КЕЙС – МЕТОД НА УРОКАХ
И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Аверьянова О.Р.
Аверьянова Ольга Ростиславовна,
учитель музыки МАОУ «Гимназия № 31», г. Саратов,
lelya_lavrunya@mail.ru
Инновационные педагогические технологии – это совокупность действий, обеспечивающих достижения результатов в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса. Они взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
За последнее десятилетие появился, и активно внедряется целый ряд инновационных технологий и методов, к которым относится поисково-исследовательский вид деятельности. В сочетании с другими технологиями, например – проектными или игровыми, появляются ранее не существующие, но пробивающие себе дорогу в российское образование: квест (относящийся к игровой технологии), триз (так называемая технология решения изобретательных задач), кейс – метод (технология профессионально-ориентированного обучения) – на этом методе мы сегодня хотели остановиться подробнее.
Название технологии происходит от латинского слова «casus» - запутанный необычный случай; а также от английского «case» – портфель, чемоданчик. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию «case», возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Кейс – технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Кейсы могут быть квалифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:
- обучающие анализу и оценке;
- обучающие решению проблем и принятию решений;
- иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у учащихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.
Нет определённого стандарта представления кейсов. Как правило, материалы кейса даются в печатном виде или на электронных носителях. Однако, включение в текст заданий с фотографиями, диаграммами, таблицами, иллюстрациями, музыкальными видео и аудио фрагментами, делает его более наглядным для учащихся.
Кейс – технология или метод ситуационного анализа наиболее успешно применяется в тех дисциплинах, в которых нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Учащиеся получают от учителя описание вымышленной или реальной ситуации и вопросы к ней, требующий определения проблемы и способов её решения, а также выработки личностной позиции к заданной ситуации.
На уроке музыки необходимо существование нескольких точек зрения и выработка собственного отношения к изучаемому явлению, и кейс – метод является эффективной технологией при решении данных задач. Главнейшая задача, стоящая перед учителем музыки – учить школьников самим формулировать проблемы современного искусства и находить их решение, отходить от готовых штампов, выходить за рамки узких личных музыкальных предпочтений, учиться работать с информацией о различных явлениях искусства. При этом важно не давать ученикам готовые мнения и знания, но стимулировать ребят на их выработку. Кейс – технология предоставляет широкие возможности для сотворчества учителя и ученика.
На этих уроках ребята получают возможность высказать свое мнение о современном искусстве и расширить свои представления о нем. В этом возрасте ученики не хотят воспринимать шаблонных высказываний учителя, так как современная музыка интересует буквально каждого подростка. Но при этом зачастую их знания не выходят за рамки тех музыкальных стилей и исполнителей, которые слушает узкий круг их друзей.
Лучше всего при работе с кейсом разбивать класс на подгруппы. Работу с группами можно организовать двумя способами: каждая группа одновременно обсуждает одинаковые вопросы, а потом соревнуется в достигнутых результатах. Второй способ – каждая группа обсуждает какой – то конкретный вопрос и потом предоставляет результат этого обсуждения всему классу.
Роль преподавателя носит инновационный характер это роль наблюдателя, но с активной позицией, то есть управлять опосредовано.
Целесообразно использовать этот метод для внеурочной работы при проведении познавательных и интеллектуальных игр и при подготовке к олимпиадам.
При использовании кейс – метода, сделан вывод, что за основу при составлении кейса можно брать отрывки из литературных произведений, материалы статей интернет – изданий, картинки и иллюстрации, фрагменты музыкальных произведений и нотных текстов.