Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение ?Средняя общеобразовательная школа №8 г.Волхова? Тема работы: ?Концепция развития творческих способностей учеников на уроках литературного чтения в начальных классах? Учитель высшей категории: Богданова Елена Александровна. г.Волхов 2024г 1.ВВЕДЕНИЕ. Моя концепция направлена на развитие читательского интереса и творческих способностей младших школьников. Объясню насколько это необходимо. Дети с низким уровнем мотивации к чтению имеют трудности в обучении не только на начальной, но и на средней, старшей ступени обучения. Неосознанное чтение можно сравнить с нарушением органов чувств. Человек у которого не функционируют органы обоняния и вкуса, никогда не поймет вкус пищи, хотя и не откажется от неё, а если эти нарушения касаются слуха, то он не оценит музыку и т. д. При таком чтении невозможно представить полную картину прочитанного, вести дискуссию, анализировать, наслаждаться произведением, решать поставленные в тексте задачи будь то русский язык, физика или математика и т. д., и тем более говорить о развитии творческой деятельности. Исходя из этого, я считаю необходимым развивать читательский интерес младших школьников результатом которого должно стать аналитическое чтение, т.е. чтение для решения определённой задачи и развития творческих способностей ребёнка. Вспомним мысль Выготского Л.С. ?Развитие есть результат обучения не совпадающий с его содержанием?. Огромную роль в этом направлении сыграли Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.М.Пышкало, Л.Е.Журова, Н.Ф.Виноградова, которые теоретически обосновали значение развития в процессе образования. Развитие – это качественные изменения личности школьника. Развитие сформированное умение осознавать своё незнание, сформированное умение сформированное свою ошибку использовать свои знания умение в нестандартных добывать ситуациях знания высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности воображение, мышления, связной речи и др. Чтобы достичь высшей степени развития школьника необходимо целенаправленно и систематически работать над этой проблемой на каждом уроке. 2. Мои цели и задачи при работе над данной проблемой. Задача: развивать читательский интерес младших школьников. Цель: развитие творческой личности через уроки литературного чтения. 3. Основные направления работы учителя. - обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания текста, специфики литературной формы, выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя; - систематичность в работе над самостоятельным чтением; - эмоционально-творческая деятельность в процессе чтения; - формирование литературоведческих представлений; - расширение круга чтения учащихся. 4. Условия достижения цели. Для этого необходимо создать ребёнку такие условия, чтобы он мог разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения. 5. Принципы построения уроков литературного чтения. 1. Принцип сотрудничества. верю в тебя я – учитель я – ученик хочу, могу Только безграничная вера в ребёнка принесёт нужный результат. Учителю необходимо знать уровень развития и темп продвижения детей (диагностика). Исходя из этого, опираться на сильные стороны ученика, предупреждать трудности, пугающие детей, осуществлять дифференцированную работу систематически и регулярно. 2. Принцип тщательного отбора учебного материала. Проработав в школе несколько лет, я поняла, что не все учебники хороши с точки зрения подбора учебного материала. С 2002 года я начала сотрудничать с издательским центром Вентана – Граф и познакомилась с УМК ?Школа 21 века?. Материал учебников Литературное слушание и Литературное чтение направлен на развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры. Построение материала учебников: Начальный этап - тематический, жанрово-тематический. (1 – 2 классы) Основной этап – художественно-эстетический, эмоционально-эстетический. (3 – 4 классы) ?Золотой фонд? классической детской литературы . 3.Принципы общепедагогические : - личностно-ориентированный; - системности; - преемственности; - научности; - интеграции. 6. Система работы. Чтобы ребёнок пошел за учителем, он должен ему верить. Как этого добиться? Вот в этом и поможет литературное слушание. Многие родители, отправляя ребёнка в 1 класс, изменяют свою позицию к совместной читательской деятельности с детьми. Можно услышать : ?Ты теперь большой, читай сам?. А ребёнок очень хочет слушать художественные произведения, общаться с книгой, но взрослые препятствуют. Вот такое противоречие может привести к неисправимым последствиям. Ребёнок не будет больше просить взрослого читать, он найдет другой выход – телевизор, компьютер и т.д. Чтобы этого не случилось необходимо в начальных классах проводить уроки литературного слушания. Как развить стойкий интерес к литературе? Только через чувства и эмоции детей. Учитель является образцом выразительного чтения, закладывает в детей артистизм, учит инсценировать, формирует первоначальные умения работы с книгой и читательскую деятельность, развивает восприятие литературного текста. Уроки литературного слушания – подготовительный период в литературном чтении. 7. Основные этапы урока литературное чтение. 1. Повторение или проверка домашнего задания. На этом этапе происходит суммирование знаний детей по данной теме (повторение изученных произведений на определенную тему, их отнесение к жанрам, темам, выявление уровня начитанности уч-ся по этой теме). 