Автор: Колосова Наталья Владимировна, учитель-логопед, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33».
«Практика организации обучения, воспитания и сопровождения в условиях инклюзивного образования».
Название практики: «Ментальная арифметика», как средство развития интеллектуальных способностей дошкольников с нормой развития и тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР).
Аннотация: статья посвящена ментальной арифметике – современной методике обучения быстрому счету в уме, основанной на наглядности, визуализации картинок и врожденном чувстве числа, позволяющей считать без записи промежуточных ответов и слов, тормозящих вычисление.
Ключевые слова: абакус, помощь брата, флеш-карта, инклюзивное образование.
На современном этапе развития дошкольного образования «Ментальная арифметика» является как методика для развития интеллектуальных способностей дошкольников. МБДОУ «Детский сад № 33» (далее-ДОО), в группах комбинированной и компенсирующей направленности осуществляется инклюзивное образование, где мною реализуется дополнительная образовательная практика социально-педагогической направленности «Ментальная арифметика».
При реализации практики набор детей в группу идет в соотношении: 66% с нормативным развитием, 34% с ТНР.
Обучение по данной практике позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области математики. Дети, прошедшие наш курс, с легкостью могут складывать и вычитать как однозначные, двузначные, так и трехзначные числа. Но стоит сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные способности человека.
Данная практика доступна для различных категорий воспитанников в соответствии с их образовательными потребностями, индивидуальными возможностями. Это предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку и качественное усвоение материала. Для воспитанников с ТНР образовательные услуги предоставляются по индивидуальному учебному плану.
Основным принципом ментальной арифметики является задействование в работе всего головного мозга в образовательном процессе. Исходя из опыта работы, могу сделать вывод, что ментальная арифметика не только помогает освоить навыки быстрого вычисления, но и способствует развитию аналитических способностей. Если современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, то абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их.
В реализации тематического планирования используются различные дидактические и методические средства, которые повышают эффективность освоение ментальной арифметики: применение Абакус - специальные счёты, применяемые для арифметических вычислений; формула сложения «Помощь брата»; «флеш-карта» - небольшие карточки, на которых изображены представления разных чисел на абакусе.
Цель работы: развить в детях интеллектуальные и познавательные способности вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счета на абакусе. Развить внимание, память, логическое мышление.
Задачи методики:
Дошкольники получат возможность знать:
- правила работы на инструменте абакус;
- правила сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе;
- правила набора однозначных и двухзначных чисел на абакусе;
- правила техники безопасности при работе в группе.
Дошкольники, занимающиеся по практике:
получат возможность знать:
- правила работы на инструменте абакус;
- правила сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе;
- правила техники безопасности при работе в группе.
- правила набора однозначных и двухзначных чисел на абакусе;
- правила техники безопасности при работе в группе.
В процессе овладеют:
- ребенок умеет работать на Абакусе, считая двумя руками одновременно.
- освоил прием ментального счета.
- знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
- научился держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди.
- умеет работать в тетради (постановка руки при написании цифр)
- ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии
- знает арифметические знаки (числа от 1 до 100, знак «+», «-»)
Разовьют:
- навыки воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание.
- скорость мышления и скорость обработки информации;
- концентрацию зрительного и слухового внимания.
- наблюдательность, самостоятельность, находчивость, сообразительность.
Собственные наблюдения, проведенные исследования, отзывы родителей, а так же опыт работы педагогов, занимающихся с детьми, показали следующие изменения в их развитии:
- развитие числовой памяти – запомнить и затем повторить цепочку из чисел. Ребята показывают поразительные результаты в точности и в количестве чисел, которые они способны запомнить, по сравнению с обычными детьми того же возраста;
- развитие пространственной памяти – запоминание расположения чисел, предметов или любой другой информации в пространстве;
- развитие фотографической памяти – ребята быстро считывают флеш-карты на скорости 0,1 секунда (обычный ребенок даже не успеет увидеть обычную картинку);
- проявление повышенного интереса к математике – ребенок понимает, что такое цифры и числа, он начинает с увлечением погружаться в мир математических операций. Успех придает воспитанникам уверенность в себе, занятия в детском саду кажутся легкими;
- увеличение скорости мыслительных операций – все ментальные математические операции выполняются на скорости, индивидуальной для каждого ребенка, которая постепенно увеличивается.
