Преподаватель Иностранного языка (Английского)

ГПБОУ ПК №50 имени дважды Героя Социалистического Труда

Н.А. Злобина

«Коммуникативные (ролевые) игры»

Одной из особенностей изучения иностранного языка студентами неязыковых профессиональных учебных заведений является тесная связь с будущей специальностью, направленность обучения на формирование общепрофессиональных качеств.

Педагогическая цель обучения студентов иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция, в которую входят следующие компоненты: информативная компетенция, социокультурная компетенция, бизнескомпетенция и специальная компетенция.

Для оптимизации и интенсификации процесса обучения используют коммуникативные игры (ролевые).

Ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого проигрывания жизненной или профессиональной ситуации.
Ролевые игры создают реальную жизненную ситуацию на занятии, обеспечивают возможность обучаться, повышают значимость социального взаимодействия, дает возможность языковой практике в неделовых ситуациях. Обучение языку реализуется в процессе использования языка как акта коммуникации. Участвуя в ролевой игре, студенты также учатся сотрудничать и взаимодействовать, овладевают навыками делового обучения, организационными способностями.

Основными характерными чертами всех ролевых игр являются:

a) Наличие проблемы, лежащей в основе игры;

b) Наличие определенных персонажей ролей, имеющих отношение к обсуждаемой проблеме:

c) Наличие проблемной ситуации, которая содержит в себе условия коллективного конфликта.

Ролевые игры способствуют формированию следующих умений:

- Принять и использовать роль;

Ориентироваться в ролях партнеров;

- Выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией; Проводить и отстаивать свою точку зрения;

- Склоняться к компромиссу;

- Предусматривать конфликт и находить пути для его устранения;

- Формулировать проблему и предлагать пути ее решения.

- Менять тактику своего поведения;

- Владеть стратегией общения.

Ролевая игра предполагает наличие 3-х этапов: подготовительного, проведения игры, контроля.
Подготовительный этап включает предварительную работу преподавателя и студентов:
a) выбор темы,
b) отбор и повторение необходимых языковых средств;
c) уточнение параметров ситуации;
d) подготовку атрибутов игры: наглядные пособия, карточки и т.д.
e) уточнение целями игры и планируемого конечного результата.

Проведение игры. В соответствии с количеством студентов вся группа играет в одну игру или делится на 2 подгруппы из 3х - 4х человек. Предметом обсуждения может служить тема учебника.

Сценарий ролевой игры. Существуют различные модификации ролевых игр. Выбирая одну из них для сценария, необходимо ориентироваться на ряд факторов.

Основные факторы:

-конкретные дидактические цели занятия в предметно-

содержательном и социально-психологическом аспектах;

-степень зрелости участников и их готовность к подобной работе;

-временные ресурсы;

-уровень компетентности преподавателя и его опыт использования интерактивных методов обучения.

Проведение игры

-Преподаватель (создав игровую ситуацию) является нейтральным наблюдателем.

-В ходе игры происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении.

-Цель достичь компромисса, не жертвуя основными принципами.

-Для повышения эффективности метода ролевой игры возможно использование видеотехники.

Характеристики ролевых игр:

-Наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему.

-Наличие ролей.

-Различие целей участников игры, исполняющих разные роли.

-Взаимодействие ролей

-Наличие общей цели у всего игрового коллектива.

-Многоальтернативность.

Способы распределения ролей

Возможны два варианта:

1. Роли распределяются между некоторыми слушателями, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями.

2. Слушатели разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа коллективно берет на себя роль отдельного лица участника ситуации.

Подведение итогов игры

-Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний и обмена эмоциональным опытом между участниками игры.

-Далее идет анализ ролевой игры, который включает в себя самоанализ участников игры и «обратную связь» в их адрес от других членов группы.

Подведение итогов игры завершается обсуждением сопоставления проигранной ситуации с реальными событиями, поиском аналогий из жизни самих студентов и планированием дальнейшей деятельности.

-Одним из результатов обсуждения может быть внесение поправок и изменений в игру. Участники также могут предложить повторное проведение игры, чтобы прожить ситуацию в другой роли или испытать другую стратегию поведения.

-Роль наблюдателя очень важна, он не только внимательно следит за развитием ситуации и сопереживает происходящему. Он учится видеть чужие промахи и успехи, замечает чужие проблемы. Наблюдатели делают первый шаг на пути к признанию своего несовершенства. Наблюдательный лист составляется преподавателем, в нем содержится перечень критериев, которые для удобства заполнения сведены в таблицу.

-Главным итогом ролевой игры можно считать желание участников воплотить полученный опыт в жизнь и их веру в успех.

Ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, соревновательности, максимальной занятости каждого студента. А также следует отметить, что использование любой игры на занятиях Иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес обучающихся к изучаемому языку на всех этапах обучения.

 

Список литературы

Бочарникова А. Ю. Роль сотрудничества преподавателя и обучающегося на уроке иностранного языка. Наука, Образование, Общество: современные вызовы и перспективы. АР-Консалт, Москва 201

8

с.75;

Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. М.: Академия. 20

20

. 336 с.

Голандам А.К., Косарева Т.Б. Иностранный язык в системе среднего и высшего образования. – М.: Социосфера, 20

21

. – 278 с.

Колесникова О. А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе. — № 4,

2020

. — С. 14–16.;

Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения. 20

1

7. 352 с.

Котенкова А.В. Проблема использования игровых приемов в обучении иностранному языку на раннем этапе в средней общеобразовательной школе. – М.: МГУ, 20

1

8. – 78 с.

Ливингстон К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М.: Высшая школа,

2021

. – 169 с.

Новиков А.М. Методология игровой деятельности// Школьные технологии

-20

1

9.-№6.– С.77-89.