2. Создание настроения для восприятия нового произведения. Этого можно достичь через прослушивания музыки, стихов, песен, просмотр иллюстративного ряда и т.д. Можно предложить несколько произведений музыкального или художественного искусства, чтобы дети сами отобрали нужный материал и доказали свою правоту. Работа по развитию воображения очень уместна на этом этапе. Детям предлагаются задания по данному музыкальному произведению, иллюстрации, или названию пр-я, автора предположить о чем пойдет речь в данном произведении. 3. Первичное восприятия произведения. Знакомство с произведением - это очень ответственный момент. Чтобы чтение взволновало детей, вызвало эмоциональный отклик, необходимо, чтобы звучащее слово было живым, естественным и прочувствованным. Такое чтение раскрывает авторский замысел, помогает вызвать у слушателя соответствующие чувства. Читающий должен ответить на два вопроса: ?Зачем это произведение написал автор? Что он хотел поведать читателю??. Если первичное восприятие произведения было успешным, то на эти вопросы ответят слушатели, т.е. дети. 4. Беседа по выявлению первичного восприятия. Обращение к этапу № 2. 5. Работа с текстом произведения (анализ). Огромное значение в работе над произведением я уделяю аналитическому чтению, т.е. чтению для решения определенной учебной задачи. Анализу подлежат не факты или события, а то , как автор изображает эти факты и события. Умения анализировать произведения раскрывает широкие возможности ребенка в самостоятельном творчестве. - ориентировка в тексте: выявление заглавия, фамилии автора, глав, частей и т.д. Знакомство с творчеством писателя нетрадиционно. На собственном опыте дети сами открывают для себя художественный мир писателя и узнают о нем, как о человеке, в том числе о его родине. Каждый автор своеобразен, владеет только ему присущий манерой письма. Готовые факты библиографии детям не даются. - чтение или выборочное чтение (выяснение особенностей жанра, авторской позиции, его отношения к событиям и персонажам, отношения ребёнка к данным событиям и героям; языковой анализ текста). Если в произведении встречаются трудные слова или выражения необходима лексическая работа , при её отсутствии могут возникнуть трудности в восприятии текста, которые могут привести к нежеланию дальше продолжать работу со стороны ученика. - выразительное чтение: Чем эмоциональнее произведение , тем больше появляется при чтении ?смысловых? знаков – интонаций, психологических пауз, изменений темпа чтения и тембра голоса. Авторские знаки препинания помогают уловить тонкие оттенки его замысла, раскрыть ?подтекст? произведения. Не стоит забывать об особенностях произведений разного жанра. На этом этапе ребёнок может попробовать себя в роли героя или автора, артиста и т.д. (чтение по ролям, инсценировки). - групповая работа по вопросам или заданиям учебника или тетради на печатной основе, выявляющая уровень восприятия произведения (самостоятельная работа, творческая). - проверка выполнения заданий (чтение, комментирование, объяснение своего ответа, подтверждение своего ответа выдержками из произведения). - оценка и самооценка работы (быстро, самостоятельно, правильно). 6. Обобщение. (назвать произведение, указать жанр, тему выразить своё отношение). Этот этап включает в себя элементы творчества (-Моё отношение к автору. Как я отношусь к главному герою и т.д.) На каждом уроке ребёнок делает для себя какое-то открытие, наблюдает, ищет информацию, сравнивает, анализирует, пополняет свой читательский запас, учится находить выход из нетрадиционных ситуаций, учится общаться. 8.Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является ?вечной? педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось - бы обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников, Исследования особенностей развития творческой активности младшего школьника осуществлялись в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и других. Среди разнообразных средств развития творческой активности Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы. Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Так, П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял: 1.? восприятие проблемы; 2.? поиск решения; 3.? возникновение и формулировку гипотез; 4.? проверку гипотез; 5.? их модификацию; 6.? нахождение результатов. Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания . Суть творчества, по мнению С. Медника, - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций . Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника . Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. 1.? Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество). 2.? Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей. 3.? Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми). 4.? Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид. Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности: 1.? Способность видеть проблему там, где её не видят другие. 2.? Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы. 3.? Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой. 4.? Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части. 5.? Способность легко ассоциировать отдалённые понятия. 6.? Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. 