Киберсоциализация подростков

С появлением Интернета наша жизнь стала намного проще и интереснее. Всемирная паутина изменила отношение к различным областям, включая образование, музыку, финансы, чтение, медицину, язык и т. д. Согласно исследованиям, опубликованным digital-агентством WebCanape, в настоящее время человек в среднем проводит в Интернете 6 часов 37 минут в день [1].

В связи с этим можно говорить о том, что человек существует в двух реальностях: онлайн и оффлайн. На сегодняшний день сложно найти такого человека, у которого нет аккаунта в социальных сетях.

Взаимодействие людей в Интернете в настоящее время является неотъемлемой частью процесса социализации. Социализация – постоянный, непрерывный процесс, который также подстраивается под изменения, происходящие в обществе. На рубеже XX-XXI веков началась эпоха киберсоциализации1 человека.

Несмотря на тот факт, что проблематика киберсоциализации молодежи активно исследуется как в зарубежных, так и в отечественных работах, сами авторы исследований признают дефицитарность теоретико-эмпирического знания в данной области. Группа авторов С.Л. Леньков, Н.Е. Рубцова, Г.И. Ефремова отмечают, что надежных и валидных методов психодиагностики общей вовлеченности в киберсоциализацию пока фактически не создано [6, С. 111]. Исследований, посвященных изучению уровня социализации одаренных детей или подростков, мы не нашли.

Р.М Айсина и А.А. Нестерова отмечают, что уровень киберсоциализации человека определяется степенью овладения пользователем системой правил, норм, знаний и навыков, позволяющих успешно функционировать в киберпространстве.

Пользователи с низким уровнем киберсоциализации обладают слабой ориентацией и низкой активностью в киберпространстве, имеют поверхностные представления о возможностях Интернет-коммуникации, не умеют использовать киберресурсы для решения социальных задач.

Пользователи со средним уровнем киберсоциализации обладают хорошими навыками Интернет-коммуникации, понимают основные нормы и правила общения в социальных сетях, используют сетевые ресурсы для решения отдельных социальных задач.

Пользователи с высоким уровнем киберсоциализации уверенно ориентируются в киберпространстве обладают высокой активностью в социальных сетях различного типа, используют сетевые ресурсы для решения широкого круга социальных задач [См. по: 3, С. 49]

На основании степени интегрированности личности в киберпространство В.А. Плешаков выделяет следующие типы индивидов: «маугли» (киберстерильные индивиды), «автономы» (автономные пользователи киберпространства), «гости» (потребители киберпространства), «хозяева» (преобразователи киберпространства), «жители», «резиденты», «эмигранты» [9, С. 6].

Результаты исследований Р.М. Айсиной и А.А. Нестеровой представляют убедительные данные о том, что процессы киберсоциализации и социализации могут взаимодополнять или не согласовываться друг с другом. По мнению ученых, всегда существует вероятность, что человек, успешно общающийся в социальных сетях, на форумах, понимающий и разделяющий нормы виртуальной коммуникации, ценности сетевых сообществ, будет не социализирован в реальной действительности. И наоборот, позитивный опыт социальной коммуникации в реальной жизни не обеспечивает полноценной киберсоциализации [3].

Киберпространство Интернет-среды может быть использовано человеком в процессе киберсоциализации для киберкоммуникации, целей забавы и досуга, познания, конструктивного удовлетворения других потребностей [См по: 10].

Несмотря на то, что ряд исследователей в различных направлениях науки и практики признают наличие ряда серьезных рисков при использовании людьми социальных сетей, существует и ясное понимание их положительных функций в системе социального взаимодействия.

Взрослым необходимо научить детей обрабатывать информацию: отделять содержательное от «некачественного контента», рассказать правила техники безопасности общения в виртуальной среде, а также транслировать нормы культуры в киберпространстве, создать киберонтологическую концепцию педагогики жизненного пути личности. Данные положения входят в задачи киберпедагогики. Понятие «киберпедагогика» было введено в 2008-2009 годах, а ее психолого-педагогические основы были заложены и разработаны в 2006-2010 годах. В 2020 году исследование феномена киберпедагогики стало более актуально, чем ранее.

