определить лосося и даже назвать его вид. Музей постоянно пополняется, радуя наших воспитанников и открывая перед ними чудеса нашей Камчатки.
Ещё одной, заслуживающей внимания, современной технологией, применяемой нами при реализации регионального компонента, является кейс-технология. Она подразумевает решение ситуационных задач. Нами разработаны такие экологические кейсы как: «Загрязнение водоёма», «Случай наприроде», "Помоги мальку" и другие, обогащают знания детей, способствует развитию дискуссии, учат детей слушать друг друга и быть услышанными. Таким образом, мы создаём для воспитанников ситуацию социальной востребованности, способствуя при этом экологическому воспитанию и развитию.
Реализуя в процессе экологического воспитания дошкольников региональный компонент, применяем такие методы, как наблюдение, моделирование, экспериментирование, метод «рассказывание историй», «презентации костюма», макетирования и другие.Хочу подробнее остановимся на методах, применяемых нами сравнительно недавно, это метод «рассказывания историй» и «метод презентации костюма». Тот и другой направлен на поддержку детской инициативы, позволяет педагогу разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его увлекательным и познавательным.
Посредством метода рассказывания историй, мы с ребятами становимся соавторами сказок и историй. Так, например, после прочтения сказки о камчатском лососёнке КириллаАллейникова, ребята долго находились под впечатлением, и решили придумать свою собственную историю, произошедшую с лососёнком и его семьёй. Дети, помимо словотворчества и работы в команде, могли сами обращаться к экспозиции и брать оттуда необходимые атрибуты для своей сказки. Здесь же следует сказать о методе «интервьюирования». В начале работы с этим методом, педагог своим примером демонстрирует, что же такое «интервью», позже привлекает детей и предлагает им расспросить друг друга, например, овулканах Камчатки, о растениях и животных Красной книги нашего края, о заповедных местах и т.д.
Ещё один часто применяемый нами метод - метод презентации костюма. Мы применяем его приознакомлении дошкольников с морскими обитателями Камчатки, объектами и явлениями природы. Примерев костюм, ребёнок рассказывают историю о своём персонаже, о месте его обитания, особенностях, об интересных фактах. Такиезадания обычно даются заранее, к работе привлекаются родители, которые тоже с удовольствием включаются в деятельность.
Организуя среду мини-музея, можно добавить в неё костюм, ранее детям незнакомый. В нашем случае, это был костюм облака. Здесь мы, применяя кейс-технологию «Кейс-инцидент», строим с ребятами предположения о том, откуда это облако, как оно могло здесь появиться и с чем это может быть связано. Это позволяет детям развивать навыки совместного обсуждения ситуации, анализировать, делать вывод.
После знакомства с подготовленной экспозицией нашего музея «На берегах Камчатки», мы предложили ребятам нарисоватьморского обитателя, который им понравился больше всего. Рисунки стали частью мини-музея, дети по желаниюпрезентовали свою работу: называли обитателя и то, что они про него уже знают, что узнали нового. К такой работе мы также привлекаем родителей, которые дома вместе с детьми подбирают дополнительную информацию о выбранном морском обитателе. Коллеги, обратите внимание, сколько педагогических задач мы решаем, применяя такие технологии.
Ещё один метод, который незаменим, по нашему убеждению, при реализации регионального компонента - метод макетирования. На первый взгляд работа с макетами может показаться шаблонной. Но на практике каждый макет способствует развитию наглядно-действенного мышления, систематизирует имеющиеся знания, позволяет ребёнку делать выбор и аргументировать его, и через свои собственные действия знакомит с природным миром нашего края. Например, такие макеты как: «Этажи леса», «Наш Вилючинск», доступно и наглядно транслируют информацию, становятся платформой для приобретения дошкольниками новых компетенций.
Помимо этого, мы работаем с различного вида картами, иллюстрациями, пособиями. Отдельно следует обозначить дидактические игры, являющиеся также удачным способом по знакомству и изучению живой и неживой природы нашего полуострова. Игры становятся частью нашего мини-музея, их можно брать домой, поиграть в вместе с родителями.
Таким образом, используя разнообразные технологии, методы, приёмы мы стремимся к формированию экологического сознания, экологической культуры у наших детей. Это долгийпуть, и началом этого пути является дошкольное детство.
В заключении своего выступления хочу сказать, что говорить с детьми о природе важно, а о природе родного края - необходимо. И сегодня я осветила лишь часть из огромного пласта той работы по экологическому воспитанию детей, которая продолжается, наполняется новым содержанием, и, я уверенна в этом, скажется на становлении наших воспитанников как высококультурных, экологически грамотных граждан нашего общества.