7.? Гибкость мышления. 8.? Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки. 9.? Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. 10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей. 11. Творческое воображение. 12. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.. Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности: 1.???????? Способность рисковать. 2.???????? Дивергентное мышление. 3. Гибкость в мышлении и действиях. 4.? Скорость мышления. 5.? Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые. 6.? Богатое воображение. 7.? Восприятие неоднозначности вещей и явлений. 8.? Высокие эстетические ценности. 9.? Развитая интуиция. Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов: 1)?? принципа исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой); 2)?? поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше); 3)?? требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим; 4)?? признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, ?улучшать? и совершенствовать. Д.Н. Дружинин считает, что для активизации творческой деятельности необходимо: 1)?? отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения; 2)?? наличие позитивного образца творческого поведения; 1.? Способность рисковать. 2.? Дивергентное мышление. 3)?? Гибкость в мышлении и действиях. создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и дедуктивного поведения; 4)?? социальное подкрепление творческого поведения . Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М.Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности: 1) проблемное изложение знаний; 2) дискуссия; 3) исследовательский метод; 4) творческие работы учащихся; 5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке . Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка. Элементы творчества и взаимодействия элементов воспроизведения в деятельности школьника, как и в деятельности зрелого человека, следует различать по двум характерным признакам: 1) по результату (продукту) деятельности; 2) по способу ее протекания(процессу). Очевидно, что в учебной деятельности элементы творчества учащихся проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания, а именно в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях. Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них. Творческую деятельность можно стимулировать также через реализацию межпредметных связей, через введение в необычную гипотетическую ситуацию. В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески применять их в возникшей ситуации . Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня. Таким образом, под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения. Повышение качества усвоения знаний младших школьников - одна из важнейших задач школы. Её осуществление многие педагоги добиваются не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования форм и методов обучения. В решении этого вопроса важное значение педагоги и методисты отводят развитию интереса младших школьников к учению за счет формирования творческих способностей в процессе работы. Именно в первые годы обучения благодаря психологическим особенностям детей младшего школьного возраста у них активно развиваются творческие способности. В частности, для решения развивающих целей обучения учитель начальных классов А.В. Никитина организует планомерное, целенаправленное развитие и активизацию творческой деятельности в системе, отвечающей следующим требованиям: - познавательные задачи должны строиться на междисциплинарной основе и способствовать развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения); -???? задачи, задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон; -???? система познавательных и творческих задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы. В соответствии с этими требованиями, занятия А.В. Никитиной включают в себя четыре последовательных этапа: 1) разминку; 2) развитие творческого мышления; 3) выполнение развивающих частично-поисковых задач; 4) решение творческих задач. Такие задания даются всему классу. При их выполнении оценивается только успех. Такие задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Занятия проходят в достаточно высоком темпе, фронтально. По мнению А.В. Никитиной, такая работа создает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида на другой. Под руководством Е.Л. Яковлевой была разработана и апробирована развивающая программа, направленная на активизацию творческой деятельности младших школьников. Основным условием творческой работы, по ее мнению, является организация взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии: 1) Восхищение каждой идеей ученика аналогичное восхищению первыми шагами ребенка, предполагающее: а) позитивное подкрепление всех идей и ответов ученика; б) использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное; в) максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям детей. ?2) Создание климата взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности. 3)?? Обеспечение независимости в выборе и принятии решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение. При обучении по данной программе принципы развивающего обучения (А.М. Матюшкин): проблемность, диалогичность, индивидуализация, прилагались к следующему содержанию программы: понимание своих и чужих мыслей, чувств и действий, межличностных отношений и закономерностей развития мира: 1.?? Использование интеллектуальных задач, которые возможно решить эвристическими способами. 