Киберпедагогика – новая отрасль педагогики, чьей миссией является повышение уровня готовности всех участников образовательного процесса к безопасной, мобильной и успешной жизнедеятельности в новых социокультурных условиях киберсоциализации. Киберпедагогика позволяет решить ряд проблем, выходящих за рамки традиционной педагогической науки [См по: 11, С. 7-10].

Подростковый возраст – время, когда подростки приобретают знания, принимают собственные решения, формируют культурные и духовные ценности [2]. Поколение рубежа XX-XXI вв. – поколение киберсоциализации, поколение, выросшее в тесном контакте с компьютерными технологиями и мобильной (сотовой) связью. В разных исследованиях социологической направленности эти поколения называют миллениалами, центиниалами, цифровыми аборигенами. Е.Э. Бойкина и В.А. Чернов отмечают, что мозг представителей данного поколения работает на высокой скорости, обладает значительной интерактивностью, познание отталкивается от наблюдений, а не от знаний. Восприятие у, так называемых, рожденных «с кнопкой на пальце», отличается от восприятия старшего поколения. Подростки воспринимают только краткую, желательно, наглядную информацию, горизонт планирования миллиниалов минимален, в жизни доминирует онлайн-реальность [См по: 4].

Современные подростки являются активными пользователями социальных сетей и других Интернет-ресурсов. У представителей молодежи иначе, чем у «киберстерильных» индивидов организуется жизнедеятельность, развиваются интеллектуально-познавательные способности. Подростки по-другому воспринимают внешний мир и свое окружение.

В ряде исследований все чаще высказывается мнение о том, что в настоящее время процесс социализации подростков в значительной степени перемещается в Интернет. Именно в Интернете подростки заводят знакомства, референтные группы, осваивают различные социальные нормы и роли. Все коммуникативные процессы, происходящие в обычном социофизическом пространстве, как бы «дублируются», а иногда усиливаются или вообще компенсируются виртуальным общением, однако, в любом случае обрастая новыми чертами.

Социальной проблемой коммуникации в Интернете, нуждающейся в решении является кибербуллинг. А.А. Бочавер и К.Д. Хломов приводят определение данному понятию: кибербуллинг – новая и стремительно распространяющаяся за рубежом и в России форма травли, использующая возможности Интернета для агрессивного преследования человека [5, С. 179].

Подростки выступают наиболее уязвимой группой для кибербуллинга. Согласно Интернет-порталу «Мослента», каждый пятый российский школьник (23%) стал жертвой кибербуллинга, причем с возрастом этот показатель растет: 19% учеников начальной школы сталкивались с травлей в Интернете, в средней школе доля школьников, подверженных кибербуллингу, составляет 35% [7]. Высокая пользовательская активность подростков сочетается с их слабой осведомленностью об опасностях Интернет-пространства и способах их избегания или преодоления, в связи с чем велик риск попадания в небезопасные ситуации. На основании вышесказанного, очевидной становится необходимость просвещения и профилактики.

Кибербуллинг может быть особо опасен для подростков, имеющих травматический опыт или переживших отвержение внутри семьи. Также опубликованное сообщение может работать как многоразовый акт травли: жертва может несколько раз перечитывать текс, снова и снова возвращаясь к нему и переживать ретравматизацию.

Как и реальная травля, кибербуллинг может быть прямым и косвенным. Прямой кибербуллинг – непосредственные атаки на индивида через письма или сообщения. При косвенном кибербуллинге в процесс травли жертвы вовлекаются другие люди (не всегда при их согласии): преследователь может взломать аккаунт жертвы и рассылать от ее имени сообщения близкому кругу лиц, таким образом, разрушая коммуникативное поле жертвы и порождая сомнения о ее моральных качествах [5, С. 181].

Подростки могут скрывать акт травли в Интернете, так как логичным решением родителей для того, чтобы прекратить кибербуллинг, может быть лишение подростка средств связи: телефона, компьютера и прочих гаджетов, имеющих доступ в Интернет.