При внедрении практики по ментальной арифметике идет работа с самым ценным и сложным инструментом человека - мозгом. Поэтому педагогу бывает затруднительно подобрать оптимальную нагрузку и найти зону ближайшего развития ребенка. Можно начинать давать слишком простые задания, либо долго сидеть на одной теме, так как есть риск, что у ребенка не получится. В итоге ребенок медленно считает на абакусе и не укладывается в нормативы. Есть и обратная сторона медали - слишком большая нагрузка может стать перегрузкой для мозга маленького ребенка и дать обратный негативный эффект.
К примеру, когда мы развиваем физические способности, мы выполняем различные упражнения многократно, тренируем мышцы, развиваем мышечную память и выносливость. Аналогично, специальными комплексами упражнений, мы можем легко развивать когнитивные способности у детей.
Регулярные и правильно организованные занятия ментальной арифметикой с детьми развивают не только умение быстро считать, но и разнообразные способности детей: креативность, логическое мышление, способности к достижению новых результатов, коммуникативные качества, повышают уверенность в себе и самооценку. У большинства воспитанников развивается феноменальная память, наблюдательность, внимательность, усидчивость, гибкость ума, способность концентрироваться, анализировать и оценивать, делать выводы, быстро принимать решения. Этим ребятам легче учиться в дальнейшем, добиваться поставленных целей в будущем.
В рамках реализации практики проводится систематически мониторинг образовательных результатов, на основании данных которого педагог может скорректировать образовательный процесс в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей каждого воспитанника.
Целью мониторинга является определение степени развития интеллектуальных способностей детей, восприятия и обработки информации, в процессе использования методики устного счета. Инструментарий мониторинга: наблюдение, беседы, анализ выполненных заданий, которые осуществляются поэтапно: входная диагностика (сентябрь) – беседа, наблюдение; итоговая аттестация (май) - проходит в конце года через наблюдение и анализ выполненных заданий. Результаты наблюдения за детьми в процессе занятий, в процессе выполнения игровых заданий фиксируются в диагностической карте. Уровень развития обозначается по трехбалльной системе, с учетом показателей мониторинга:
- эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии;
- умение набирать и распознавать числа 0-99 на абакусе (работа двумя руками, работа пальцами);
- умение складывать и вычитать числа на абакусе простым способом;
- умение складывать и вычитать числа на абакусе с пятеркой методом «Помощь брата»;
- умение складывать и вычитать числа на абакусе с десяткой методом «Помощь друга»;
- ментальный счет;
- сформированы увлеченность, толерантное поведение, готовность и способность вести диалог со сверстниками и педагогом.
Данная практика будет интересна педагогом дошкольных образовательных учреждений, дополнительного образования, социальной защиты. На начальном этапе реализации практики нужно учить ребёнка считать в пределах 10, дальше уже переходить к счёту двузначных цифр. Для обучения можно использовать картинки, игрушки или другие однородные предметы, которые бы откладывались в памяти у ребёнка и помогали бы ему в дальнейшем. Однако при обучении ребёнка важно контролировать, чтобы он не считал с помощью пальцев или палочек. Освоить этот способ легко, а чтобы отучиться он него, потребуются усилия, поскольку механизм памяти задействован не будет. Это так же, как и с калькулятором: люди, которые привыкли на нём считать, впоследствии тяжело отучаются, а способности считать в уме в результате страдают. Одним из наиболее эффективных методик является ментальная арифметика. Её суть заключается в обучении детей устному счёту. Приступать к занятиям можно с четырёхлетнего возраста, когда ребенок научится считать до десяти.
Таким образом, ментальная арифметика является одной из современных и перспективных программ развития интеллекта, способностей и личности детей. Практика, результаты проведенных исследований, отзывы родителей убеждают нас в том, что освоение программы «Ментальная арифметика» является одной из эффективных, полезных и интересных в развитии личности ребенка.
За счет включения в деятельность абакуса идет активное развитие обоих полушарий мозга, ассоциативного мышления, фотографической памяти, что активно влияет на развитие речи детей с ТНР, давая достичь равных стартовых возможностей со своими сверстниками.