2.?? Обмен мнениями и вопросами между членами группы, между группой и ведущим. 3.?? Принятие различных аспектов творчества: устных и письменных ответов, ответов, имеющих литературную или нелитературную форму, поведения и реакций на другого человека . Для оснащения детей средствами творческого самовыражения в данной программе используется различный материал: литературные произведения, проблемные ситуации, драматургия ситуаций, придуманных детьми, конфликтные ситуации из жизни и литературы, влекущие за собой умение распознавать и выражать собственные эмоциональные состояния, реагировать по-разному на одну и ту же ситуацию . Под руководством Н.Б. Шумановой разработана и апробирована программа по развитию творческого мышления младших школьников в соответствии с требованиями к построению программ обучения одаренных детей: - глобальный, основополагающий характер тем и проблем, изучаемых учащимися; - междисциплинарный подход при формулировании проблематики; - интеграция тем и проблем, относящихся к различным областям знаний; - насыщенность содержания; направленность на развитие продуктивного, критического мышления и так далее. Под руководством С.Н. Чистяковой разработана программа по развитию творческих способностей школьников посредством организации группового кооперирования. Учитель начальных классов О.В. Кубасова использует возможности уроков для активизации творческой деятельности младших школьников, адаптируя игры и упражнения для развития воображения и творческого мышления на материале учебных предметов и используя их в процессе обучения русскому языку: - различные виды сочинений, изложений, творческих диктантов; - конструирование (построение предложений, словесное рисование, составление планов, слов и предложений по схемам); -???? составление таблиц, схем; -???? ?открытие? способов словообразования; -???? анализ литературных произведений, с целью доказательства какого-либо предположения; -???? распространение предложений; -???? придумывание окончаний к рассказам; -???? составление рисунков с помощью трафаретов; -???? издание газет, журналов, где используются результаты творчества детей (заметки, интервью, рецензии, сочинения, стихотворения, сказки, рисунки, ребусы, головоломки, кроссворды и другие); -???? создание диафильмов к литературным произведениям; -???? инсценирование, драматизация, ?оживление? картинок; -???? подбор характеристик (какой может быть улыбка, походка и так далее); -???? создание зрительных, звуковых, вкусовых образов букв; -???? подбор синонимов, антонимов; -???? изучение фразеологических оборотов . В результате анализа практического опыта активизации творческой деятельности младших школьников выявлена, во-первых, значимость данной проблемы для учителей, интерес к ней психологов и методистов; во-вторых, по данной проблеме разработаны и апробированы программы, курсы, серии заданий, представленных в научно-методической литературе и периодических изданиях; в-третьих, низкая психолого-педагогическая компетентность педагогов по данной проблеме; в-четвертых, отсутствие систематической, целенаправленной работы по активизации творческой деятельности младших школьников из-за недостатка знаний приемов, средств, форм работы в этом направлении; и как следствие, невысокие уровни развития творческой деятельности младших школьников. 9. Уровень развития творческих способностей учащихся Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, осуществляемая с помощью использования различных методов исследования (средств измерения). Исследование проводится по определенным критериям. Одной из задач данного исследования стало определение критериев, показателей и средств измерения уровня развития творческих способностей младших школьников. Исходя из понимания термина "творческие способности", которые предполагают стремление ученика мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое, непознанное для школьника, нами были выделены следующие критерии уровня развития творческих способностей младших школьников: 1.???? Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий. 2.???? Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий. 3.???? Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно. Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Измерение степени проявления показателей по каждому критерию осуществляется при помощи средств измерения и определенных методов исследования. Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей учащихся, представленные в таблице 1. Таблица 1 Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей учащихся Критерии Показатели Средства измерения Когнитивный 1.Знание понятия ?творчество? и оперирование с ним. 2. Наличие представлений о творчестве и творческих способностях. Тестирование Методика "Наборщик". Мотивационно-потребностный 1..Отношение к творческим упражнениям. 2.Развитие творческих способностей. 3.Стремление к самовыражению, оригинальности. Наблюдение. Методика "Составь рассказ о несуществующем животном" Деятельностный 1.Предложение новых решений в процессе учебной деятельности. 2.Проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления. 