Еще проблемами, с которыми могут столкнуться подростки, являются: информационные перегрузки, психоэмоциональное напряжение, не застрахованность от навязчивости сайтов порнографической тематики и других ресурсов порнографического характера, «наркотической притягательности» виртуальных миров компьютерных игр, вовлечение в рискованные денежные отношения, распространение дезинформации и контента, не предназначенного для детей и подростков. С каждым днем появляются новые механики, представляющие угрозу для детей и подростков в Интернете, в то время как старые методы защиты перестают работать.

Наиболее эффективными методами защиты от рисков, по мнению команды компании «Ростелеком», являются методы, связанные с фильтрацией и блокировкой контента порнографического и насильственного характера, а также с предотвращением случаев онлайн-мошенничества и распространения опасных товаров. Представители компании «Ростелеком» отмечают, что технологические решения, направленные на противодействие этим рискам, уже встроены в функционал нескольких кластеров технологических мер борьбы (системы родительского контроля, интернет-фильтры), а также присутствуют непосредственно на платформах, предоставляющих цифровой контент [8].

Таким образом, можно сделать вывод о том, вопрос киберсоциализации подростков очень актуален в настоящее время и требует построения специальной программы киберсоциализации.

Список литературы

D

igital

-агентство

WebCanape

[

Электронный ресурс

]

: ООО «

Твинс

». – 2008. –

URL

:

https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2023-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/

(дата обращения: 04.02.2023).

Ozcan

D.,

Kotek

А

. What do the Teachers Think about Gifted Students? / [

Электронный

ресурс

] // Procedia - Social and Behavioral Sciences.

2015.

Vol. 190.

P. 569-573. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.05.044

Айсина

Р.М., Нестерова А.А.

Киберсоциализация

молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество. – 2019. – Т. 10. № 4. – С. 42–57.

Бойкина

Е.Э., Чернов В.А. Правосознание подростков поколения

центиниалов

: прогностическая оценка [Электронный ресурс] // Психология и право. – 2021. – Т. 11. № 1. – C. 135—149.

Бочавер

А.А.,

Хломов

К.Д.

Кибербуллинг

: травля в пространстве современных технологий. // Психология. Журнал Высшей

школы экономики. – 2014. – Т. 11. № 3. – С. 177–191.

Леньков С.Л., Рубцова Н.Е., Ефремова Г.И. Опросник вовлеченности в

киберсоциализацию

// Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 6

(111). – С. 109–119.

Мослента

.

Каждый пятый школьник стал жертвой

кибербуллинга

в

России

[Электронный ресурс]: Интернет-портал. – 2022

. –

URL:

https://moslenta.ru/news/city/jertvi-kiberbullinga-19-11-2022.htm

(дата обращения: 29.03.2023).

ПАО «Ростелеком». Исследование «Технологии защиты детей в интернете»

// Альянс по защите детей в цифровой среде. – 2022. – 188 с.

Плешаков В.А. Слово Главного редактора: о

киберсоциализации

человека и ее организации на

Интернет

-портале «

Homo

Cyberus

» [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал «

Homo

Cyberus

». – 2016. – № 1. – С.

4–26. – URL: http://journal.homocyberus.ru/sites/default/files/HomoCyberus_1_2016.pdf (дата обращения: 28.10.2022).

Плешаков В.А.

Киберонтология

и психология безопасности информационной сферы: аспект

киберсоциализации

человека в социальных сетях

Интернет

-среды // Вестник ПСТГУ. Серия IV. Педагогика. Психология. –

М. :

ПСТГУ. – 2010 – № 4 (19). – С. 131-141.

Плешаков В.А., Маркова В.К.,

Воинова

О.И.

Киберпедагогика

: методология, теория и практика //

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: педагогика.

Общая педагогика, история педагогики и образования

. – 2021. – С. 6-21.

Префикс «кибер» используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт разговор о компьютерной технике. (прим. автора)