3. Участие в коллективной творческой деятельности Наблюдение Метод проблемных ситуаций. Методика "Три слова" В соответствии с выделенными критериями и показателями мы охарактеризовали уровни развития творческих способностей младших школьников в таблице 2. Таблица 2 Уровни развития творческих способностей младших школьников Критерии Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Когнитивный Имеет достаточный уровень знаний, хорошее речевое развитие. Имеет недостаточный уровень знаний, понятий, представлений; среднее речевое развитие. Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия, слабо развита речь. Мотивационно -потребностный Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания. Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность. Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности. Деятельностный Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий. Проявляет оригинальность, нешаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь учителя. Не может создавать и принимать необычные образы, решения; отказывается от выполнения творческих заданий Характеристика уровней творческих способностей младших школьников 1.Высокий уровень. Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности. 2.Средний уровень. Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. 3.Низкий уровень. Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения. После определения уровней развития творческих способностей, был проведен первый констатирующий эксперимент. Цель первого констатирующего эксперимента: выявить уровень развития творческих способностей младших школьников в контрольном и экспериментальном классах. Эксперимент проводился во 2 ,3 и 4классе ?В? (2019-2020 , 2020-2021 и 2021-2022 уч.год) МОБУ ?Школа №8г.Волхова?.Учащиеся занимаются по программе ?Школа России?. Таблица 3 Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по когнитивному критерию (первый констатирующий эксперимент) ?Уровни Класс Высокий Средний Низкий 2 ?В? 22,3% 44,6% 33,1% 3 ?В? 33% 60,5% 6,5 % 4 ?В? 35,5% 60% 4,5% Таблица 4 Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по мотивационно-потребностному критерию (первый констатирующий эксперимент) ?Уровни Класс Высокий Средний Низкий 2 ?В? 28,3% 44,5% 27,2% 3 ?В? 37,1% 48,5% 14,4 % 4 ?В? 37% 52% 11% Таблица 5 Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по деятельностному критерию (первый констатирующий эксперимент) ?Уровни Класс Высокий Средний Низкий 2 ?В? 20 % 73,5% 6,5% 3 ?В? 30,6% 56,4% 13,0% 4 ?В? 30,5% 58,5% 11% Результаты эксперимента показывают, что у учащихся наиболее высокие показатели по мотивационно-потребностному критерию, что говорит о наличии интереса у учащихся к выполнению творческих заданий, стремления проявить себя как творческую личность. Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы: 1)? Под творческой деятельностью понимают такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. 2)? Творческая деятельность и творческие способности взаимосвязаны друг с другом, так как способности развиваются и формируются только в процессе деятельности, а не являются врожденными особенностями человека. Творческое воображение и мышление являются высшими и необходимыми способностями человека в процессе учебной деятельности. Образовательно-воспитательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности развития творческих способностей. 3)? В результате анализа практического опыта активизации творческой деятельности младших школьников нами выявлено: значимость данной проблемы для учителей, интерес к ней психологов и методистов. 4)? Уроки чтения являются самыми частотными и благоприятными с методической точки зрения уроками, на которых можно существенно повысить уровень развития творческих способностей, если регулярно использовать упражнения творческого характера. 5)? Нами были определены критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников. Результаты первого констатирующего эксперимента показали, что у большинства учащихся контрольного и экспериментального классов средний уровень развития творческих способностей. Наиболее высокие показатели по мотивационно-потребностному критерию, что говорит о сформированности положительного отношения к творчеству и творческим заданиям, развитии творческих способностей, наличии стремления к самореализации, но недостаточном проявлении желания выполнять нестандартные задания. Данные констатирующего эксперимента обуславливают необходимость проведения формирующего эксперимента. Р.С. Немов, определяя сущность процесса развития способностей в целом, выдвинул ряд требований к деятельности, развивающей способности, которые и являются условиями их развития .Особо среди таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Это условие для развития творческих способностей выделял Я.А. Пономарев в своей работе ?Психология творчества? . Для того чтобы школьники не утратили заинтересованности в деятельности, необходимо помнить о том, что младший школьник стремится к решению трудных для него задач. Это поможет нам реализовать второе условие предъявляемое к развивающей деятельности, выдвинутое Немовым Р.С. Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находится в зоне потенциального развития ребёнка. При соблюдении этого условия необходимо от раза к разу при постановке творческих задач увеличивать их сложность, или, как это определяет в своей работе ?Интеллектуальная активность как проблема творчества? Б.Д. Богоявленская, придерживаться ?принципа спирали?. Реализовать этот принцип возможно лишь при длительной работе с детьми типичного характера, например, при постановке тем сочинений. Применение проблемных ситуаций в учебном процессе дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность, но и обеспечивают необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы. Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся. Ответ на проблемный вопрос или решение проблемной ситуации требует от ребенка выведения такого знания на основе имеющегося, которым он еще не обладал, т.е. решения творческой задачи. Но не всякая проблемная ситуация, вопрос есть творческая задача. Так, например, простейшей проблемной ситуацией может являться выбор из двух или более возможностей. И только тогда, когда проблемная ситуация требует творческого решения, она может стать творческой задачей. При изучении литературы создания проблемной ситуации можно добиться путем постановки вопросов, требующих от учащихся осознанного выбора. Итак, творческие способности развиваются и проявляются в процессе творческой деятельности, суть творческой деятельности ребенка - школьник создает новое лишь для себя, но не создает нового для всех. Таким образом, детское творчество -это осуществление процесса передачи опыта творческой деятельности. Чтобы его приобрести, ребенку ?необходимо самому оказаться в ситуации, требующей непосредственного осуществления аналогичной деятельности?. Итак, для того, чтобы обучиться творческой деятельности, а в процессе такого обучения будут естественно развиваться творческие способности учащихся, нет иного способа, кроме практического решения творческих задач, это требует наличия у ребёнка творческого опыта и, в то же время способствует его приобретению. 10.Литературное творчество школьников как условие развития творческих способностей Это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берет уроки у писателя; с другой - школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи . Трудно представить себе урок без пересказа, хотя бы небольшого: школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передает содержание книг внеклассного, свободного чтения. Школьник пересказывает задания к упражнениям по русскому языку, передает содержание математической задачи, пересказывает правило своими словами. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения. Разнообразие видов пересказа, выработанное опытом, вносит оживление в уроки: известен пересказ, близкий к тексту образца (подробный), выборочный, сжатый - с несколькими степенями сжатия, пересказ с изменением лица рассказчика (образец в первом лице - пересказ в третьем), от лица одного из персонажей (бывает воображаемый рассказ от ?лица? неживого предмета), пересказ драматизированный - в лицах, пересказ с творческими дополнениями и изменениями, пересказ по опорным словам, по связи с картинками - иллюстрациями, пересказ-характеристика, пересказ - описание экспозиции (места действия); пересказ - устное рисование картин, иллюстраций и пр. Изложение (пересказ) относят к числу творческих приемов развития речи учащихся. Предполагается, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного изложения, должен усвоить мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника. Языковые средства усваиваются при чтении, в беседах, в ходе анализа текста, они становятся для школьника своими, и в процессе составления собственного текста ученик не напрягается, вспоминая образец дословно, а строит текст сам, передает содержание мысли. В этой работе повышается самостоятельность, рождаются элементы творчества в ходе воспроизведения. В пересказе (изложении) отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать слушателей. Если он ?вошел в роль?, сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе, значит, тво рческий уровень его речи высок: пересказ превращается в рассказ творимый, а не заученный. Творческие пересказы и изложения - это те пересказы и изложения, в которых личный, творческий момент становится ведущим и определяющим, он заранее предусматривается, касается и содержания, и формы. Это изменение лица рассказчика, введение в рассказ словесных картин - так называемое словесное рисование, это воображаемая экранизация, введение в сюжет новых сцен, фактов, действующих лиц; наконец, это драматизация, инсценирование, театральное воплощение. Вариантом творческого пересказа является передача содержания от лица одного из действующих лиц, например при пересказе сказки ?Серая Шейка? Д.Н. Мамина-Сибиряка от лица лисицы. Ведь лисица не могла знать, что было до ее первого прихода к озеру, а также дальнейшей судьбы уточки. ?Рассказ кизиловой палки в ее собственном изложении? (Тихомиров Д.И. Чему и как учить на уроках русского языка. - М., 1883) - это новое фантастическое повествование с вымышленными героями, с приключениями хозяина этой кизиловой палки. Иными словами, некоторые сцены отпадут, иные могут быть изложены совсем по-новому, а какие-то придуманы заново, на основе творческого воображения. Произойдут изменения и в языке, в нем должен отразиться характер лисицы, которой так хотелось съесть Серую Шейку, а Ванька Жуков расскажет свою историю, вводя в речь слова и обороты речи, свойственные деревенскому мальчику. Изучение родного языка и особенно литературы постепенно вводит учащихся в мир языкового творчества: это и ведение дневника, и переписка, и описания картин природы, пусть даже по заданию учителя, и рисование картин, и декламация стихов, и инсценирование, выпуск газет и журналов, сочинение пьес, это и исследовательская деятельность учащихся по грамматике, истории слов и пр. Иными словами, творчество - это не только стихи; возможно, сочинение стихов не всегда вершина творчества, но ритмическая и рифмованная речь сразу выделяется из прозаических упражнений. Литературные попытки детей чаще всего выходят за рамки уроков, они связаны с внеклассными занятиями, кружковой работой, с клубами. В современной системе образования известны следующие формы организации творческих работ типа сочинения или близких к этому: а) самостоятельное творчество дома, иногда скрываемое: дневники, записи событий или чего-то интересного, важного для школьников, сочинение стихов и пр. Это все делается без заданий учителя, и бывает, что учитель узнает о скрытой творческой деятельности ученика спустя годы. На этом основании эта форма творческой жизни личности не только недооценивается, но даже подвергается осуждению. Это несправедливо: ребенок еще в большей степени, чем взрослый, имеет право на свою тайну, на нестандартное поведение; б) кружки, организуемые школой и другими учреждениями: литературно-творческие, кружки изучения родного языка, театральные, детские клубы, литературные объединения, школьный театр, различные праздники, утренники, встречи, совместные поездки; они дают возможность общения в свободных условиях; в) различные конкурсы, олимпиады, соревнования: конкурс загадок, стихотворных поздравлений к Новому году, к 1 сентября. Конкурсы объявляются в рамках школы, всего города, даже в рамках всей страны. Победителям присуждаются звания лауреатов, как у взрослых; г) выпуск газет и журналов детского творчества. Эти издания теперь выпускаются в сотнях гимназий, обычных средних школ, а нередко для начальных классов выходит самостоятельный журнал. 11.Организация творческой деятельности младших школьников для развития творческих способностей Материалы исследований, посвященные изучению творческих способностей, показывают, что потребность поделиться своими мыслями возникает у ребенка при двух обстоятельствах: во-первых, ученик располагает определенным содержанием, во-вторых, у ребенка имеется (положительное или отрицательное) отношение к этому содержанию, когда оно соответствующим образом затрачивает его эмоциональную сферу. Виды пересказов текста по задачам, которые учащиеся должны в них решать, включает в себя известные элементы творчества. Чтобы выполнить эти пересказы, учащиеся должны определенным образом изменить композицию прочитанного текста под определенным углом зрения, обработать его содержание. Однако на уроках чтения должны иметь место и такие задания, в которых творческая задача ставится перед детьми как прямая, непосредственная. В качестве таких задач должны быть следующие: 1. Составить рассказ из нескольких текстов на заданную тему. 2. Пересказать текст и продолжить его, добавив новые факты, события из жизни героев. 3. Изменить лицо, время глаголов при передаче содержания текста. 4. Составить рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта. 5. Составить или продолжить рассказ по картине или серии картинок, иллюстрирующих прочитанное. 6. Составить рассказ по картине, дающей возможность сопоставить прочитанное и изображенное на картине. 7. Составить рассказ по личным наблюдениям картин природы, близких прочитанному. При проведении формирующего эксперимента, целью которого было развитие творческих способностей младших школьников, перед учащимися была поставлена следующая задача - объединить сходное содержание, имеющееся в нескольких текстах. Для выполнения такого пересказ ребята должны осуществить сложную творческую мыслительную операцию - синтезирование. Под синтезированием обучения понимается объединение, связывание, установление отношений между усвоенными знаниями. Переходим к характеристике выполнения упражнений этого вида пересказа. Перед учащимися ставится задача - составить из двух-трех прочитанных рассказов один. Выполняется данная работа после соответствующей подготовительной беседы, в которой учитель ставит детей перед необходимостью соотносить аналогичные по содержанию части текстов по плану. 12.Заключение Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы: 1) Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. 2) В результате анализа практического опыта педагогов - практиков, научно-методической литературы можно сделать вывод, что воспитательно-образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей и активизации творческой деятельности младших школьников. 3) Рассмотрение условий развития творческих способностей младших школьников позволяет нам выделить пути реализации их развития в процессе проведения уроков чтения. Первый - организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и путём создания педагогических ситуаций творческого характера; а так же организацией самостоятельной творческой работы учащихся начальных классов. И второй путь через приобщение учащихся при изучении литературы к художественно - творческой деятельности. 13. Результативность работы. Подобную работу я считаю продуктивной и пропедевтической для дальнейшего успешного обучения детей в среднем звене. Уровень знаний детей с которыми я работала в течении четырех лет по данной проблеме соответствует нормам ФГОС. Хочется отметить высокую мотивацию детей к обучению, 100% успеваемость, 74% качества. Дети отличаются от своих сверстников, обучающихся по традиционной программе уровнем знаний. Высокий уровень овладения навыком чтения: 34% детей скорость чтения – N, 66% - выше N (N = 90 слов в минуту), все дети понимают прочитанное, ориентируются в литературных понятиях, выполняют анализ прочитанного, охотно работают с творческими заданиями, умеют излагать свои мысли, использовать свои знания в нестандартных ситуациях, добывать знания, оценивать свою работу. 14.Список литературы 1) Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст]- Ростов-на-Дону, 1983.- 274с. 2) Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детcком возрасте [Текст]/Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968.-224с. 3) Введение в педагогическую деятельность [Текст] / А.С. Роботова, Т.В.Леонтьев- М.: Издательский центр ?Академия?,2000.-208с. 4) Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей [Текст] - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-368с. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СП-б.: Питер, 1999-368с. 5) Гликман, И.З. Теория и методика воспитания [Текст]/И.З.Гликман. – М.: Владос, 2002.-176с. 6) Дубровина, И.В. Психология [Текст]/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожин. – М.: Академия,2000-464 с. 7) Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] - М.: Академия, 2000.- 176с. 8) Коломоминский, Я.Л. Психология детского коллектива [Текст]. /Я.Л.Коломинский.-Минск, 1969.-366 с. 9) Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. - М.: Владос, 1999. Косов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность [Текст] - М.: ИПП, Воронеж, 1997.-47с. 10)Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения [Текст] // Начальная школа - 1991.- № 9.- С. 14-16. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 11)Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т.Лихачев. – М.: Юрайт, 1999.-514-515с. 12)Львов М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа - 1993.- № 1.- С. 21-26. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1981. -400с. 13)Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе [Текст]/ Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом ?Ноосфера?, 1999.-300-301с. 14)Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности [Текст] // Вопросы психологии - 1994. - № 5. - С. 86-95. 15)Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]/ В.С.Мухина. – М.: Академия, 1999.-544 с. 16)Немов Р.С. Психология В 3-кн. Кн. 2: Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1995.-496с. 17)Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2001. - № 10.- С. 34-37. 18)Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы [Текст] // Начальная школа - 2001.- № 5.- С. 99-100. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: РПА, 1996. - 604с. 19)Обучение и развитие [Текст]/Под ред. Л.В. Занкова. – М.: Просвещение, 1975.-244с. 20)Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст]/Р.В.Овчарова – М.: Педагогика, 1996.-326с. 21)Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]/Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Академия, 1999.-544с. 22)Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]/И.П.Подласый.-М.:Владос,2000.-176 с. 23)Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]/ В.Д. Шадриков, И.П. Аксимова, Е.Н. Корнеева. -М.: просвещение, 1990.- 142с. 24)Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная [Текст] - М.: Наука, 1990. 25)Проблемы способностей [Текст] / Под ред. В. Н. Мясищева - М.: АПИ, 1962.-308с. 26)Психология личности и деятельности школьника [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Педагогика, 1975. 27)Психологические исследования творческой деятельности [Текст] / Отв. ред. О.К. Тихомиров, М.: Наука, 1975. 28)Психологические условия развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста [Текст] // Вопросы психологии. - 1994.- № 5.- С. 64-68. 29)Развитие творческой активности школьников [Текст]/ Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991.- 155с. 30)Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения [Текст] / Под ред. М.С. Соловейчик. -М.: Академия, 1998.- 284с. 31)Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе [Текст] // Начальная школа - 2000. -№ 12. - С. 101-108. 32)Скакулина Н.П. Творчество и фантазия [Текст] - М.: Просвещение, 1980. 33)Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] — Ярославль: Гринго, 1996.-192с. 34)Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]/Е.О.Смирнова. – М.: Школа – Пресс, 1997.-38-41с. 35)Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст] -М., 1997.-204 . 36)Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М. 1986г. 37)Концепция четырехлетнего начального образования. Нач.школа. 1992г. № 7,8. 38)Концепция гуманизации российского начального образования. 2002г. В.В.Давыдов 39)Беседы с учителем. Методика обучения 1 – 4 кл. Под редакцией Журовой Л.Е. – М. Вентана – Граф, 2004г. 40)Троицкая Т.С., Петухова О.Е. Взрослым по секрету. Новосибирск ИНФОЛИО – пресс. М.1999г. HYPER13PAGE HYPER15 1
Концепция развития творческих способностей учеников на уроках литературного чтения в начальных классах